Тема 12. ИНФОРМАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК В ЭКОНОМИКЕ

1. Информация и ее роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск: отношение субъектов к риску, способы смягчения последствий риска.

2. Асимметричность информации. Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии.

3. Моральный риск и рынок страхования. Проблема «принципал-агент».

4. Деятельность государства по регулированию асимметричности информации.

Ключевые понятия и термины

Агент(agent) – лицо, принимающие экономические решения и действующее по поручению принципала. К агентам в рамках фирмы относятся менеджеры, рабочие.

Асимметрия информации (information asymmetry) – ситуация, возникающая в процессе заключения договоров или сделок, при которой одни участники рыночной сделки располагают важной информацией, которой не обладают другие участники сделки.

Аукцион (auction) – форма организации купли-продажи, где ставки могут изменяться до тех пор, пока товар не будет продан по максимальной (английский аукцион) или минимальной (голландский аукцион) из предложенных цен.

Диверсификация (diversification) – метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.

Информация(information) – сведения, данные, значения, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений.

Моральный риск (moral hazard) – поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией.

Неблагоприятный отбор (adverse selection) – вытеснение с рынка качественного товара.

Нейтральный к риску (risk neutrality) человек – тот, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами.

Неопределенность (uncertainty) – недостаток информации о вероятностных будущих событиях.

Объединение риска (risk pooling) – это метод, направленный на снижение риска пу­тем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Он лежит в основе страхования.

Отрицательный отбор – вытеснение с рынка высококачественных товаров низкокачественными в результате асимметричности информации.

Принципал (principal) – лицо, по поручению которого действует агент. В рамках фирмы принципалом выступает ее собственник.

Противник риска (risk aversion) – человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет определенный, гарантированный резуль­тат ряду неопределенных, рисковых результатов.

Распределение риска (risk spreading) – метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого отно­сительно невелики.

Риск (hazard) – это оцененная субъектом вероятность потерь.

Рыночные сигналы – сигналы, которые продавцы подают покупа­телям для информирования последних о качестве товаров.

Склонным к риску (risk preference) считается человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату.

Спекуляция (speculation) – деятельность, выражающаяся в покупке с целью перепродажи его на том же рынке по более высокой цене че­рез какой-то промежуток времени.

Фьючерс (futures) – срочный контракт о поставке к определенной в будущем дате некоторого количества товара по существующей ныне цене.

Хеджирование (hedging) – страхование от неблагоприятного изме­нения цен в момент планируемой покупки или продажи актива, харак­теризующегося неопределенностью цены.

Литература: [4, с. 330–353; 5, с. 386–419; 6, с. 531–558; 9, с. 671–677; 10, с. 548–598; 11, с. 322–341; 12, с. 316–350; 13, с. 185–210; 16, с. 419–420].

Тесты и задачи

1. «Несовершенство» информации проявляется в:

а) неизвестности информации для участников рынка;

б) рациональном поведении экономических субъектов;

в) наличии сведений о ценах, инфляции, доходах и т. д.;

г) отсутствии ее.

2. Асимметричная информация – это информация, где:

а) имеются недостоверные данные;

б) содержатся различные сведения в представленном источнике;

в) не проявляются причинно-следственные связи;

г) одни участники обладают большим объемом информации по сравнению с другими.

3. Последствиями асимметричности информации являются:

а) отрицательный и положительный внешние эффекты;

б) рост цен на качественные товары;

в) отрицательный (неблагоприятный) отбор и моральный риск;

г) рост цен на качественные товары и снижение на менее качественные.

4. Диверсификация – это:

а) действия, направленные на снижение риска;

б) процедура определения стоимости портфеля ценных бумаг;

в) процедура расчетов между операторами фондового рынка;

г) правильных ответов нет.

5. Неопределенность в экономике порождается:

а) желанием участников рынка передать полную информацию;

б) желанием участников рынка передать недостоверную, ложную информацию;

в) желанием участников рынка скрыть информацию в целях получения собственной выгоды;

г) оценкой участниками рынка только того, что нравится им самим.

6. Страхование является прибыльной деятельностью, так как:

а) предотвращает риск;

б) объединяет риск большого числа клиентов;

в) суммарные взносы по страховым полисам значительны;

г) страховой взнос каждого клиента превышает ожидаемые убытки.

Ответы: 1. а); 2. г); 3. в); 4. а); 5. в); 6. г).

Задача. Владелец автомобиля ценой 25 тыс. у.е. застраховал его от угона на всю сумму. Вероятность угона оценивалась страховой компанией в 5 %. Затем у владельца появилось желание поменять автомобиль. Продажа автомобиля и покупка нового стоит дополнительных затрат, а халатные действия по эксплуатации автомобиля увеличивали бы вероятность угона до 60 %. Оцените ущерб страховой компании в случае морального риска и предложите меры по его снижению.

Решение.Ожидаемый ущерб от угона автомобиля равен 25 × 0,05 = = 1,25 тыс. у.е. Предпола­гается, что владелец автомобиля предпримет элементарные действия по его сохран­ности. В противном случае ожидаемый ущерб составит: 25 × 0,6 = 15 тыс. у.е. Ущерб страховой компании составит: 15 – 1,25 = 13,75 тыс. у.е. Страхование на всю сумму в 25 тыс. рублей было ошибкой страховой компании.

Ответ:13,75 тыс. у.е.

Наши рекомендации