Субъекты экономических отношений и их функции
(о третьем субъекте ― государстве и его экономических функциях ― смотри ниже)
Субъект экономических отношений | Функции субъектов экономических отношений |
Домашнее хозяйство ― 1) основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики; 2) экономическая единица (субъект, агент) в составе одного или нескольких лиц (обычно ― семья); она владеет факторами производства, самостоятельно принимает хозяйственные решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. Совокупность всех домашних хозяйств в стране составляет потребительский сектор экономики. | 1) потребление благ и тем самым обеспечение необходимого для экономики в целом потребительского спроса; 2) участие в формировании доходной части бюджета государства через уплату налогов; 3) обеспечение экономики ресурсами/факторами производства, в первую очередь трудовыми; 4) трудовые функции ―4.1.личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и фермерство, в котором домашнее хозяйство и фирма объединены в одном субъекте, так же как в случае индивидуальной трудовой деятельности (ИТД); 4.2. самообслуживание (уборка, готовка пищи и др.). Сфера интересов ― максимизация полезности благ, приобретаемых на доходы. |
Фирма (предприятие) ―экономическая единица, которая, используя факторы производства для создания и последующей продажи благ остальным субъектам экономики, самостоятельно принимает хозяйственные решения, отвечая на три вопроса экономики ― что производить, как производить, для кого производить. Бизнес― деловое предприятие (фирма), функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Ведение бизнеса предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве. Основной мотив деятельности коммерческой фирмы (предприятия) – стремление к получению максимальных доходов от осуществления собственного производства. Совокупность фирм, реализующих такую цель, называется предпринимательским сектором экономики. | 1) производство и распределение продукта и получение доходов; 2) покупка ресурсов (факторов производства); 3) создание рабочих мест; 4) распределение доходов на налоги, производственное и непроизводственное потребление, сбережения; 5) обеспечение функционирования предпринимательского сектора экономики. Сфера интересов ― максимизация прибыли, использование ее не на личное потребление, а на расширение деятельности (то есть на экспансию и укрепление экономической власти). |
•Элементы рыночного механизма
1) спрос (D) ― вынесенная на рынок платежеспособная потребность;
2) предложение (S) ― совокупность находящихся на рынке товаров или способных быть доставленным на него;
3) децентрализованный ценовой сигнал― дерерсонифицированный информатор множеств продавцов и покупателей того или иного товара;
4) рыночное равновесие и рыночная цена― состояние рынка и уровень цен, отражающие равенство спроса и предложения. Точка равновесия Е находится в пункте пересечения кривой спроса и кривой предложения. Соответствующая точке равновесия цена PE получает название равновесной цены, ибо именно при этом ее уровне уравновешиваются объемы спроса и предложения: QE = QD = QS.
Однако точка равновесия и равновесная цена модифицируются под воздействием ряда других (неценовых) факторов, таких как изменение уровней доходов семей, наличие товаров-заменителей (субститутов) и др., цены которых могут успешно конкурировать.
Рыночное равновесие бывает мгновенным (при неизменном предложении), кратковременным (при изменении объема производства, но при том же числе фирм и предприятий) и длительным (в случае, когда фирмы и предприятия, а также экономическая конъюнктура адаптировались к новому уровню спроса).
5) Конкуренция ― поиск хозяйствующим субъектом наиболее оптимальных условий осуществления своей хозяйственной деятельности и достижении максимально возможного положительного результата, выгоды.
Источником оптимизации поиска в заявленном контексте является знание субъектами рыночных отношений рыночной конъюнктуры и конъюнктуры экономической, а условием здоровой, то есть добросовестной конкуренции является развитость и общедоступность для всех экономических агентов рыночной инфраструктуры.
Рыночная конъюнктура ―ситуация, складывающаяся на рынке определенного товара, то есть информация о: а) наличии продавцов и покупателей данного товара (услуги), б) качественных и количественных показателях рынка (цены, объемах спроса и предложения данного товара), в) тенденциях развития рынка конкретного товара (услуги) (о его движении либо к дефициту, либо к перепроизводству). В наиболее сжатом виде сведения о рыночной конъюнктуре содержатся в информации, характеризующей уровень цен на товар (услугу).
Конъюнктура экономическая― временная экономическая ситуация, характеризующая совокупность признаков, выражающих текущее состояние мировой экономики или экономики страны, региона или рынка товаров в определенный период времени. Этими признаками являются следующие: а) динамика производства и строительства; б) движение внутренней и внешней торговли; в) движение товарных запасов; г) динамика цен; д) динамика процента; е) динамика курсов ценных бумаг; ж) динамика прибылей; з) динамика издержек производства; и) численность занятых и безработных; к) динамика денежных доходов населения и др.
Сопоставление цены и издержек на производство товара позволяет предприятию определить: а) каким образом оно будет производить товар; б) то, насколько доход от реализации возместит затраты на производство; в) величину прибыли от деятельности.
Рыночная инфраструктура―система хозяйственных организаций и некоммерческих учреждений, оказывающих услуги фирмам и населению, необходимые для нормального функционирования производства и обращения товаров и услуг, а также жизнедеятельности людей.
В инфраструктуре выделяют 5 блоков:
1) коммерческий, включающий в себя банки и биржи; брокерские фирмы и фонды, финансовые институты, налоговую и арбитражную системы; оптовые предприятия; аукционы и ярмарки; страховые общества, консультативные, аудиторские, рекламно-маркетинговые и посреднические фирмы и др.;
2) производственный, элементами которого являются дороги и связь, транспорт и логистика, складское хозяйство, водоснабжение и внешнее энергоснабжение и др.;
3) научно-технический― наука, информационные сети; лизинговые, инжиниринговые фирмы; система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
4) социальный― образование; здравоохранение; институты культуры и искусства, туризма и досуга; спортивные сооружения; предприятия сферы обслуживания; жилищно-коммунальное хозяйство; Центры занятости;
5) институциональный. В данном контексте под институтами понимаются ряд норм и правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие институты-организации и механизмы контроля за соблюдением данных правил.
Функции рыночной инфраструктуры: 1) организация заключения контрактов на поставку продукции; 2) продвижение товарных потоков по отраслям и регионам.
•Функции рынка
1) информационная, или источник ценового импульса (сигнала) о достоверной рыночной конъюнктуре;
2) посредническая.Выступая в качестве посредника между производством и потреблением, товаропроизводителем и потребителем, продавцом и покупателем, рынок связывает воедино сферу производства и потребления;
3) ценообразующая. Эта функция связана с образованием на рынке товаров и услуг цен равновесия (РЕ);
4) регулирование экономических процессов на основе спроса и предложения. Рыночная экономика основана на принципе эквивалентного обмена товарами и услугами, а процесс такого обмена регулируется отношениями между спросом и предложением.
5) признание общественной полезности товаров и услуг. Данная функция проявляется, прежде всего, в таких категориях экономической теории как «стоимость» и «полезность», содержание которых есть производное двух важнейших свойств товара или услуги: потребительной стоимости, то есть свойства товара удовлетворять конкретную потребность потребителя, и меновой стоимости, то есть свойства товара или услуги обмениваться на другой товар или услугу. При этом стоить знать, что деньги ― это товар со свойством всеобщего эквивалента.
6) стимулирующее воздействие в плане снижения затрат и обновления техники и технологии.Механизм рыночных цен трансформирует индивидуальные затраты (издержки) в общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ), разоряя и принуждая покинуть рынок (отрасль) фирмы с неэффективным производством, то есть те, у которых средние издержки (затраты) производства продукции выше, чем уровень рыночной цены. Напротив, в этих условиях выживают и процветают фирмы с высоким уровнем производительности труда, ресурсосберегающей технологией, эффективным и рациональным ведением хозяйств (см. концепцию кривой производственных возможностей (КПВ), или границ технологических возможностей);
7) санирование производства и дифференциация товаропроизводителей. Дифференциация доходов в рыночном хозяйстве ― объективный результат действия механизма цен, результат признания/непризнания общественной полезности продукта труда конкретного товаропроизводителя на рынке. Как следствие, жаловаться на несправедливость рынка, согласно Хайеку, это то же самое, что жаловаться на несправедливость солнечной системы.
•
При анализе рыночного механизма в целом, и его элементов в частности, принципиально характеризовать период времени, в котором они рассматриваются. Речь идет о краткосрочном и долгосрочном периодах.
Краткосрочный период, или период фиксированных мощностей, ― 1)время, в течение которого производители и потребители, продавцы и покупатели не успевают полностью приспособиться к изменившимся рыночным условиям; 2)промежуток времени слишком короткий, чтобы фирма (предприятие) смогла изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности использования этих фиксированных мощностей за счет трансформации умений в навыки, что высвобождает время, в течение которого и производится приростное количество продукции при той же производительности труда.
Долгосрочный период, или период изменяющихся производственных мощностей, ― 1)время достаточное длительное, чтобы производители и потребители, продавцы и покупатели успели полностью приспособиться к новым рыночным условиям; 2)период времени, в процессе которого все факторы производства (ресурсы, издержки) становятся (являются) переменными.
***
۩Чем определяются в рыночной экономике ответы на три главных вопроса для любой системы хозяйствования: Что? Как? Для кого производить?
Со времен Аристотеля и до наших дней теория и практика экономики пытаются ответить на три вопроса экономики:
· Что следует производить из ограниченных ресурсов и в каком количестве? Другими словами, какова должна быть оптимальнаяструктура производства.
· Какнадо производить товары или услуги, из каких ресурсов, с помощью каких технологий, какая комбинация факторов производства (труда, капитала, земли, предпринимательских способностей)окажется наиболее производительной? Другими словами, какова должна быть технология производства.
Технология(от греческого tekhne, обозначавшего искусство формообразования, ремесло и loqia, означившего область познания) ― в самом широком смысле ― методы обработки, то есть изменения состава, состояния, свойства и формы природных веществ или иного сырья, полуфабрикатов для изготовления, получения необходимых средств деятельности, благ и т. п. е
Технологияобозначает также и систему знаний (прикладную науку) о названных методах.
Иначе говоря, технология― общий термин для обозначения прежде всего процессов, с помощью которых род человеческий создает все средства для улучшения понимания материальной среды своего обитания, для усиления контроля над этой средой и более разумного управления ею. Средства могут быть информационными (идеальными), в числе которых ― научные гипотезы, теории, методики расчета и т. п., а также материальными ― орудия, приборы, системы машин.
В антропологии технология ― корпус знаний, доступных цивилизации, используемых для формирования орудий, для реализации умений и навыков ручного труда, а также для получения и накопления различных материалов (веществ).
Технология и культура связаны самым тесным образом, неотделимы друг от друга: технология, с одной стороны, есть продукт культурного развития, а с другой стороны она выступает как основа дальнейшего развития культуры, а также и как необходимое условие ее совершенствования.
· Для кого производить, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между собой? Другими словами, какова сфера потребления произведенного продукта труда.
NB!Ответы на первый и третий вопросы экономики в своей основе востребуют философского, гуманистического, гуманитарного по своей сути образа мышления. При ответе на второй вопрос принципиальна ориентация на внедрение высокотехнологичных, ресурсосберегающих и безотходных технологий, то есть реальное желание знать и внедрять достижения естественных наук в процесс производства. Решение вопросов Что? Как? Для кого? каждая из экономических систем обеспечивает по-своему, о чем подробнее см. в Теме 1.1. «Хозяйственные системы» |
۩Ресурсы и факторы производства
Производство невозможно без определенного набора ресурсов, или факторов производства.
Ресурсы― средства, которые могут быть используемыми для производства экономических благ.
Основными видами ресурсов производства выступают:
• трудовые ресурсы ― население в трудоспособном возрасте (оно может иметь разную социально–демографическую, профессионально–квалификационную и культурно– образовательную структуру);
• труд ― целесообразная человеческая деятельность, направленная на создание экономических благ;
• капитал ― созданные прошлым трудом (рукотворные) блага, используемые для производства товаров и услуг;
• земля, естественные ресурсы ― данные природой вещества и силы, условия, пригодные и необходимые для производства товаров и услуг (они могут быть исчерпаемыми и неисчерпаемыми, возобновляемыми и невозобновляемыми);
• предпринимательство, предпринимательские способности ― управленческие способности, а также способности создавать новшества и идти на риск;
• управленческие способности ― способность рационально и наиболее эффективно сочетать (использовать) ресурсы для производства экономических благ;
• интеллектуальный продукт ― результат духовной, интеллектуальной деятельности. В состав интеллектуального продукта входят: изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описание технологий; литературные, музыкальные, художественные произведения; творения искусства;
• финансовые ресурсы ― денежные средства, которые общество может выделить на нужды производства;
• информация ― сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, которые уменьшают степень незнания.
Факторы производства― это действительно вовлеченные, взаимодействующие между собой в процессе производства ресурсы.
Современная экономическая теория анализирует 4 фактора производства.
• «Труд» как фактор производства (L)― комбинация физических и умственных способностей человека, которые могут быть применены для производства благ (за исключением особого вида человеческих талантов, а именно – предпринимательской способности). Собственники фактора «труд» зарабатывают доход, называемый «заработная плата» (w).
• «Земля» как фактор производства (N)― все естественные ресурсы, или «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе (пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, других полезных ископаемых, водные ресурсы). Собственник фактора «земля» получает доход в виде ренты (R).
• «Капитал» (инвестиционные ресурсы) как фактор производства (K)― охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды зданий, сооружений, инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств называется инвестированием (I). В этом смысле термин «капитал» не подразумевает деньги: деньги как таковые ничего не производят, а, следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом.
Физический капитал― то, с помощью чего можно увеличить продуктивность земли и труда.
С 1960-х годов первым среди равных объектом инвестирования стал фактор, получивший в экономической теории название «человеческий капитал», под которым понимается часть продуктивного капитала, которая может быть увеличена благодаря следствию образованности, квалификации и поддержанию физического и психологического здоровья работника.
Собственник фактора «капитал» получает доход (плату за услуги капитала), называемый процентом (r).
• «Предпринимательские способности» как фактор производства (H)― специальные способности людей, позволяющие собрать другие факторы производства в эффективную комбинацию. Принципиально то, что предприниматель берет на себя всю сумму риска: не только риск производить что-то, но и риск, связанный с обязанностью заплатить владельцу земли ― ренту, владельцу рабочей силы ― заработную плату, владельцу капитала ― процент. В то же время никто не гарантирует предпринимателю, что сам он не сработает в убыток, а тоже получит доход.
Доход предпринимателя называется «нормальная, или предпринимательская, прибыль».
۩Поведенческие модели человека рынка
Потребитель, выбирая товары и услуги, своим экономическим поведением активно воздействует на производство, стимулирует его развитие. Под поведением экономическим понимается образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности, жизни.
Потребитель ― это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из субъектов экономических отношений ― домашнее хозяйство, фирма и государство в целом.
Цель потребителя ― извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
Ограничения на пути достижения цели потребителя: а) семейный (потребительский) бюджет ― баланс денежных доходов и расходов семьи; б) цены на товары и услуги; в) ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Следствием сказанного является проблема рационального выбора, присущая каждому экономическому субъекту как покупателю.
Рациональное поведение потребителя ― это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Другими словами, это поведение, которому свойственно тройственное вопрошание: Хочу? Могу? Буду?
NB! Смысл рациональности ― стремление к оптимизации, к достижению наилучшего результата, максимально возможной выгоды при наименьших затратах. К условиям, без которых невозможно рациональное экономической поведение, относят: а) обладание полной (всей) информацией; б) способность правильно обработать или расшифровать информацию (например, сделать верные исчисления, прогнозы); в) свобода выбора, свобода принятия решений; г) свободный доступ к ресурсам, свободное их перемещение и др. *** Многие путают экономность с жадностью, между тем это совершенно разные понятия. Жадность ― это когда очень хочешь иметь нечто материальное, но не желаешь тратиться. А экономность ― философия жизни: довольствуешься малым не потому, что не можешь позволить себе большего, а потому что считаешь это большее неважным, незначительным и совершенно не нужным. |
Экономическая теория интерпретирует разнообразные поведенческие модели человека рынка.К основным направлениям из них относятся следующие модели.
Первое направление связано с рациональностью.
· модель «человека экономического», или «homo economicus» ― индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность (удовлетворение, благосостояние, счастье …) в условиях альтернативного выбора ограниченности ресурсов, основнымиз которых является его денежный доход;
· модель «полной рациональности» ― человек наилучшим образом из возможных условий использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимальные выгоды при минимальных затратах);
· модель «ограниченной рациональности» ― человек сознательно стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информации;
· модель «органической рациональности» ― рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами, либо традициями, то есть воздействие на людей рационализируется формальными и неформальными правилами поведения.
Второе направление представлено сторонниками исторической школы экономики, институционализма и кейнсианства.Так,согласно Д. Норту, помимо индивидуальной полезности, во многих случаях следует говорить не только о личной выгоде, но и об альтруизме, то есть о бескорыстной заботе о благе других, готовности жертвовать для других личными интересами, и самоограничении, которые радикально влияют на результаты выбора.
Третье направление ― модель «социально индивидуального человека» предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми групповыми связями и размытыми, нежесткими границами между социальными общностями.
Вывод:«рациональным» экономисты считают такое поведение покупателя, когда структура и очередность его покупок отражают структуру и степень важности его личных потребностей, а выбранный им набор товаров способен обеспечить максимальное удовлетворение потребности при ограниченном размере денежного дохода.
Основные понятия
Бизнес | Рыночная инфраструктура |
Государство | Рыночная цена |
Долгосрочный период в экономике | Рыночное равновесие |
Домашнее хозяйство | Спрос |
Жадность | Технология |
Закон общественного труда | Товарное производство |
Капиталистическое товарное производство | Три вопроса экономики |
Конкуренция | Условия рационального экономического поведения |
Конъюнктура экономическая | Факторы производства |
Краткосрочный период в экономике | Физические лица |
Общественное разделение труда | Физический капитал |
Потребитель | Фирма |
Предложение | Формы разделения труда |
Простое товарное производство | Формы общественного разделения труда |
Разделение труда | Функции рынка |
Разделение труда общественное | Функции рыночной инфраструктуры |
Рациональное поведение потребителя | Хозяйственная автономия субъекта рынка |
Режим частной собственности | Человеческий капитал |
Рынок | Экономическая обособленность субъектов рынка |
Ресурсы | Экономность |
Рыночная конъюнктура | Юридические лица |