Олигополия, монополистическая конкуренция

Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции и по многим признакам напоминает чистую монополию. Термин «олигополия» был введен в научный оборот английским экономистом Э. Чемберлином.

Отличительными признаками олигополии являются следующие:

1) в отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от двух до пяти);

2) эти фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение, а фирма - на рыночную цену, т. е. осуществлять рыночную власть;

3) продукт может быть как однородным, так и дифференцированным;

4) вход в отрасль ограничен различными барьерами;

5) кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии.

Двумя ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Ввиду малочисленности фирм поведение одной из них может вызвать самую различную реакцию (в том числе и непредсказуемую) у фирм-конкурентов. Такая реакция отражается на рыночной позиции фирмы, поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов.

В экономической теории рассматривается несколько моделей олигополии.

1. Модель картеля.

Фирмы-олигополисты могут ограничить конкуренцию между собой, а также предотвратить вступление в отрасль новых фирм, заключив тайное соглашение. Предметом соглашения может стать выравнивание или фиксация цен, либо закрепление долей поставок продукции на рынок.

2. Модель ценового лидерства.

В данной модели самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие придерживаются этой цены. Следуя за изменением цены лидера, ведомые фирмы являются «ценополучателями». Фирма-лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких фирм, идущих в его фарватере.

3.Модель дуополии Курно.

Эта модель основывается на трех посылках: 1) в отрасли существует лишь две фирмы; 2) каждая фирма воспринимает объем производства другой как данность; 3) обе фирмы максимизируют прибыль.

Логика рассуждения такова. В начальный момент в отрасли есть только одна фирма, производящая весь отраслевой объем продукции. Появляется новая фирма и начинает функционировать, считая, что производство и цена «старой» фирмы остаются прежними. Чтобы пробиться на рынок, новая фирма понижает цену на свой товар и отнимает некоторый сегмент рынка у старой фирмы. Та воспринимает сложившуюся ситуацию как данность и сокращает выпуск продукции соответственно снизившемуся на нее спросу. Новая фирма принимает ситуацию как данность и, чтобы еще более укрепиться на рынке, вновь снижает цену на свой товар и отвоевывает новый сегмент рынка. Старая фирма мирится с возросшим объемом производства и ценой новой фирмы и снова сокращает свой объем производства и свое присутствие на рынке. Так постепенно фирмы приходят к такому разделу рынка, который соответствует соотношению их сил.

4. Модель ломаной кривой спроса.

Эта модель предполагает, что в случае повышения цены одной из фирм ее конкуренты не последуют ее примеру. Если же одна из фирм понизит цену, то конкуренты вынуждены будут сделать то же самое. Теория исходит из предположения, что эластичность спроса в ответ на повышение цены и в ответ на понижение цены будет разной. В результате кривая спроса будет состоять из двух разных кривых, образуя «излом» (рис. 12.1).

олигополия, монополистическая конкуренция - student2.ru

Рис. 12.1. Ломаная кривая спроса

Соответственно, кривая предельного дохода также будет состоять из двух кривых, между которыми образуется вертикальный разрыв, соответствующий точке излома кривой спроса.

Модель ломаной кривой спроса обосновывает тезис об относительной стабильности рыночной цены в условиях олигополии. Если фирма

повышает цену, а конкуренты - нет, спрос на продукт данной фирмы быстро сократится, и она будет вынуждена вернуться к прежнему

уровню цены. Если фирма понижает цену, конкуренты поступают так же, поэтому фирма не может завоевать больший сегмент рынка и добиться увеличения спроса, так что понижение цены не имеет особого смысла.

5. Модель теории игр.

Теория игр описывает ситуацию, где ценовое решение одной фирмы зависит от прогнозируемой реакции соперника. Обычно доходы каждой фирмы выше, если фирмы кооперируются с другими производителями в отрасли.

Монополистическая конкуренция – это одна из форм несовершенной конкуренции, которая сочетает элементы монополии и конкуренции. Для нее характерны следующие классификационные признаки:

1) на отраслевом рынке присутствует много фирм; в этом сходство с совершенной конкуренцией;

2) отдельная фирма поставляет на рынок небольшой по сравнению с отраслевым предложением объем продукции, поэтому не может существенно влиять на рыночную цену;

3) барьеры для притока новых капиталов незначительны, вход и выход относительно свободны;

4) кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы менее эластична, чем кривая совершенно конкурентной фирмы, но более эластична, чем у монополии;

5) у продукта фирмы существует много близких заменителей, однако данный продукт дифференцирован и чем-то отличен от аналогичной продукции отрасли. Отличительной особенностью этого типа рыночной структуры является применение неценовой конкуренции.

План семинарских занятий

1. Характерные черты олигополии.

2. Стратегия ценообразования и производства в условиях олигополии.

3. Характерные черты монополистической конкуренции.

4. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции (случай максимизации прибыли, минимизации убытков).

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определения следующих понятий:

олигополия, монопсония, картель, модель Курно, модель ломанной кривой спроса, модель ценового лидерства, индекс Герфиндаля, монополистическая конкуренция, неценовая конкуренция, дифференциация продукта.

Основные термины и понятия

Каждому из приведенных ниже определений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие.

а) олигополия

б) дуополия

в) монопсония

г) монополистическая конкуренция

д) картель

е) тайный сговор

ж) ломанная кривая спроса

з) ценовой лидер

и) ценовые войны

к) дифференциация продукта

1. Тип рынка, на котором продукт предлагает небольшое число крупных фирм.

2. Последовательное снижение цен конкурирующими фирмами.

3. Рыночная ситуация, при которой относительно большое число (несколько десятков) небольших фирм предлагают товары, являющиеся близкими заменителями.

4. Ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объем выпуска.

5. Модель рыночной структуры, при которой две фирмы, являющиеся конкурентами, являются единственными, кто предлагает на рынке идентичные товары.

7. Кривая спроса на продукцию, основанная на предположении, что конкуренты присоединяются к его решению о снижении цен, но не последует за ней, если она приняла решение о повышении цен.

8. Крупная кампания, определяет ценовую политику, которой вынуждены придерживаться все остальные.

9. Различия между аналогичными товарами, производимыми разными фирмами.

10. Ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.

Упражнения

1. Каждому утверждению в левом столбце табл. 12.1 подберите продолжение из правого.

Таблица 12.1

Определение Категория
1. Отсутствие входных барьеров характерно для… А. Олигополии
2. Рынок, представленный группой продавцов, объеденных соглашением о его разделе и общей цене, характерен для… Б. Ценовая дискриминация
3. Ситуация, в которой общество несет потери из-за высоких цен при низком выпуске, характерна для… В. Совершенной конкуренции
4. Рынок, на котором несколько продавцов могут оказывать влияние на цену в отрасли, характерно для.. Г. Рынка совершенной конкуренции
5. Ситуация, когда назначаются разные цены на один и тот же товар, характерна для… Д. Совершенной конкуренции
6. Ограниченность ресурсов – главный фактор, формирующий ситуацию, характерную для… Е. Картеля
7. Отсутствие кривой предложения характерно для... Ж. Конкуренции
8. Рынок с большим числом фирм, производящих взаимозаменяемые товары, характерен для… З. Монополистического рынка
9. Ситуация, когда любой объем выпуска продукции продается по одинаковой цене, характерна для… И. Монополии
10. Чем меньше заменителей имеет продукт, тем ближе монополистическая конкуренция к ситуации, характерной для… К. Монополистической конкуренции

2. На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, обладающие равными долями рынка и устанавли­вающими одинаковые цены на товар. На основании данных, приведенных в табл. 12.2, ответьте на следующие вопросы:

Таблица 12.2

Цена, руб.
Объем спроса, шт.
Общие издержки, руб.

а) какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

б) если сохраняется данное предположение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?

в) есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?

г) появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?

3. Для каждой ситуации, приведенной в правом столбце табл. 12.3, найдите соответствующий тип рыночной структуры, приведенный в левом.

Таблица 12.3

Тип рыночной структуры Ситуация
1. Совершенная конкуренция А. На рынке оперирует большое количество поставщиков, предлагающих джинсы по относительно схожим ценам
2. Монополия Б. Большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одина­ковым ценам
3. Монополистическая конкуренция В. Имеется единственный покупатель деревообрабатывающего оборудования
4. Олигополия Г. Несколько крупных фирм функционируют на рынке холодильного оборудования.
5. Монопсония Д. На рынке оперирует единственный поставщик спутникового телевидения
  Е. Единственная фирма производит навигационные приборы

4. На рис. 12.2 представлена фирма, оперирующая в условиях монопо­листической конкуренции. Определите:

S X H
C
n o z Рис. 12.2. Фирма в условиях монополистической конкуренции
Е   K M   L  
a b с d
  Q  

а) при каком объеме производства фирма максимизирует прибыль?

б) по какой цене фирма будет продавать данный объем продукции?

в) будет ли фирма получать в этой ситуации экономическую прибыль. Если да, то какова ее величина?

г) на каком временном интервале функционирует фирма: долгосрочном или краткосрочном? Объясните ваш ответ.

5. На рис. 12.3 показана специфическая модель рынка олигополии. Определите:

2 4 6 8 10 12 MR
Р, руб.            
D
Q, шт.

Рис. 12.3. Рынок олигополии

а) какая модель олигополистического рынка представлена на рисунке;

б) если предельные издержки фирмы постоянны и равны 3,5 руб., то какой объем выпуска выберет фирма? Какую при этом установит цену;

в) если предельные издержки увеличатся до 5 руб., как изменятся параметры (объем выпуска и цена) равновесия фирмы;

г) в каком интервале объема выпуска олигополист сталкивается с собствен­ной кривой спроса;

д) в каком интервале объема выпуска олигополист сталкивается с кривой рыночного спроса?

Тесты

1. Монопсония - это такая рыночная структура, при которой:

а) товар однороден, входные барьеры на рынок отсутствуют, имеется два продавца и множество покупателей;

б) имеется много покупателей и продавцов, входные барьеры отсутствуют, продукт различается с точки зрения покупателей;

в) на рынке имеется много продавцов и один покупатель, товар однородный;

г) на рынке имеется один продавец и несколько покупателей.

2. Ломаная кривая спроса показывает:

а) что издержки остаются относительно стабильными;

б) что фирмы не реагируют на увеличение цены конкурентами, но уменьшают цены в ответ на снижение цен конкурентами;

в) что цена товара не превышает предельного дохода;

г) что фирмы состоят в картельном соглашении.

3. Сформированный картель будет действовать:

а) как монополистический конкурент;

б) как совершенный конкурент;

в) как монополия;

г) как объединение, стремящееся увеличить предложение то­варов.

4. Цель ценовой дискриминации заключается в:

а) снижении уровня благосостояния потребителей;

б) максимизации объема продаж;

в) уменьшении количества покупателей;

г) установлении максимальной цены для каждого покупателя.

5. Определяющей особенностью олигополистического рынка является:

а) наличие монопольной власти у одного из участников;

б) отсутствие дифференциации продукции;

в) наличие непреодолимых отраслевых барьеров;

г) реагирование фирм на поведение друг друга.

6. Если действующие на олигополистическом рынке фирмы реализуют стратегию блокирующего ценообразования, то можно утверждать, что они:

а) будут получать максимальные прибыли;

б) будут продавать по ценам, близким к средним издержкам производства;

в) будут активно проводить ценовую дискриминацию;

г) установят самые высокие цены на свой продукт.

7. Если отрасль характеризуется наличием доминирующей фирмы, то это свидетельствует о том, что:

а) отраслевая цена будет выше цены совершенно конкурентного рынка;

б) фирмы-аутсайдеры не смогут получать прибыль;

в) цены фирм-аутсайдеров будут сопоставимы с ценой доминирующей фирмы;

г) только у доминирующей фирмы прибыль будет максимизирована;

д) на рынке возникнет «ценовая война».

8. Принципиальной особенностью модели дуополии Курно является:

а) равенство предельных издержек фирм;

б) однородность продукции фирм;

в) выпуск конкурента задан;

г) цены конкурента заданы;

д) поведение конкурентов задано.

9. В соответствии с моделью Курно фирмы с одинаковыми и постоянными предельными издержками:

а) делят рынок пополам;

б) снижают цену до уровня предельных издержек;

в) увеличивают выпуск до уровня совершенной конкуренции;

г) образуют картель, сокращая выпуск до монопольного уровня.

10. Если фирмы стратегически взаимодействуют между собой, то результатом этого будет:

а) максимизация отраслевой прибыли;

б) усиление однородности продукции;

в) прекращение конкуренции;

г) снижение издержек производства.

11. Если картель сформирован, то при прочих равных условиях причиной его разрушения в будущем может стать:

а) стремление участников картеля к максимизации прибыли;

б) наличие различий в издержках производства;

в) наличие различий в качественных параметрах продукта;

г) наличие различий в контролируемых долях рынка;

д) наличие несговорчивых фирм.

12. Вероятность сохранения картеля будет тем выше, чем:

а) более активно фирмы внедряют достижения научно-технического прогресса;

б) более эластичным является рыночный спрос;

в) более ограниченным является число мест отгрузки продукции;

г) менее эффективными являются способы обнаружения нарушения соглашения;

д) жестче санкции за нарушение антимонопольного законодательства.

13.Что из перечисленного представляет собой барьер для про­никновения на отраслевой рынок новых фирм?

а) патентное законодательство;

б) лояльность торговой марке;

в) эффект масштаба;

г) проведение фирмами согласованной ценовой политики.

14. В условиях олигополии производители не прибегают к снижению цен, поскольку:

а) они и так продают товары по самым низким из возможных ценам;

б) методом снижения цен они не могут привлечь новых покупателей;
в) они стремятся установить самую высокую цену, по которой их то­вары можно продать;

г) другие фирмы в отрасли могут последовать их примеру.

15. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют такую общую черту, как:

а) выпуск дифференцированных товаров;

б) множество покупателей и продавцов;

в) горизонтальная кривая спроса на продукт каждой фирмы;

г) выпуск однородных товаров.

16. Монополистически конкурентная фирма будет находиться в состоянии равновесия в долгосрочном периоде, если:

а) P>MC, P= ATCmin;

б) P=MC, P> ATCmin;

в) MR=MC, P> ATCmin;

г) MR=MC, P< ATCmin.

17. На рынке монополистической конкуренции:

а) роль рекламы ничтожна;

б) отдельный покупатель способен повлиять на цену продукта;

в) действия одного продавца не оказывают влияния на действия остальных;

г) товары отличаются по дизайну и по условиям продажи.

18. Для потребителей монополистическая конкуренция выгодна тем, что:

а) дифференциация продуктов способствует удовлетворению различных вкусов потребителей;

б) фирма производит оптимальный объем продукции;

в) ожесточенные ценовые войны между фирмами выгодны покупателям;

г) использование ресурсов наиболее эффективно.

19. Ценовая дискриминация невозможна в условиях:

а) совершенной конкуренции;

б) монополистической конкуренции;

в) олигополии;

г) монопсонии.

20. На рис. 12.4 представлены графики издержек фирмы, работающей в условиях монополистической конкуренции. Фирма допустит ошибку, если установит цену Р, так как:

а) при данной цене MR>MC;

б) эта цена превышает ту, при которой можно получить максимум прибыли;

в) объем выпуска при данной цене меньше оптимального;

г) при данной цене АТС>MC.

МС АТС   AVC
C   Р
MR D   Рис. 12.4. Фирма в условиях монополистической конкуренции
Q  

21. Главное различие между монополией и монополистической конкуренцией заключается в следующем:

а) монополия способна присваивать чистую прибыль в долго­срочном периоде, а монополистически конкурентная фирма не способна;

б) монополия обладает монополистической властью, а монополистически конкурентная фирма не обладает;

в) условие Р>MR верно для монополии, а условие Р=MR -для монополистически конкурентной фирмы.

22. Выручка монополистического конкурента при достижении оптимального объёма производства составит:

МС АТС     AVC
C
  MR D   26 34 44 55 Рис. 12.5. Фирмы в условиях монополистической конкуренции
   
  Q  

а) 858;

б) 952;

в) 1540;

г) 1598.

23. Какая формула верна в условиях монополистической конкуренции для фирмы, добивающейся равновесия в долгосрочном периоде:

а) MR = МС и Р = LAТC;

б) Р = МС и Р = LAТC;

в) Р = МС и Р = MR;

г) MR = МС и Р = MR?

Верны ли следующие утверждения (да/нет):

1. Имеются серьезные барьеры для вхождения на рынок монополистической конкуренции.

2. Если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену или объем выпуска продукции, то это окажет влияние на продажи и прибыль фирм-конкурентов.

3. На олигополистическом рынке цены менее устойчивы, чем в условиях совершенной конкуренции.

4. При монополистической конкуренции отраслевой выпуск товарной группы обеспечивается достаточно большим количеством фирм.

5. На рынках с монополистической конкуренцией не достигается эффектив­ное использование ресурсов.

6. В монополистически конкурентных и олигополистических отраслях объ­емы выпуска продукции ниже, а цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции.

7. Соперничество олигополистов сопровождается в большей степени цено­вой, чем неценовой конкуренцией.

8. Наиболее точной моделью рыночного поведения фирмы в условиях оли­гополии считается модель «ломаной» кривой спроса.

9. В условиях монополистической конкуренции фирма всегда получает положительную экономическую прибыль.

10. Модель «ломаной» кривой спроса объясняет, почему олигополист не будет изменять цены и объем выпуска при небольших или средних изме­нениях в издержках.

Вставьте пропущенные слова

1. Олигополия характеризуется наличием на рынке данного товара ______ _______ производителей.

2. Монополистическая конкуренция характеризуется наличием на рынке _____ ______ числа фирм, производящих _____ продукцию, обладающих хотя бы небольшой частичкой ______ власти.

3. Двумя ключевыми характеристиками олигополии является наличие ____ ____ в отрасль и _____ фирм.

4. Конкурент не реагирует, когда олигополист устанавливает цену ___ текущей и наоборот, реагирует, когда цена _______ текущей. Этим и объясняется ________ конфигурация кривой спроса.

5. На рынке монополистической конкуренции фирмы вступают в соперничество не столько через цены, сколько через _________продукта. Эта черта называется неценовой конкуренцией.

6. В долгосрочном периоде рынок монополистической конкуренции в большей степени будет соответствовать рынку _____ _____, отличаясь лишь кривой ______ (в условиях ______ ______ спрос абсолютно эластичен).

Задачи

1. Спрос является линейным, а предельные издержки действующих в отрасли фирм постоянны. Как изменится общественное благосостояние в случае образования картеля, следствиями которого станут сокращение объема продаж на 120 тыс. единиц продукции и рост цены на 3 ден. ед. за единицу?

2. Фирмы действуют в условиях дуополии Курно. Рыночный
спрос задается функцией Q=300-Р. Предельные издержки производства у фирм одинаковы и равны 10. Сколько единиц продукции должна произвести каждая фирма для достижения рыночного равновесия?

3. Спрос в отрасли описывается функцией QD = 450- 3∙Р. В отрасли действуют две фирмы, которые конкурируют по Курно. Предельные издержки фирм равны нулю. Определите объем выпуска каждой фирмы и цену для равновесия Курно.

4. Совершенно конкурентный рынок с равновесным объемом продукции 100 тыс. единиц в год захватили две фирмы. Каким бу­дет выпуск каждой из них в случае получения ими нулевой эконо­мической прибыли при условии равенства средних и предельных издержек для любого объема выпуска?

5. В отрасли функционируют пять фирм, производящих следующие объемы продукции (в процентах): А - 5; В - 10; С - 15; D - 20; Е - 50. С целью повышения уровня конкуренции в отрасли антимонополь­ный комитет страны принимает решение о разделении фирмы Е на не­сколько самостоятельных предприятий. Установите, на какое минимальное количество одинаковых по объемам выпуска предприятий необходимо разделить данную фирму, чтобы в результате индекс Герфиндаля не превысил 1800.

6. На рынке монополистической конкуренции функция спроса на продукцию: QDA=15-5∙PA+4∙PB. Функция издержек: ТС=20+3∙QA. Определите значение цены товара А и В при установлении долгосрочного равновесия.

7. На рынке монополистической конкуренции фирма осуществляет рекламную компанию, в результате чего издержки на рекламу выросли с 200 тыс. руб. до 400 тыс. руб. До рекламной кампании функция спроса на продукцию фирмы имела вид: QD=80-P, а в связи с проведением рекламной компании приобрела вид: QD=72-0,5∙P. Предельные издержки фирмы постоянны и равны 18 тыс. руб. Определите, что произошло с прибылью в результате рекламной компании.

8. Функция спроса фирмы – несовершенного конкурента имеет вид:

Р= 50–2∙Q, функция ее совокупных издержек ТС= 80+2∙Q+5∙Q2. Определите цену и объем выпуска в условиях равновесия. Как изменятся эти величины, если рынок станет совершенно конкурентным?

Вопросы для самоконтроля

1. В чем особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?

2. Как выглядит состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно? Всегда ли оно достигается?

3. Каковы основные разновидности олигополии?

4. Каково поведение фирм в случае нескоординированной олигополии?

5. Почему утрата гибкости цен в силу олигополизации рынка оказывает большое влияние на экономику? Какая трактовка этого феномена (марксистская или маржиналистская) кажется вам более реалистичной?

6. Какой уровень цен, объема выпуска продукции и прибыли складывается в условиях господства картелей?

7. Что такое синдикаты? Опишите роль картельных соглашений в царской России и в современных условиях в нашей стране.

8. В чем заключаются особенности системы «лидерства в ценах» и «издержки плюс». Наблюдались ли они в СССР и имеют ли распространение в современной России?

9. Существует ли зависимость между количеством продавцов дифференцированного продукта и степенью рыночной власти у каждого из них? Если да, то каков характер этой зависимости?

10. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?

11. Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественной экономике?

12. В чем преимущество монополистической конкуренции над совершенной?

13. Какая зависимость между ценой и объемом выпуска в ус­ловиях монополистической конкуренции?

14. Каковы условия равновесия фирмы при монополисти­ческой конкуренции в долгосрочном периоде?

15. Какими являются условия входа на рынок при монопо­листической конкуренции?

16. В условиях совершенной или монополистической конкуренции фирма имеет больший потенциал выживания?

17. На чем основана рыночная власть у фирм-монополистических конкурентов: ведь объем их производства и продаж может быть очень малым?

18. Если фирмы расширят продуктовую дифференциацию, то как это скажется на экономической эффективности функционирования рынка?

19. Игнорируют ли фирмы, работающие в рамках монополистической конкуренции реакцию, конкурентов на свои действия.

20. Станет ли монополистически конкурентная фирма увеличивать объем производства, если предельный доход пре­вышает предельные издержки?

21. Почему в условиях монополистической конкуренции фирмы выбивают преимущественно неценовую конкуренцию?

22. Монопольно конкурентные фирмы не забывают поздравить клиентов с Новым годом. Почему?

23. Каковы выгоды и потери общества от рекламы?

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2012, гл. 7, § 6.

2. Экономическая теория. Часть 1. Микроэкономика/ под общ. ред. Е.Н. Чижовой. – Белгород, 2009, гл. 5.

Дополнительная

1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича. - М..: «Дело и сервис», 2001, гл. 18.

2. Микроэкономика: теория и российская практика: учебник/ под. ред. А.В. Грязновой. – М.: КНОРУС, 2004, тема 9.

3. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001. гл. 2, § 2.9.

4. Нуреев, Р.М. Курс экономической теории: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2001, гл. 8, § 8.1.

5. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, гл. 12 § 1.

6. Экономическая теория: учебник для вузов/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002, гл. 7.

7. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2002, гл. 15, § 2.

Наши рекомендации