Компоненты государственной конкурентной политики.
Влияние внешней торговли на показатели концентрации. Если рассчитывать показатели концентрации на рынках со значительным экспортом или импортом без учета иностранной конкуренции, только на основе долей отечественных производителей, то полученные результаты могут не отражать реальную картину. Иностранная конкуренция при наличии значительных объемов импорта является фактором, понижающим уровень концентрации. И наоборот, в случае значительных объемов экспорта со стороны национальных производителей происходит к повышению уровня концентрации, а следовательно – к повышению цен на внутреннем рынке и монопольной власти.
Компоненты государственной конкурентной политики служат для:
1/ проведения антимонопольного регулирования;
2/ регулирования естественной монополии;
3/снижения барьеров входа в отрасль.
Проведение антимонопольной политики. Антимонопольная или антитрестовская политика является одним из направлений государственного регулирования для осуществления корректировки такой деятельности фирм, которая может привести к уменьшению уровня конкуренции на рынке. Целями антимонопольной политики являются:
а/повышение эффективности использования экономических ресурсов и рост благосостояния ;
б/ уменьшение «потерь мертвого груза»;
в/ помощь небольшим по величине предприятиям конкурировать с крупными фирмами или фирмам одних отраслей по сравнению с фирмами других (например, помощь сельскохозяйственному сектору).
В целом антимонопольная политика направлена на предотвращение использования фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или другими действия, возможность которых определяется монопольным положением на рынке. Основой государственной антимонопольной политики является антитрестовское законодательство, которое существует во многих странах, но наиболее развито в Соединенных Штатах Америки.
Незаконной, препятствующей конкуренции, считается следующая деятельность фирм:
1/ тайные или явные соглашения о фиксации цен, результатом которых становится невозможность конкурентного ценообразования;
2/ всевозможные запреты поставщикам: о месте продажи, объемах продажи, цене, запреты на продажу другим фирмам – т.е. незаконными являются запреты, выходящие за пределы собственного контракта;
3/ подобное же поведение в отношении заказчиков: запреты на покупку в другом месте, в других объемах, по другим ценам, у других продавцов и т.п.
4/ различные слияния и поглощения, препятствующие конкуренции на данном рынке;
5/ реклама, ориентированная на продвижение товара на основе сознательного обмана покупателей.
Законодательной основой антимонопольной политики в России являются следующие законы: «О естественной монополии», «О государственной поддержке малого предпринимательства», « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Регулирование естественной монополии. Главной задачей в данном случае является недопущение снижения объемов производства и повышения цен при существовании фирмы-монополиста. Государственные контрольные органы должны при этом исходить из задачи минимизации издержек и определения цен на уровне предельных издержек, соблюдая интересы как потребителей, которые стремятся к снижению цен, так и производителей, которые должны покрыть затраты и получить прибыль. На основе этого можно выделить основные правила, которым необходимо следовать при осуществлении регулирования естественной монополии.
- Контролируемые государством цены должны максимально приближаться к предельным издержкам.
- Прибыли, получаемые фирмами на основе установленных цен, должны обеспечивать получение средней для данной экономики нормы прибыли.
- Производство фирмы-монополиста, несмотря на фиксированные цены, должно быть эффективным.
Для этого государство, как правило, фиксирует цены на уровне, приближающемся к общественно оптимальной цене РС на уровне предельных издержек (5.27). Однако в условиях естественной монополии средние издержки падают с ростом выпуска в силу существования экономии от масштаба. Это означает, что предельные издержки ниже средних. Поэтому установление цены на уровне предельных издержек может привести к тому, что она будет ниже долгосрочных средних издержек и не будет обеспечивать фирме нормального дохода на вложенный капитал. Один из способов, который позволяет избежать подобного результата – установление двухкомпонентного тарифа, одна часть которого представляла бы фиксированную плату за право покупать товар или услугу, а другая определялась бы в зависимости от количества потребляемых товаров. В этом случае наличие фиксированной части в цене позволяет фирме получать нормальный доход, даже если переменная оплата устанавливается на уровне предельных издержек.
|
Рисунок..5.27.Государственное регулирование ценообразования на уровне долгосрочных средних издержек
Существует еще один подход – определение цены на уровне долгосрочных средних издержек. Он представлен на рисунке 25.7. Однако этот подход является менее эффективным, поскольку при установлении фиксированной цены Рк будут иметь место чистые потери общества в размере треугольника АВС.
Основой для определения оптимальной цены с учетом средней нормы прибыли должна являться достоверная информация о кривых спроса и средних и предельных издержек. Однако в реальной практике возможности получения такой информации ограничены. Хотя регулирование тарифа остается основным методом, государство может приблизиться к решению этой проблемы установлением максимальной цены, что представляет собой другой метод государственного регулирования. В этом случае государственные контролирующие органы при определении максимальной цены ориентируются на норму прибыли, получаемую данной фирмой.
Норма прибыли = балансовая прибыль / собственный капитал х 100%.
Если цена, установленная государственными органами, соответствует средним издержкам данной фирмы, то полученной от продажи товаров выручки ей хватит, чтобы покрыть все свои издержки и получить прибыль от результатов своей деятельности. Если цена меньше средних издержек, то фирма будет нести убытки. Чтобы представить, как данный подход можно использовать на практике, рассмотрим, что необходимо для определения максимальной цены.
1/. Сделать базовую оценку собственного капитала фирмы (на практике сделать это достаточно сложно, однако в данном примере сама методика не так важна). Предположим, собственный капитал фирмы составляет 100 тыс. рублей.
2/. Определить величину средней нормы прибыли, существующей в данных условиях в данной экономике в целом (на практике определение этого параметра также представляет значительную сложность – нормы прибыли сильно отличаются как по отраслям, так и в зависимости от размеров предприятий, регионов страны и т.п.). Пусть в нашем примере она равна 20% в год.
3/. Вычислить общую стоимость собственного капитала фирмы на текущий момент времени. Для этого умножаем базовую оценку капитала на среднюю норму прибыли (100000 х 0,2 = 20000). Эта сумма включает в себя средства для обслуживания долгов фирмы и прибыль владельцев капитала.
4/. На основе полученных результатов государственные органы определяют максимальную цену товаров или услуг данной фирмы, которая позволит компенсировать все издержки фирмы и получать прибыль по средней норме, которая с течением времени может корректироваться в зависимости от изменившихся условий.
В то же время использование данного подхода к определению цены может привести к искажению процессов и результатов рыночного регулирования.
- Поскольку на практике достаточно сложно определить точную величину средней нормы прибыли, возможны ее искажения, что в свою очередь приведет к негативным последствиям. Если расчетная норма прибыли будет выше реальной, это приведет к созданию новых производственных мощностей в данной отрасли и расточительному использованию капитала. Если расчетная норма прибыли окажется ниже реальной, то инвестирование в отрасль может сократиться, что приведет к замедленной амортизации и устареванию оборудования, а это, в свою очередь, снизит качество производимых товаров или услуг.
- Фиксация цены на уровне, обеспечивающем фирме компенсацию издержек и получение определенной величины прибыли, может привести к тому, что у предпринимателей отпадет необходимость стремления к минимизации издержек и снизятся стимулы к сокращению затрат на производство.
- Не следует исключать возможность сращивания корпораций и представительских органов, что приведет к необоснованной мягкости действий контролирующих структур и регулирование естественной монополии будет способствовать получению фирмой политической ренты.
Политика снижения барьеров входа.
Подобная политика направлена на снижение преимуществ крупных предприятий перед средними и мелкими фирмами во влиянии на рынок. Для определения этих преимуществ используются показатели среднего объема реализации, коэффициента использования производственных мощностей, прибыли на одного занятого, ассортимента и реализации на одного занятого, которые, в случае наличия преимуществ у крупных предприятий, для них выше. Это следует рассматривать в качестве показателей барьеров входа на рынок.
Барьером входа на рынок может быть величина ассортимента, которая у крупных фирм выше, чем у мелких. Причиной этого является то, что освоение новых наименований продукции приводит к издержкам, связанным с переходом из одного сектора рынка в другой. Эти издержки могут быть слишком высокими для малых фирм. Поэтому государство может проводить мероприятия по стимулированию расширения товарного ассортимента. Это приводит к большему насыщению потребительского спроса и снижает рыночную власть крупных фирм в отрасли. Такая политика имеет особенное значение для отраслей, производящих дифференцированный продукт.
Поскольку барьерами входа могут быть высокие затраты на рекламу, издержки, связанные с созданием положительного имиджа фирмы и т.п., государство в определенной степени воздействует на эти сферы, определяя общие условия для всех участников рынка.
Налогообложение
Одним из направлений государственного регулирования деятельности монополий для снижения преимуществ монопольного положения на рынке является их налогообложение. Результатом введения налога является сокращение положительной экономической прибыли монополиста.
Рассмотрим, какое воздействие окажет на деятельность монополии введение различных типов налогов: потоварного и аккордного.
При потоварном налоге налоговаяставка устанавливается на единицу продукции, а общая сумма налоговых поступлений зависит, от размера производимой продукции.
Аккордный или паушальный налогвзимается независимо от объема выпуска (от нем. pauschal — взимаемые в целом).
Рассмотрим влияние потоварного налога.
Пример. Пусть t - ставка потоварного налога. Тогда прибыль монополиста π будет равна совокупной выручке за вычетом совокупных издержек STC(Q) и налоговt Q. т.е.
π= TR(Q) - STC(Q) - tQ. (5.39)
Условия максимизации прибыли предполагают равенство предельных издержек и предельной прибыли, а поскольку потоварный налог является для монополиста дополнительным элементом переменных затрат, то:
max π(Qm)=ТR(Q) –STC(Q) - tQ. (5.40)
Максимимум прибыли будет достигнут при выполнении следующего условия первого порядка:
d π(Q)/dQ=dТR(Q)/dQ –dSTC(Q)/dQ- t=0 ( 5.41),
т.е. монополист максимизирует свою прибыль (после уплаты налога), приравнивая предельную выручку к сумме предельных затрат и ставки налога:
SMC2 = SMC1 + t , (5.42)
Полный дифференциал (5.41) составит:
(d2ТR(Q)/dQ2) dQ =(d2STC(Q)/dQ2) dQ - dt =0 (5.43).
или dQ/dТ=1/ (∂2ТR(Q)/ ∂Q2 - ∂2STC(Q)/ ∂Q2) (5.43)
В соответствии с условием максимизации прибыли второго порядка необходимо, чтобы знаменатель правой части (5.43) был меньше нуля, т.е. dQ/dТ <0. Из этого следует, что в результате введения потоварного налога сократится объем производства продукции и прибыль монополиста. (рис. 5.28 ).
Рис. 5.28 Влияние потоварного налога
Теперь рассмотримвоздействие аккордного налога на прибыль и объем производства. Поскольку сумма аккордного налога не зависит от объема производства, то для монополиста он является элементом постоянных издержек (например, налог на основные фонды предприятия). Поэтому он не окажет влияния на предельные издержки (поскольку предельные издержки зависят только от переменных издержек).
Поэтому прибыль монополиста сократится на величину паушального налога T, но объем производства не изменится. (рис.5.29.)
Рис. 5.29 Влияние паушального налога
Прибыль монополиста :
π= TR(Q)-STC(Q)-T,
где Т — сумма паушального налога за период.
Условием максимизации чистой прибыли монополиста будет
d π(Q)/dQ=dТR(Q)/dQ –dSTC(Q)/dQ -Т=0
откуда
MR(Q) = MC(Q).
Итак, бремя аккордного налога полностью несет монополист, поскольку он не может (даже частично) переложить его на покупателей, назначив им более высокую цену и выпуская меньший объем.
Налог на прибыль также не сокращает объем производства и не увеличивает цену, поскольку выбор относительно них уже сделан, а лишь уменьшает абсолютный размер прибыли.
Задача
Функция спроса на продукцию несовершенного конкурента равна P = 67 – 2Q, а функция его затрат при заданном объеме капитала представлена формулой :
ТC = 2+ 4Q. - Q.2 + Q3/3.
Определить, на сколько изменятся рыночная цена и прибыль фирмы вследствие введения налога :
1) с каждой единицы проданной продукции в размере 15 ден. ед.
2) на капитал в размере 75тден. Ед.
3) с прибыли в размере 10%,
4) с выручки в размере 20%.
Проиллюстрируйте решение графически.
Решение.
а)Определим цены и прибыль в отсутствии налогов из MR = MC:
67-4Q = Q2 – 2Q + 4
(Q + 1)2 = 64
Q = 7, P = 53
p = TR – TC = 275,7
C введение поштучного налога MC = Q2 – 2Q + 19; тогда:
67 – 4Q = Q2 – 2Q + 19
(Q + 1)2 = 49
Q = 6, P = 55
p=178, Dp = 178 – 275,7 = -97,7
б) Введение налога на капитал не меняет условие максимизации прибыли и поэтому цена не изменится, а прибыль сократится на 75 ден. ед.
в) Прибыль сократится на 10%
г) выручка после уплата налога 0,8(67Q – 2Q2), при MR=MC, Q = 6,5, P = 54, p = 273,7
Dp = - 2