Прогнозная структура врп саратовской области

Показатели 2010 год 2015 год 2020 год 2025 год
Инер-цион-ный сцена-рий Инно-ваци-онный сцена-рий Ресурс-но-инвес-тици-онный сцена-рий Инер-цион-ный сцена-рий Инно-ваци-онный сцена-рий Ресурс-но-инвес-тици-онный сцена-рий Инер-цион-ный сцена-рий Инно-ваци-онный сцена-рий Ресурс-но-инвес-тици-онный сцена-рий
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 12,5% 7,4% 13,2% 13,1% 5,6% 12,3% 12,8% 4,4% 11,2% 12,8%
Добыча полезных ископаемых 2,8% 5,8% 4,0% 4,5% 5,4% 4,2% 4,6% 4,4% 4,0% 4,6%
Обрабатывающие производства 19,5% 19,4% 19,5% 19,3% 16,6% 20,1% 16,9% 14,3% 23,5% 16,9%
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 10,6% 10,7% 10,7% 10,7% 10,0% 9,0% 9,8% 9,3% 7,3% 9,8%
Строительство 5,9% 5,6% 5,3% 5,3% 6,2% 6,0% 5,8% 6,9% 7,0% 5,8%
Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств 10,1% 9,5% 9,5% 9,5% 10,7% 9,6% 10,6% 12,3% 10,3% 10,6%
Гостиницы и рестораны 1,0% 0,9% 0,9% 0,9% 1,0% 0,9% 0,9% 1,2% 0,9% 0,9%
Транспорт и связь 12,1% 14,7% 12,9% 12,7% 16,0% 13,5% 13,3% 17,1% 13,5% 13,3%
Финансовая деятельность 0,0% 0,0% 0,1% 0,1% 0,0% 0,1% 0,1% 0,0% 0,1% 0,1%
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 6,6% 6,6% 6,4% 6,4% 7,3% 6,7% 6,9% 7,9% 6,5% 6,9%
Государственное управление 6,9% 7,0% 6,1% 6,1% 7,7% 6,4% 6,1% 8,3% 6,0% 6,1%
Образование 5,5% 5,6% 5,2% 5,2% 6,0% 5,0% 5,4% 6,2% 4,3% 5,4%
Здравоохранение 5,4% 5,6% 5,1% 5,1% 6,1% 5,0% 5,5% 6,3% 4,3% 5,5%
Предоставление прочих услуг 1,1% 1,2% 1,1% 1,1% 1,4% 1,2% 1,3% 1,4% 1,1% 1,3%

Наличие избыточных генерирующих мощностей продолжит оставаться конкурентным преимуществом области на всем прогнозном интервале.

При реализации заявленных в Приложении 4 проектов в электроэнергетике области, рост производства электроэнергии к 2025 году может увеличиться в 2 раза относительно уровня 2010 года, вместе с тем увеличатся возможности поставки электроэнергии за пределы области более чем в 2 раза (таблица 2.9).

Таблица 2.9

Прогнозный электробаланс Саратовской области

Показатели энергобаланса, млн кВт/ч. год 2015 год 2020 год 2025 год
Инер-цион-ный сцена-рий Инно-ваци-онный сцена-рий Ресурс-но-инвес-тици-онный сцена-рий Инер-цион-ный сцена-рий Инно-ваци-онный сцена-рий Ресурс-но-инвес-тици-онный сцена-рий Инер-цион-ный сцена-рий Инно-ваци-онный сцена-рий Ресурс-но-инвес-тици-онный сцена-рий
Выработано электроэнергии
Получено из-за пределов области
Потреблено,                    
всего
потери в электро-сетях
Отпущено за пределы области
Потреблено:                    
сельское и лесное хозяйство
рыболовство                    
добыча полезных ископаемых
обрабатывающие производства
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
строительство 59,4
транспорт и связь
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг
прочие виды
Потреблено населением


Таким образом, энергетика останется важным элементом развития области, позволяющим использовать потенциал сопредельных территорий для экономического роста.

Более высокие темпы роста областной экономики предполагают решение большего объема задач, стоящих перед органами управления. Необходимым условием этого должна стать достаточная наполняемость областного бюджета, которую могут обеспечить только инвестиционно направленные сценарии развития и гарантировать рост налоговых доходов консолидированного бюджета области.

Главным итогом реализации выбранного сценария должно стать существенное повышение общего качества жизни в области. В связи с чем предполагается, что ВРП на душу населения, измеренный в постоянных ценах 2010 года, вырастет за период 2011-2025 годов в среднем до
2,4 раза (таблица 2.10). Такой рост уровня благосостояния позволит создать фундамент для устойчивого развития области, опирающегося на внутренние источники – инвестиционный и потребительский спрос.

Важно также отметить, что, несмотря на значительный рост, предусмотренный инновационным сценарием, реальным для исполнения и предпочтительным на данном этапе, является ресурсно-инвестиционный. Он позволит нам динамично развиваться, несмотря на целый ряд ограничений демографического, инфраструктурного и финансового характера, системно и взвешенно подходить к их преодолению.

Таблица 2.10

Прогнозная динамика основных показателей развития

Саратовской области

(на конец года в ценах базового года – 2010 год)

  2010 год 2015 год 2020 год 2025 год
ВРП, млрд рублей
Инерционный сценарий 369,6 494,6 622,8
Инновационный сценарий 369,6 512,0 690,2
Ресурсно-инвестиционный сценарий 369,6 510,7 667,4
ВРП на душу населения, тыс. рублей
Инерционный сценарий 146,4 199,1 255,3
Инновационный сценарий 146,4 206,1 283,0
Ресурсно-инвестиционный сценарий 146,4 205,6 273,6
Среднегодовые темпы роста ВРП, в процентах
Инерционный сценарий   6,0 4,7 4,3
Инновационный сценарий   6,7 6,2 6,5
Ресурсно-инвестиционный сценарий   6,7 5,5 4,4
Промышленное производство, млрд рублей
Инерционный сценарий 258,2 352,2 412,1 477,9
Инновационный сценарий 258,2 397,4 526,7 763,2
Ресурсно-инвестиционный сценарий 258,2 360,4 473,3 679,6
Продукция сельского хозяйства, млрд рублей
Инерционный сценарий 69,7 76,9 81,7 82,9
Инновационный сценарий 69,7 94,2 146,2
Ресурсно-инвестиционный сценарий 69,7 89,8 109,3 131,7
Объем инвестиций, млрд рублей
Инерционный сценарий 80,0 109,6 146,6 191,7
Инновационный сценарий 80,0 123,1 180,9 259,7
Ресурсно-инвестиционный сценарий 80,0 117,5 169,5 240,0

При этом следует учитывать, что главный вызов, стоящий перед Саратовской областью, – это преодоление сложившегося отставания
в уровне социально-экономического развития от наиболее динамичных регионов. Только в условиях устойчивого развития возможно обеспечить инвестиционную привлекательность области, сдержать отток трудоспособного населения в более благополучные регионы, повысить общее качество жизни. В связи с этим инерционное развитие для области в ближайшие годы является неприемлемым.

Таким образом, единственным реально обоснованным и выполнимым в настоящее время вариантом социально-экономического развития области является ресурсно-инвестиционный вариант.

В этой связи материалы третьего, четвертого и пятого разделов Стратегии рассматриваются с позиций ресурсно-инвестиционного сценария развития.

Наши рекомендации