SWOT-анализ социально-экономической ситуации в Саратовской области

Сильные стороны Благоприятное географическое положение для создания транспортно-логистических узлов. Достаточный уровень энергообеспеченности области. Высокий уровень газификации городских и сельских населенных пунктов. Наличие нормативной правовой базы, обеспечивающей режим наибольшего благоприятствования для осуществления инвестиционной деятельности. Наличие земель, пригодных для сельскохозяйственного использования. Наличие производственных площадок с коммуникациями и энерго-, тепло- мощностями, пригодных для размещения новых производств, вовлечения их в эффективный хозяйственный оборот. Перспективные для разработки запасы углеводородного сырья (газ, нефть, нефтеконденсат, горючие сланцы со сланцевым газом и сланцевой нефтью). Значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов, прежде всего строительного сырья. Высокий уровень диверсифицированности обрабатывающей промышленности. Достаточно развитая транспортная инфраструктура трубопроводного, железно-дорожного и автомобильного транспорта. Развитая коммуникационная инфраструктура. Развитая сеть учреждений высшего и среднего профессионально образования, высокий образовательный уровень экономически активного населения. Сравнительно высокий инновационный потенциал. Развитая финансовая инфраструктура. Наличие нормативной правовой базы, обеспечивающей снижение уровня потребления алкоголя в области. Наличие учреждений профессиональной подготовки и переподготовки в сфере наркологической службы. Развивающиеся институты гражданского общества. Слабые стороны Малая доля конечного производства в выпуске готовой промышленной продукции и как следствие, низкая доля добавочной стоимости. Значительный физический и моральный износ основных производственных фондов предприятий. Недостаточно высокая доля предприятий, перешедших на новую технологическую платформу. Недостаточное количество предприятий с полным инновационным циклом (от разработки до промышленного использования инноваций). Недостаточное финансовое обеспечение сферы науки и высоких технологий. Низкий уровень производительности труда в отдельных секторах экономики. Сложившиеся в структуре воспроизводства трудовых ресурсов системные перекосы: избыточная подготовка невостребованных произ-водством непрофильных специалистов, недостаток квалифицированной рабочей силы. Низкая конкурентоспособность большинства секторов экономики, ориентированных на потребительский спрос, утрата узнаваемых областных брендов. Наличие дисбаланса между сельско-хозяйственным производством и сферой переработки, недостаточная глубина переработки сельскохозяйственного сырья. Повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду, обусловленная размещением промышленных объектов преимущественно в крупных городах и промышленных центрах, увеличением количества автотранспортных средств, незначительным количеством применяемых современных технологий. Сохранение тенденции снижения почвенного плодородия земель сельско-хозяйственного назначения. Деградация мелиоративного комплекса области. Повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду, сохранение тенденции снижения почвенного плодородия сельско-хозяйственных земель. Относительно низкие доходы населения, обусловленные сложившейся отраслевой структурой экономики и ее демографическими особенностями. Недостаточный уровень контроля исполнения правовых норм, регулирующих оборот и потребление алкоголя. Низкий уровень обеспеченности учреждений здравоохранения кадрами врачей узкой специализации (наркологами, реабилитологами, психологами, реаниматологами и др.); неразвитость наркологических и социально-реабилитационных центров в большинстве районов области. Отсутствие системности в принимаемых мерах по снижению уровня потребления алкоголя и табакокурения. Недостаточно конкурентоспособная и комфортная для населения социальная среда. Неравномерность социально-экономического развития муниципальных образований Слабая государственная поддержка некоммерческих организаций. Низкий уровень развития благотворительности
Возможности Реализация стратегий и проектов транснациональных, отечественных компаний и государственных корпораций, предполагающих возможность участия региональных предприятий. Новая волна научно-технических и технологических изменений. Продолжение мирового продовольственного кризиса, формирующего повышенный спрос на продукцию аграрного сектора и пищевой промышленности области. Дефицит электроэнергии в Приволжском федеральном округе. Увеличение транзитного грузопотока из стран юго-восточной Азии и Китая в страны Европы. Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, предусматривающей развитие транспортных коридоров Север-Юг и перспективного коридора Европа-Западный Китай. Расширение межрегиональной кооперации, развитие международного экономического сотрудничества в рамках таможенного союза. Угрозы Сохранение негативных демографических тенденций, которые в перспективе приведут к росту дефицита трудовых ресурсов и увеличению демографической нагрузки на работающее население. Возникновение территориальных диспропорций на рынке труда. Снижение качества человеческого капитала области: ухудшение общего уровня здоровья детей, негативное влияние табакокурения и алкоголизация молодого поколения; отток высококвалифицированных кадров за пределы области; деформация системы духовных и нравственных ценностей, препятствующая повышению образовательного и культурного уровня, ведению человеком здорового образа жизни. Усиление международной конкуренции, сужающей возможности предприятий области по привлечению инвестиций и расширению рынков сбыта. Вступление в силу норм Всемирной торговой организацией, ограничивающих формы, методы и общий объем поддержки российских и региональных товаро-производителей. Снижение доступности финансовых ресурсов вследствие колебания конъюнктуры мировых финансовых рынков. Резкие изменения конъюнктуры зарубежных и отечественных сырьевых рынков. Усиление диспропорций экономического развития территорий. Истощение невозобновляемых природных ресурсов: почвенного плодородия, водных ресурсов, видового разнообразия флоры и фауны области. Сохранение вероятности возникновения химической, биологической угроз.




По итогам проведенного SWOT-анализа были рассмотрены
и проанализированы несколько сценариев долгосрочного социально-экономического развития области.

Обобщение результатов оценки конкурентоспособности области
и SWOT-анализа позволяет сделать следующие выводы.

Ресурсные конкурентные преимущества области достаточно высоки, однако степень их использования пока недостаточна. Поэтому необходимо развивать условия использования ресурсного потенциала и, в первую очередь, совершенствовать базовую и технологическую инфраструктуру.

Тенденция ужесточающихся требований потребителей к качеству продукции требует перехода к постепенному импортозамещению, что имеет особую важность для предприятий продовольственного комплекса области, продукция которых по конкурентоспособности уступает продукции ведущих российских и мировых производителей.

Реализация экспортного потенциала области потребует осуществления дополнительных мер по продвижению продукции предприятий индустриального и агропромышленного комплексов, продукции инновационного сектора областных предприятий на внешний рынок.

Относительно невысокий уровень жизни и значительная дифференциация городского и сельского населения и негативные демографические тенденции в ближайшем будущем будут выступать
в качестве ограничений экономического роста области. Стабилизация демографической ситуации видится одним из главных путей повышения трудового потенциала области.

Таким образом, в целом конкурентные преимущества области являются весьма существенными, однако эффективность использования многих из них недостаточна.

Опираясь на базовые конкурентные преимущества области, можно определить основные стратегические направления развития области и роста ее конкурентоспособности:

развитие высокотехнологичных отраслей промышленности (приборостроение, электронная промышленность, машиностроение, производство транспортных средств и оборудования);

повышение эффективности использования научно-технического потенциала области;

укрепление трудового потенциала и дальнейшее совершенствование инфраструктуры.

Прогнозные сценарии развития экономики Саратовской области
в 2011-2025 годах

На основании сценариев развития экономики России были получены предварительные оценки динамики ВРП области в 2011-2025 годах по трем рассматривавшимся сценариям (таблицы 2.3, 2.4).

Таблица 2.3

Сценарный прогноз ВРП на душу населения[2] в Саратовской области
на 2011-2025 годы

ВРП на душу населения в ценах 2010 года; рост, 2010 год =1 2015 год 2020 год 2025 год
Инерционный сценарий 1,36 1,74 2,2
Инновационный сценарий 1,41 1,93 2,7
Ресурсно-инвестиционный сценарий 1,40 1,87 2,4

Таблица 2.4

Ключевые показатели развития экономики
Саратовской области в 2011-2025 годах

ВРП, средние темпы роста за период, в процентах 2011-2015 годы 2016-2020 годы 2021-2025 годы 2025 год к 2010 году
Инерционный сценарий 6,0 4,7 4,3
Инновационный сценарий 6,7 6,2 6,5
Ресурсно-инвестиционный сценарий 6,7 5,5 4,4
Инвестиции в основной капитал, средние темпы роста за период, в процентах        
Инерционный сценарий 6,5 6,0 5,5 239,6
Инновационный сценарий 9,0 8,0 7,5 324,6
Ресурсно-инвестиционный сценарий 8,0 7,6 7,2

В настоящий момент имеющихся инвестиционных проектов недостаточно для того, чтобы обеспечить приемлемые темпы роста ключевых макроэкономических показателей в области.

Таким образом, для формирования базы устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе области требуется разработка стратегии постепенного вовлечения в инвестиционное развитие большинства значимых секторов экономики области, в том числе за счет запуска дополнительных инвестиционных проектов. Только в этом случае у области появляется возможность сокращения отставания в уровне экономического развития.

Реализация инвестиционных сценариев позволит существенно ускорить темпы роста промышленности на основе реализации большого числа инвестиционных проектов в различных секторах экономики области.
Следует отметить, что реализация текущих проектов позволяет добиться высоких темпов промышленного производства лишь на первом этапе
(до 2015 года). Отсутствие значимых проектов в отраслях «второго эшелона» приводит к замедлению динамики производства, что и становится главным ограничением развития области в долгосрочной перспективе. Следовательно, именно здесь находится ключевая точка по приложению усилий власти области (таблица 2.5).

Таблица 2.5

Динамика промышленного производства
в Саратовской области по вариантам

Среднегодовые темпы роста промышленности, в процентах
  2011-2015 годы 2016-2020 годы 2021-2025 годы
Инерционный сценарий 6,4 3,2 3,0
Инновационный сценарий 9,0 5,8 7,7
Ресурсно-инвестиционный сценарий 6,9 5,6 7,5

В сельскохозяйственном производстве потенциал роста опирается
не только на областные программы, но и на политику в отношении сельского хозяйства на федеральном уровне. Однако при отсутствии значимых областных вложений следует ожидать существенного замедления темпов роста сельскохозяйственного производства во второй половине прогнозного интервала (2017-2025 годы) (таблица 2.6).

Таблица 2.6

Динамика сельскохозяйственного производства
в Саратовской области по вариантам

Среднегодовые темпы роста сельского хозяйства, в процентах
  2011-2015 годы 2016-2020 годы 2021-2025 годы
Инерционный сценарий 2,0 1,2 0,3
Инновационный сценарий 6,2 4,8 4,2
Ресурсно-инвестиционный сценарий 5,2 4,0 3,8

Динамика строительства в области в основном будет определяться государственной политикой в отношении строительства жилья и реализации крупных проектов инфраструктурного характера. Можно предположить, что высокие темпы роста в этом секторе будут наблюдаться независимо
от реализации инвестиционных программ. В то же время создание условий для дополнительного развития строительной деятельности позволит использовать весь потенциал возможного роста по данному виду деятельности, который является довольно существенным (таблица 2.7).

Таблица 2.7

Динамика строительного сектора в Саратовской области по вариантам

Среднегодовые темпы роста строительства, в процентах
  2011-2015 годы 2016-2020 годы 2021-2025 годы
Инерционный сценарий 7,8 7,1 6,5
Инновационный сценарий 8,9 9,5 10,0
Ресурсно-инвестиционный сценарий 8,6 8,5 8,0

В таблице 2.8 представлена возможная структура валового регионального продукта области при реализации одного из сценариев.

Таблица 2.8

Наши рекомендации