Транспортный потенциал Саратовской области

Транспортная система области состоит из 630 км судоходных путей, 2296 км железнодорожных путей общего пользования, 184,1 км трамвайных и троллейбусных путей, общая протяженность всех дорог области (включая муниципальные дороги в пределах населенных пунктов) составляет 26,7 тыс. км, 769 мостов общей протяженностью 38,2 тыс. погонных метров, в том числе 65 моста на федеральных дорогах, 516 мостов на региональных дорогах, 75 мостов на муниципальных дорогах, 113 мостов на местных дорогах.

Протяженность нефтепроводов на территории области в однониточном исполнении составляет 1046 км, в том числе 22 нитки подводных переходов протяженностью 22,9 км (из них три перехода через р.Волга).

По территории области проходит часть магистрального аммиакопровода Тольятти-Одесса общей протяженностью 545 км с инфраструктурой, предназначенной для перекачки жидкого аммиака. Трубопровод проходит на территории 15 районов области.

По территории области проходят 5494 км магистральных газопроводов. Основные газопроводные магистрали, проходящие через область: «Союз»
и Оренбург-Алгай-Новопсков (восточное направление), «Средняя Азия-Центр» (южное направление), Петровск-Новопсков и Уренгой-Новопсков (северное направление). Такое расположение позволяет осуществить не только функции дальнего транспорта природного газа, но и крупнейшего перераспределительного узла крупных потоков газа, обеспечиваемого реверсивной работой газопроводов и компрессорных станций на участке Петровск-Алгай.

Железнодорожное сообщение. Ведущее место в транспортной системе области занимает железнодорожный транспорт. Он выполняет 95,5 процента общего грузооборота, 40,4 процента от общего объема перевозок, а также 27,8 процента пассажирооборота.

Наиболее крупные организации, выполняющие железнодорожные перевозки на территории области: Приволжская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги»; Юго-Восточная железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги».

Водное сообщение. Важнейший водный путь – река Волга, которая непосредственно связывает Саратов с городами, расположенными выше и ниже по ее течению, Самарой, Ульяновском, Казанью, Нижним Новгородом, Чебоксарами, Костромой, Ярославлем, Волгоградом, Астраханью; через сеть притоков и каналов – с Западным Уралом, Москвой, Балтийским и Белым морями, Украиной; а через Каспийское море – с Северным Кавказом, государствами Закавказья, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном.

На водном бассейне области осуществляют деятельность
70 предприятий и предпринимателей, на балансе которых находится
226 судов. 18 предприятий имеют лицензии на перевозку грузов, перевозку пассажиров и погрузо-разгрузочные работы.

Воздушное сообщение осуществляется ОАО «Саратовские авиалинии», базовой авиакомпанией, интегрированной с аэропортом «Саратов-Центральный». Предприятие выполняет авиационные внутренние пассажирские перевозки по России (Москва, Сургут, Сочи) и международные чартерные рейсы (Франкфурт, Стамбул, Анталья, Баку, Ереван). За время работы на международном авиарынке выполнялись авиарейсы более чем в 80 зарубежных аэропортах. Авиапредприятие оснащено оборудованием, позволяющим эксплуатировать и обслуживать современные воздушные суда. Акционерное общество эксплуатирует воздушные суда ЯК-42 – 11 единиц (10 – собственные, 1- в аренде).

Автомобильное сообщение. На территории области в настоящее время зарегистрировано 928319 автотранспортных средств, в том числе
51,0 тыс. автобусов, 110,1 тыс. грузовых автомобилей, 649,16 тыс. легковых автомобилей. Автобусным сообщением с областным центром охвачены все населенные пункты области. Протяженность автобусной маршрутной сети составляет 39,4 тыс. км.

По территории области проходят крупные федеральные автомагистрали с выходами в северные и центральные районы России, районы Нижнего Поволжья, Казахстана и Центральной Азии, а также
два международных транспортных коридора «Север-Юг», «Запад-Восток». Пересекаясь на территории области, они образуют мультимодальный транспортный узел.

Автомобильные дороги имеют важное стратегическое значение
для транспортного комплекса области. Они связывают обширную территорию области, обеспечивают жизнедеятельность городов
и населенных пунктов, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров.

Парк автотранспортных средств ежегодно увеличивается. На долю автотранспорта приходятся значительные объемы перевозок грузов
и междугородных пассажирских перевозок.

Однако темпы развития автомобильных дорог области отстают
от возрастающей потребности в автомобильных перевозках и темпов роста автомобилизации, что приводит к снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности.

Комплексное развитие крупных транспортных коридоров в направлениях «Запад-Восток», «Север-Юг» с более эффективным использованием водных магистралей (р.Волга), инфраструктурных объектов железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта, терминально-логистических комплексов и таможенных переходов позволит области в полной мере реализовать транспортный и транзитный потенциал.

Инновационный потенциал

Инновационный потенциал области характеризует возможности для осуществления в области активной инновационной деятельности.

Основой научно-инновационного потенциала области является вузовская, академическая, отраслевая наука, а также научные подразделения промышленных организаций. В 11 вузах, 8 институтах и филиалах институтов Российской академии наук, 43 отраслевых научно-исследовательских институтах и организациях, 140 малых предприятиях научно-технической сферы области сосредоточен научно-технический
и инновационный потенциал области.

В области работают научные организации, включая организации Российской академии наук и отраслевых академий, отраслевые научно-исследовательские институты, научно-исследовательские институты при высших учебных заведениях, конструкторские, проектные и проектно- изыскательские организации.

Исследования в области фундаментальных наук координирует Саратовский научный центр Российской академии наук, объединяющий научно-исследовательские учреждения Российской академии наук, саратовские филиалы учреждения Российской академии наук Института радиотехники и электроники им.В.А.Котельникова РАН; учреждения Российской академии наук Института биохимии и физиологии растений
и микроорганизмов РАН; учреждения Российской академии наук Института проблем точной механики и управления РАН.

Кроме того, имеются отдел энергетических проблем Саратовского научного центра РАН, отдел вычислительных систем и телекоммуникаций Саратовского научного центра РАН, Лаборатория нетрадиционной энергетики Саратовского научного центра РАН, Центр психолого- экономических исследований Саратовского государственного социально-экономического университета при Саратовском научном центре РАН.

В области работают отделения отраслевых академий: государственное научное учреждение «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока Российской академии сельскохозяйственных наук», Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго и кукурузы и др.

В области на базе Саратовского государственного университета функционирует учебно-производственный центр «Компьютерные технологии в промышленности», которым реализован ряд совместных проектов по внедрению современных информационных технологий с промышленными предприятиями области.

По результатам статистического обследования в 2010 году (из числа обследованных предприятий) научно-технической деятельностью занимались 4982 человека, в том числе 190 доктора наук и 539 кандидат наук. Эффективность работы аспирантуры и докторантуры области в настоящее время имеет высокие показатели.

Основной кадровый научный потенциал сосредоточен в области технических (44,7 процента) и естественных наук (29,6 процента).
В естественных науках работает наибольшее число докторов (37,9 процента) и кандидатов наук (40,8 процента). Исследования в сфере фундаментальных и прикладных наук в области ведутся по различным направлениям, которые определяются потребностями организаций области.

В целях развития материально-технической базы генерации инноваций в сфере нанотехнологий на базе Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского создан «Образовательно-научный институт наноструктур и биосистем».

Основные учреждения, действующие в сфере разработок фундаментальной биотехнологии: Саратовский государственный технический университет, Саратовский государственный медицинский университет им.В.И.Разумовского, Саратовский государственный аграрный университет им.Н.И.Вавилова и др.

Прикладные работы по развитию медицинской биотехнологии: федеральное бюджетное учреждение здравоохранения Российский
научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», Институт биохимии и физиологии растений и микроорганизмов Российской академии наук, Институт проблем технологии микроэлектроники и особо чистых материалов Российской академии наук, Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского, Саратовский государственный медицинский университет им.В.И.Разумовского.

Основные учреждения, специализирующиеся на промышленной, пищевой и экологической биотехнологии: ООО «Саратовская биотехнологическая корпорация – 2007», Саратовский государственный аграрный университет им.Н.И.Вавилова, ЗАО «Биоамид», Саратовский государственный технический университет.

На развитии сельскохозяйственной биотехнологии специализируются: ЗАО «Нита-Фарм», Институт биохимии и физиологии растений
и микроорганизмов Российской академии наук, Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии Российской академии сельскохозяйственных наук, ООО «Бисолби-Волга», государственное научное учреждение «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока Российской академии сельскохозяйственных наук», Саратовский государственный аграрный университет им.Н.И.Вавилова
и другие.

Развитие биотехнологии требует не только современного дорого-стоящего оборудования, но и квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям XXI века. Такие кадры готовят в Саратовском государственном университете им.Н.Г.Чернышевского и Саратовском государственном аграрном университете им.Н.И.Вавилова. Благодаря этому в области имеется значительное количество специалистов по теоретической и прикладной биотехнологии.

О том, что в области сохранен научный потенциал, свидетельствует
и количество предприятий и организаций, выполняющих исследования
и разработки, число которых остается примерно одинаковым на протяжении ряда лет.

На начало 2011 года в области насчитывалось 51 организация, выполнявшая исследования и разработки, что составляет 9,6 процента общего количества организаций подобного профиля в Приволжском федеральном округе и 1,5 процента в Российской Федерации. По количеству подобных предприятий область устойчиво занимает 5 место среди всех регионов Приволжского федерального округа.

Объём инновационных товаров, работ и услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в 2010 году составил
7 процентов (в 2008 году данный показатель составлял 4,4 процента). Инновационный потенциал области во многом определяется и уровнем применяемых в производстве технологий, темпом их обновления. По числу созданных передовых производственных технологий область по итогам
2010 года занимает 3 место в Приволжском федеральном округе.

Для регулирования правовых основ инновационной деятельности
в области частично создана законодательная база, направленная на стимулирование инновационной активности предприятий:

в 1997 году впервые среди субъектов Российской Федерации принят Закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности», в котором введены понятия «инновации», «инновационная деятельность», «инновационная инфраструктура»;

в июле 2004 года был принят Закон Саратовской области
«О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области», который стал правовой основой создания условий для повышения влияния инноваций на социально-экономическое развитие области, а также на увеличение инновационного потенциала Саратовской области в целом.

В области действуют долгосрочные областные целевые программы развития малого и среднего предпринимательства, в рамках которых с 2010 года субъектам инновационного предпринимательства оказывается государственная финансовая поддержка в виде грантов на создание малой инновационной организации и субсидий на возмещение капитальных и текущих затрат. Запущены самые современные инструменты и механизмы развития предпринимательства, направленные на формирование его полноценной инфраструктуры: функционирование областного бизнес- инкубатора для стартующих предпринимателей; создание венчурного фонда для поддержки малого инновационного бизнеса; формирование гарантийного фонда для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам; развитие микрокредитования; ежегодное проведение Саратовского Салона изобретений, инноваций и инвестиций.

В то же время в области сохраняются негативные тенденции, создающие угрозу эффективному инновационному развитию:

ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и нововведения;

низкая информационная прозрачность инновационной сферы;

низкая инновационная активность ведущих предприятий области;

недостаточный уровень поддержки и развития малого инновационного предпринимательства;

недостаток профессиональных инновационных менеджеров;

недостаточный уровень развития материально-технической базы
у научных организаций;

несоответствие высокого научного и технического потенциала области и уровня внедрения инновационных разработок.

Это не позволяет развивать в области производство высокотехнологичной продукции необходимыми темпами.

Главной задачей областной научно-технической и инновационной политики является создание полноценной инновационной системы.
Ее приоритетным направлением является развитие высокотехнологичных производств.

Инвестиционный потенциал

Саратовская область – регион, обладающий значительными конкурентными преимуществами для привлечения в экономику как отечественных, так и зарубежных инвестиций. К ним относятся:

высокая обеспеченность области электроэнергией (Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС, ТЭЦ – объем производимой электроэнергии
41 млрд кВт/час, собственное областное потребление 30 процентов
от объемов производства);

наличие земель пригодных для сельскохозяйственного использования, земель поселений, производственных площадок с коммуникациями
и энерго-, тепломощностями;

низкая стоимость земли;

собственная областная газодобыча, высокая степень газификации населенных пунктов и предприятий;

собственная областная нефтедобыча с полной переработкой нефти
на ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод», что обеспечивает абсолютную стабильность топливного рынка области;

наличие перспективных запасов углеводородного сырья (газ, нефть, нефтеконденсат, горючие сланцы со сланцевым газом и сланцевой нефтью);

значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов (мел, известняки, карбонатные породы для использования в качестве цементного сырья, глинистые породы для производства кирпича, керамзита, цемента, пески
и песчаники, минеральные воды бальнеологические, лечебные, столовые высокого качества, калийные и магниевые соли, сера, фосфориты, кремнистые породы, минеральные краски – охры и др.);

наличие сравнительно дешевых квалифицированных трудовых ресурсов;

низкая себестоимость строительства жилья, промышленной
и коммерческой недвижимости;

развитая транспортная инфраструктура:

воздушный транспорт (аэропорт и авиакомпания с регулярным воздушным сообщением ОАО «Саратовские авиалинии»);

водный транспорт на р.Волге с выходом в Средиземное, Балтийское, Баренцево моря;

трубопроводы («Транснефть», «Голубой поток», «Газпром» и т.д.);

железнодорожный транспорт, в области два отделения ОАО «Российские железные дороги»: Юго-Восточное и Приволжское с самой высокой обеспеченностью железными дорогами на одного человека
в Приволжском федеральном округе;

плотность автомобильных дорог с твердым покрытием 104 км
на 1000 км2 (по России – 31 км на 1000 км2);

наличие государственной границы протяженностью 552 км с Республикой Казахстан с выходом в Центральную и Среднюю Азию, Китай и т.д.;

южный умеренный благоприятный климат, продолжительность зимнего периода на один месяц меньше, чем в Москве, что позволяет снизить затраты на отопление, освещение помещений и обслуживание техники;

расположение области в выгодной четвертой световой зоне, что значительно снижает себестоимость производства продукции тепличного комплекса;

высокая обеспеченность связью и телекоммуникациями;

развитый банковский и страховой сектор экономики;

низкая стоимость природоохранных и экологических мероприятий;

низкая криминогенность;

межэтническое и межконфессиональное согласие;

политическая стабильность в области;

высокий научный и технический потенциал (6 институтов РАН,
21 НИИ, 19 проектных институтов, 14 вузов, множество техникумов, колледжей, профтехучилищ);

высокий культурный, медицинский и образовательный потенциал;

наличие в области законодательства, обеспечивающего льготный налоговый режим для инвесторов;

более низкая инфляция, чем в целом по России.

За 2005-2010 годы инвестиции в основной капитал имели тенденцию роста и их суммарная капитализация составила 375 млрд рублей (рис.1.6).

Транспортный потенциал Саратовской области - student2.ru

Рис.1.6. Динамика инвестиций в основной капитал Саратовской области
за 2004-2010 годы, млрд рублей

Значительная доля инвестиций направлена на приобретение машин, оборудования, транспортных средств (до 42 процентов) и строительство жилья (до 25 процентов).

Из общей суммы инвестиций до 70 процентов приходится на инвестирование крупных и средних предприятий. В разрезе сфер и отраслей наибольший удельный вес занимают инвестиции в транспорт и связь, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды (таблица 1.8).

Таблица 1.8

Наши рекомендации