Кардинальное повышение уровня и качества жизни населения. Создание условий для динамичного развития человеческого капитала

Данное стратегическое направление предусматривает реализацию следующих целей:

достижение высокого, отвечающего современным требованиям, уровня и качества жизни населения, преодоление негативных демографических тенденций;

формирование кадрового потенциала, отвечающего потребностям развития экономики области;

сохранение и улучшение природной среды обитания и экосистемы.

Предусматриваемые преобразования охватывают достижение целей
и решение приоритетных задач в сфере демографического развития, здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, формирование эффективных рынков труда
и жилья, политики в области повышения уровня жизни населения области.

Реализация данной стратегиипризвана, в конечном итоге, обеспечить выход на качественно новый уровень социального благосостояния. Уровень жизни рассматривается как важный элемент повышения ее качества, формирование мощного среднего класса.

Повышение качества жизни будет обеспечиваться опережающим ростом приоритетных видов деятельности, уровня комфорта городов и сел области, привлекательности области для проживания, работы и отдыха, развитием потребительского рынка, инфраструктуры торговли и сервиса, транспорта и туризма.

По мере роста средств консолидированного бюджета области будет развиваться материально-техническая база, улучшаться оснащение учреждений социальной сферы материально-техническими средствами, повышаться качество и доступность социальных услуг.

В ходе реализации Стратегии будут обеспечены следующие целевые значения:

величина среднего класса (процент населения с доходами на уровне
6-10 прожиточных минимумов) – не менее 50 процентов населения;

среднемесячная заработная плата в экономике ­­– 57000 рублей;

снижение уровня потребления алкоголя до 8 литров на душу населения год;

изменение негативной демографической ситуации, закрепление устойчивой тенденции роста численности населения области, рост продолжительности жизни;

доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, будет сведена к минимуму (не более 10 процентов) за счет реализации комплекса мер по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду действующих опасных производственных объектов промышленности, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов и выполнения мероприятий по ликвидации исторически сложившихся последствий деятельности ликвидированных производств и проведения рекультивации земельных участков бывших предприятий.

Демография

В связи с тем, что на областном уровне не удается переломить тенденцию сокращения общей численности населения и экономически активной его части, стратегическая цель областной демографической политики заключается в принятии мер по снижению темпов естественной убыли населения, стабилизации численности населения и созданию условий для ее роста, а также увеличению ожидаемой продолжительности жизни.

Основными задачами демографической политики являются:

снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин;

увеличение продолжительности активной жизни на основе создания условий и формирования мотивации для ведения здорового образа жизни, сокращения потребления алкоголя и табака, последовательной борьбы
с распространением наркотиков и реабилитации больных наркоманией, существенного снижения уровня заболеваемости социально значимыми
и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;

повышение уровня рождаемости, в первую очередь за счет создания условий для рождения в семьях второго и последующих детей;

совершенствование управления миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей экономики;

проведение активной социально-экономической политики, направленной на сохранение численности населения в депрессивных муниципальных образованиях области;

привлечение и закрепление в области квалифицированных специалистов, в том числе лучших выпускников высших учебных заведений, соотечественников из иностранных государств (прежде всего ближнего зарубежья);

оптимизация миграционных процессов, связанных с формированием общего рынка труда на евразийском пространстве, создание цивилизованных условий для труда и жизни мигрантов в области.

Решение данных задач позволит добиться улучшения демографической ситуации в области, стабилизировать численность населения, а также повысить продолжительность его жизни.

К 2025 году необходимо обеспечить следующие целевые значения важнейших индикаторов: численность населения области на уровне –
2,4 млн человек, средняя ожидаемая продолжительность жизни – 75 лет.

Здравоохранение

Целевой сценарий Стратегии предъявляет новые требования к системе здравоохранения.

Необходимость модернизации здравоохранения обусловлена двумя факторами. С одной стороны, имеет место негативная демографическая тенденция, которая предполагает дальнейшее уменьшение числа жителей, численности трудоспособного населения при увеличении доли детей и лиц пожилого возраста, снижение численности женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) и, как следствие, рождаемости.
С другой стороны, объективно развиваются новые медицинские
и социальные технологии, позволяющие оказывать реальное влияние на показатели здоровья населения.

В этих условиях необходима реализация мер долгосрочного характера, направленных на существенное снижение предотвратимых потерь здоровья, масштабов смертности (особенно мужской) в трудоспособном возрасте, что обеспечит наиболее эффективный путь роста продолжительности жизни населения, его трудового и репродуктивного потенциала, укрепление здоровья населения.

В основу стратегии развития здравоохранения области положены приоритеты Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года и проекта Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года.

Основной целью областной политики на период до 2025 года
должно стать создание системы здравоохранения преимущественно профилактической направленности, обеспечивающей равную доступность
и качество квалифицированных услуг, соответствующих международным стандартам оказания медицинской помощи, для всех категорий населения области.

Для дальнейшего развития отрасли необходимо создать новую
систему здравоохранения, повысив ее технологический, организационный
и профессиональный уровни. Необходимо внедрение новейших инновационных разработок в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний, в системе подготовки и переподготовки медицинских
кадров, а также применение современных высокотехнологичных информационных систем.

Реализация основной стратегической цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Увеличение роли профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни посредством:

оказания медицинской помощи на основе периодических диспансеризаций и постоянного наблюдения за группами риска, санаторно-курортного лечения;

реализации программ интегрированной профилактики неинфекционных болезней (онкологических, органов дыхания, кровообращения, болезней глаз, эндокринной, нервной и костно-мышечной систем);

исполнения национального плана вакцинопрофилактики, комплекса мер по уменьшению распространенности, смертности и отрицательных последствий для здоровья, связанных с инфекционными заболеваниями,
в том числе с ВИЧ-инфекцией и СПИДом, туберкулезом;

формирования эффективной системы профилактики алкогольной
и наркотической зависимости, модернизации системы наркологической помощи населению;

обучения населения здоровому образу жизни с помощью информационных программ, рассчитанных на различные возрастные
и социальные группы населения, формирования ответственности у граждан за свое здоровье и здоровье окружающих;

развития сети специализированных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов;

систематической подготовки врачей первичного звена по вопросам профилактики и диагностики депрессивных состояний, обучения населения рациональному поведению в стрессовых ситуациях.

Повышение доступности современных медицинских технологий
за счет:

привлечения инвестиций для развития медицинских учреждений, создания сети современных центров высокотехнологичной помощи;

повышения профессионального уровня медицинских работников
с акцентом на их постоянное переобучение и освоение передовых отечественных и зарубежных технологий;

обеспечения соответствия практической медицины требованиям клинических руководств и медицинских стандартов;

расширения инновационной деятельности для освоения новых медицинских технологий;

повышения доступности современных медицинских технологий за счет развития информатизации системы здравоохранения.

Повышение качества и доступности медицинской помощи на основе повышения эффективности организации и финансового обеспечения медицинской помощи за счет:

проведения последовательной политики первоочередного развития первичной медико-санитарной помощи с развитием института врача общей практики, укреплением участковой службы и системы неотложной помощи;

формирования бездефицитной территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;

перехода на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования;

перемещения объемов стационарной помощи на амбулаторный этап, дифференциация коечного фонда больниц по степени интенсивности лечения;

расширения хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений;

реструктуризации сети, реструктуризации и перепрофилирования коечного фонда стационаров с целью повышения эффективности его использования;

приведения материально-технической базы учреждений здравоохранения области в соответствие с порядками оказания медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

проведения мероприятий по улучшению и оптимизации кадровой ситуации, в том числе создание условий для повышения престижа и высокой оплаты труда медицинских работников;

полного лекарственного обеспечения граждан, в том числе при проведении амбулаторного лечения на основе сочетания государственных программ и медицинского страхования;

создания эффективных механизмов государственно-частного партнерства, повышения инновационной составляющей в деятельности медицинских организаций;

взаимодействия государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, формирования конкурентного рынка медицинских услуг.

Адаптация здравоохранения к изменениям в демографической структуре населения:

совершенствование деятельности педиатрической службы, развитие института семейного врача, особенно в сельской местности;

создание системы перинатальной помощи, развитие и модернизация службы родовспоможения и детства, развитие школьной медицины;

разработка и реализация мер по улучшению показателей здоровья подростков, в том числе юношей допризывного и призывного возрастов;

совершенствование организации медицинской помощи лицам пожилого возраста, в том числе диспансерного наблюдения с развитием геронтологической службы;

развитие сети учреждений медико-социальной помощи и помощи на дому, гериатрических центров, усиление взаимодействия здравоохранения
с системой социальной защиты;

обеспечение качества и доступности реабилитационной помощи;

развитие профессионального образования в области паллиативной помощи, развитие сети больниц для безнадежно больных (хосписов).

Информатизация системы здравоохранения:

развитие информационных технологий;

создание медицинского, информационного и образовательного ресурса.

Для решения поставленных задач предполагается поэтапное развития здравоохранения.

2011-2015 годы:

обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и выполнения мероприятий Программы модернизации здравоохранения Саратовской области на 2011-2012 годы в полном объеме;

создание сети перинатальных центров, единой кардиологической службы;

увеличение укомплектованности врачебными кадрами до 62 процентов за счет привлечения молодых специалистов в учреждения здравоохранения муниципальных районов области (до 100 человек в год), предоставления социальных льгот, единовременных выплат и предоставления жилья;

приведение соотношения врачебных должностей к должностям средних медработников как 1:3;

оплата стационарной помощи страховыми медицинскими организациями по полному тарифу, включающему все статьи затрат на оказание медицинской помощи и рассчитанному с учетом требований медицинских стандартов;

переориентация оказания медицинской помощи на амбулаторное звено с развитием стационарзамещающих технологий;

поэтапное приведение фактических объемов стационарной медицинской помощи к федеральным нормативам с учетом заболеваемости населения
и демографических особенностей;

оптимизация объемов оказания скорой медицинской помощи, расширение сети пунктов неотложной помощи для оказания помощи хроническим больным;

включение фельдшерско-акушерских пунктов в систему обязательного медицинского страхования;

финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) за счет средств обязательного медицинского страхования;

финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования;

повышение эффективности системы организации медицинской помощи, восстановление вертикали управления в системе здравоохранения;

создание единого информационного пространства сферы здравоохранения области для взаимодействия субъектов, принимающих участие в оказании медицинской помощи (внедрение электронной медицинской карты, записи к врачу в электронном виде, телемедицинских технологий и системы электронного документооборота).

2016-2020 годы:

формирование к 2017 году бездефицитной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению;

изменение типа учреждений;

завершение создания единой информационной системы здравоохранения;

продолжение работы по переориентации объемов оказания медицинской помощи на амбулаторное звено, выделение коек интенсивного, восстановительного лечения и реабилитации;

развитие технологий оказания высокотехнологичной медицинской помощи в лечебных учреждениях области;

увеличение укомплектованности врачебными кадрами до 64 процентов, за счет привлечения молодых специалистов в учреждения здравоохранения муниципальных районов области (до 110 человек в год), предоставления социальных льгот, единовременных выплат и предоставления жилья;

приведение соотношения врачебных должностей к должностям средних медработников как 1:4;

развитие государственно-частного партнерства и передача лечебными учреждениями непрофильных функций по аутсорсингу.

2021-2025 годы:

обеспечение безопасности, эффективности и доступности медицинской помощи для всех слоев населения;

повышение социального статуса врача;

функционирование современных инновационных технологий лечебно-диагностического процесса;

обеспечение выхода на планируемые демографические показатели
и показатели здоровья населения.

К 2025 году необходимо достичь следующих целевых значений важнейших индикаторов, характеризующих состояние системы здравоохранения:

снижение до 2025 года смертности трудоспособного населения
на 26,4 процента к уровню 2009 года (с 611,7 на 100 тыс. трудоспособного населения до 450 на 100 тыс. трудоспособного населения);

снижение показателей младенческой смертности на 40 процентов
к уровню 2009 года (с 6,8 на 1000 родившихся живыми в 2009 году
до 4,5 на 1000 родившихся живыми);

повышение уровня оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 3 раза (с 305 на 100 тыс. населения в 2009 году до 900 на
100 тыс. населения);

увеличение укомплектованности врачебными кадрами до 68 процентов;

достижение соотношения врачебных должностей к должностям средних медработников как 1:5.

Социальная защита

Система социальной защиты в долгосрочной перспективе должна обеспечить реализацию мер, способствующих компенсации, ослаблению и устранению факторов и предпосылок негативно влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и граждан, социальной адаптации и интеграции граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Развитие системы социальной защиты населения в долгосрочной перспективе будет обусловлено:

повышением уровня доходов населения, что позволит оптимизировать объемы государственных социальных выплат, адресность предоставления социальных услуг;

сохранением предпосылок семейного неблагополучия и, как следствие, детской безнадзорности, требующих совершенствования профилактической работы с семьями и переориентации социальных выплат с поддерживающих мер на «социальные» инвестиции;

старением населения и увеличением численности одиноко проживающих пожилых людей, определяющим необходимость модернизации политики в отношении пожилых и их социальной защиты;

сохранением факторов и условий инвалидизации в различных возрастных группах, определяющих необходимость совершенствования системы социальной адаптации и реабилитации граждан с особыми потребностями;

сохранением факторов, ограничивающих доступность социальной инфраструктуры для лиц с особыми потребностями, требующих реализации системных мер по формированию безбарьерной среды;

несформированностью рынка социальных услуг, преимущественно государственными формами социального обслуживания;

сохранением иждевенческих настроений населения в отношении государственной помощи и поддержки.

В основу стратегии развития системы социальной защиты положены основные принципы Конвенции ООН о правах инвалидов, Мадридского международного плана действий по проблемам старения, Конвенции ООН о правах ребенка, Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года.

Основной целью развития системы социальной защиты населения до 2025 года является достижение необходимого и достаточного уровня доступности для нуждающихся граждан вариантных форм и видов социальной поддержки и социального обслуживания на основе модернизации организационных, экономических, технологических и правовых механизмов их предоставления.

Развитие социальной защиты населения должно быть направлено на предупреждение различных социальных рисков путем предоставления государственных услуг, отвечающим мировым стандартам качества и доступным вне зависимости от места проживания, и адресной социальной поддержки, оказываемой тем, кто не в состоянии обеспечить для себя минимальные жизненные стандарты собственными силами. Созданная система должна являться гарантом социальной безопасности уязвимых групп населения.

Необходимо обеспечить формирование системы социальной защиты, отвечающей потребностям современного общества, реализующей, помимо социальной защиты, функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех категорий населения. Программы поддержки и социальной адаптации должны быть привязаны к этапам жизненного цикла семьи и гражданина, развиваться на принципах социального контракта, предполагающего взаимные обязательства сторон, и базироваться на принципах партнерства, раннего выявления и вмешательства в социально опасные и трудные жизненные ситуации.

К 2025 году планируется обеспечить следующие целевые значения индикаторов, характеризующих результативность системы социальной защиты населения:

доведение к 2015 году охвата населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума государственными социальными программами до 100 %;

отсутствие очередности на получение государственных услуг в сфере социальной защиты (обеспеченность стационарными койками учреждений социального обслуживания пожилых граждан и взрослых инвалидов на 10 тыс. населения – 2015 год – 19,3 мест, 2020 год – 20 мест, 2025 год – 25 мест; обеспеченность стационарными койками учреждений социальной помощи семьи и детям на 10 тыс. детского населения – 2015 год – 13,7 мест,
2020 год – 10 мест, 2025 год – 5 мест (снижение количества стационарных коек в учреждениях социальной помощи семье и детям связано со снижением количества социальных сирот и развитием системы профилактики безнадзорности и беспризорности);

доля детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, прошедших курс реабилитации в учреждениях социальной помощи семье и детям, возвращенных в биологические семьи (2015 год – 75 %, 2020 год – 80 %, 2025 год – 85 %);

удельный вес безнадзорных и беспризорных детей (2015 год – не более 1 %, 2020 год – не более 0,9 %, 2025 год – не более 0,8 %);

обеспечение к 2015 году возможности получения 100 % государственных услуг в сфере социальной защиты в электронном виде;

доля государственного заказа на оказание государственных услуг в сфере социального обслуживания (2015 год – 5 %, 2020 год – 10 %, 2025 год – 20 %);

доступность для инвалидов социально-значимых объектов (2015 год – 50 %, 2020 год – 80 %, 2025 год – 100 %);

обеспечение к 2015 году 100 % охвата детей-инвалидов реабилитационными мероприятиями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации;

охват детей-инвалидов, реабилитационными услугами в стационарных и полустационарных отделениях специализированных учреждений социального обслуживания для детей с ограниченными возможностями (2015 год – 65 %, 2020 год – 80 %, 2025 год – 90 %).

На достижение целевых показателей могут повлиять следующие риски:

увеличение численности потребителей мер социальной поддержки и социальных услуг вследствие причин экономического характера;

изменение федерального и регионального законодательства, в том числе регламентирующего условия предоставления государственных социальных услуг, критерии и показания предоставления государственной поддержки;

недостаточность финансовых ресурсов для модернизации системы социального обслуживания;

усиление дефицита кадрового обеспечения, особенно в сельской местности, в связи с изменениями в оплате труда и оттоком специалистов с педагогическим и медицинским образованием в профильные отрасли.

Долгосрочная политика в сфере социальной защиты включает следующие основные направления.

Первое направление – обеспечение адресности социальной защиты населения, обеспечивающей поддержание жизненных стандартов для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, придание социальным выплатам характера «социальных инвестиций».

Высокие темпы экономического роста будут являться основными факторами улучшения благосостояния населения и снижения бедности. Однако экономический рост может сопровождаться увеличением неравенства и социальной нестабильности.

Для снижения бедности и дифференциации населения по доходам должен быть осуществлен комплекс мер социальной политики, направленных на:

совершенствование процедур оценки нуждаемости граждан;

внедрение в систему социальной защиты солидарной ответственности государства и гражданина, в том числе через систему социальных контрактов;

оптимальное использование потенциально положительных резервов социального и семейного окружения клиентов;

развитие профилактической направленности системы социальной защиты населения.

Второе направление – ообеспечение качества и доступности государственных социальных услуг для населения области, соответствующих современным потребностям общества и каждого гражданина, в том числе обеспечение возможности получения государственных социальных услуг в электронном виде.

К 2025 году сформируется рынок качественных, отвечающим мировым стандартам, доступных государственных социальных услуг, обеспечивающий вариативность их получения, в том числе дистанционного, механизмы и условия участия бизнеса и некоммерческих организаций в реализации социальных проектов и оказании социальных услуг на принципах социальной ответственности, внедрены технологии частно-государственного партнерства. Будут реализованы мероприятия по созданию материально-организационной базы, отвечающей современным стандартам качества жизни и повсеместное обеспечение возможности получения услуг в электронном виде.

Поставленные задачи будут решаться за счет:

оптимизации сети государственных учреждений социальной защиты населения в соответствии с социально-экономическими и демографическими тенденциями развития области;

создание «социальных кластеров», включающих системы мобильных социальных услуг;

выравнивания имущественной и финансовой обеспеченности учреждений социальной защиты населения области, поддержание материально-технической базы учреждений в состоянии отвечающим требованиям федерального и областного законодательства;

внедрения в работу учреждений социальной защиты населения системы бюджетирования, ориентированного на результат, в том числе стандартизация и регламентация государственных социальных услуг;

развития новых форм и технологий социальной защиты населения;

информатизации системы социальной защиты населения;

повышения информированности населения о системе социальной защиты населения;

развития и совершенствования кадрового потенциала отрасли;

развития механизмов партнерства государства, бизнеса, некоммерческих организаций и учреждений социальной защиты населения, в том числе поддержка и стимулирование проектной деятельности учреждений;

демонополизации государства в области предоставления социальных услуг, создание полисекторной модели социального обслуживания населения, внедрение системы государственного заказа;

развития волонтерского движения в системе социальной защиты.

Третье направление – повышение эффективности государственной поддержки семьи.

Семья как объект государственной социальной поддержки на перспективу определяется как приоритет социальной политики. Качество системы социальной защиты должно выйти на уровень, обеспечивающий уровень жизни, достаточный для социальной самореализации и адаптации семей с детьми. Достижение системности, комплексности и широкого партнерства в реализации мер государственной поддержки семьи и вмешательство в семейное неблагополучие на ранних стадиях обеспечит условия для наилучшего выполнения семьей репродуктивных и экономических функций, функций адаптации и защиты, социализации и психологической поддержки, снизит уровень семейного неблагополучия и социальных рисков.

Организационное и нормативное оформление системы социального сопровождения семьи и обеспечение результативности мер ее поддержки предполагается обеспечить решением следующих задач:

формирование организационных и правовых механизмов сетевого взаимодействия федеральных, региональных и местных социальных структур, институтов гражданского общества, в сфере поддержки семьи;

развитие профилактического и интервенционного потенциала социальных служб;

переход к индивидуальному социальному сопровождению ребенка и семей через совершенствование института сопровождения трудных жизненных ситуаций;

отработка и реализация технологии кейс-менеджмента в социальном обслуживании семей;

полное завершение процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей;

разработка мер и механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей и развитие системы предоставления мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.

Четвертое направление – создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных категорий населения.

К 2025 году будет полностью завершен процесс модернизации и развития региональной системы социальной интеграции инвалидов и созданы базовые условия безбарьерной среды.

В предстоящий период предполагается решение следующих задач:

создание доступной инфраструктуры, в первую очередь обеспечение доступности социально-значимых объектов, посредством применения универсального дизайна не только на стадии проектирования объектов, но и на стадии проектирования инфраструктуры окружающей эти объекты;

организационное и нормативное оформление региональной системы комплексной реабилитации и интеграции инвалидов и ее практическая апробация;

обеспечение инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными мероприятиями в соответствии с индивидуальной жизненной ситуацией и интеграционным потенциалом;

формирование региональной информационно-консультационной системы по реабилитации;

формирование системы общественного контроля за соблюдением прав и интересов инвалидов;

развитие сети реабилитационных учреждений для инвалидов трудоспособного возраста;

проведению широкомасштабной кампании по формированию общественного мнения о проблемах и потребностях инвалидов с привлечением СМИ.

Образование

Стратегия в сфере образования направлена на обеспечение развития экономики и соответствует задачам, поставленным перед системой образования Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы.

Стратегической целью государственной политики в области образованияявляетсяобеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Обеспечение инновационного характера базового образования за счет:

создания мобильной структуры сети образовательных учреждений
в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе
моделей школ полного дня, школ различных ступеней обучения, школ
с инклюзивным обучением детей-инвалидов, моделей базовых школ, ресурсных центров, инновационных учреждений с профильным изучением иностранных языков и информационно-коммуникационных технологий;

перехода на новые образовательные стандарты, внедрения образовательных программ, ориентированных на индивидуализацию, практические навыки и фундаментальные умения;

обновления механизмов финансирования образовательных учреждений.

Модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе путем создания:

системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

инновационных воспитательных моделей, обеспечивающих формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества;

модели развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности;

модели формирования культуры здорового образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;

системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

системы мониторинга здоровья обучающихся;

образовательной и физической среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц
с ограниченными возможностями здоровья;

образовательной и организационно-правовой модели, обеспечивающей успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров за счет:

формирования областной системы прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах, предусматривающей разработку среднесрочных и долгосрочных прогнозов кадровых потребностей экономики области на основе современных методик и формирование ежегодного областного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров всех уровней профессионального образования;

формирования на основе вузов области отраслевых кластеров учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, взаимодействующих с ведущими отраслевыми предприятиями в реализации инновационных научно-образовательных проектов и подготовке кадров всех уровней профессионального образования;

создания во взаимодействии с работодателями системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;

создания механизмов кооперирования учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двухсторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий.

Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей путем создания:

прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;

прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;

механизмов компетентностного подхода в оценке образовательных достижений обучающихся через обеспечение взаимосвязи академических знаний и практических умений;

независимой областной системы оценки качества профессионального образования с участием работодателей, включая сертификацию квалификаций выпускников учреждений профессионального образования
на базе отраслевых сертификационных центров с учетом интеграции требований федеральных государственных образовательных стандартов
и профессиональных стандартов.

К 2025 году необходимо обеспечить следующие целевые значения важнейших индикаторов, характеризующих состояние системы образования области:

увеличение доли детей дошкольного возраста, имеющих возможность получать услуги дошкольного образования, от общего количества детей
в возрасте от 1,5 до 6,5 лет с 81 процента в 2010 году до 95 процентов
в 2015, до 100 процентов – в 2020 и 2025 году;

увеличение доли учреждений, реализующих развивающие общеобразовательные программы дошкольного образования, с 30 процентов в 2010 году до 100 процентов в 2015, 2020 и 2025 году;

увеличение доли общеобразовательных учреждений, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов,
с 10 процентов в 2010 году до 30 процентов в 2015 году,
до 70 процентов в 2020 году и до 100 процентов в 2025 году;

увеличение доли учащихся образовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательны

Наши рекомендации