Контроль за составом рудничной атмосферы, вентиляционный надзор
229. На каждом руднике должны составляться вентиляционные планы с указанием на них направлений вентиляционных струй, а также всех вентиляционных и противопожарных устройств.
Эти планы должны ежемесячно пополняться и один раз в полугодие составляться заново в соответствии с инструкцией о порядке составления вентиляционных планов, утверждаемой организацией.
Для проверки правильности распределения воздуха по горизонтам, направлениям, панелям и блокам (камерам) должны производиться замеры его количества не реже одного раза в месяц, а также при всяком значительном изменении вентиляционного режима.
Для определения качественного состава воздуха отбор проб должен производиться в соответствии с пунктом 201 настоящих Правил.
Контроль загазования забоя после взрывных работ и выполнения проветривания перед допуском работников в забой должен производиться при помощи переносных приборов.
На рудниках, опасных по выделению природных ядовитых газов, должны регулярно в сроки и в местах, установленных главным инженером рудника, отбираться пробы воздуха, а содержание ядовитых газов в них должно определяться при помощи переносных приборов или отбором проб в руднике и последующем их анализом в лаборатории ВГСО.
В процессе эксплуатации самоходного транспорта с ДВС должен осуществляться периодический (не реже 1 раза в месяц) контроль за составом неразбавленных выхлопных газов каждого двигателя после газоочистки на холостом ходу.
Контрольная проверка качественного состава воздуха при проходке стволов должна производиться: в стволах рудников с газовым режимом - не реже двух раз в месяц, а в стволах с негазовым режимом - не реже одного раза в месяц. Отбор проб воздуха должен производиться в двух местах: в забое и на рабочем полке.
230. В рудниках с температурой воздуха на рабочих местах более +26 °C должны производиться замеры температуры воздуха.
Результаты замеров температуры, а также анализы качественного состава воздуха заносятся в вентиляционный журнал.
231. Каждый рудник должен быть обеспечен замерными станциями. В местах замера количества воздуха на главных входящих и исходящих струях горизонтов, на флангах рудника должны быть устроены замерные станции длиной не менее 4 м. Допускается для устройства замерных станций использование участков выработки, закрепленных бетоном или пройденных комбайнами и имеющих гладкие поверхности.
В других выработках замер количества воздуха должен производиться на прямолинейных незагроможденных участках с крепью, плотно прилегающей к стенкам выработки, или со специально обобранными стенками и кровлей выработки.
Во всех местах замера количества воздуха должны быть замерные доски, на которых записываются: дата замера, наименование выработки, площадь поперечного сечения выработки (замерной станции), расчетное и фактическое количество воздуха, скорость воздушной струи и фамилия работника, производившего замер.
232. На всех рудниках не реже одного раза в три года должна производиться воздушно-депрессионная съемка. В труднопроветриваемых рудниках с эквивалентным отверстием менее 1 кв.м воздушно-депрессионные съемки должны производиться не реже одного раза в год.
По результатам воздушно-депрессионных съемок главным инженером рудоуправления (рудника) должны быть утверждены мероприятия и сроки по устранению выявленных недостатков.
233. Для определения количества и состава воздуха на рудниках должна быть соответствующая аппаратура, которая должна содержаться в порядке и периодически проверяться.
234. Не допускается назначать начальником ПУВ работников, не имеющих высшего профессионального образования по специальности.
235. Газомерщиками должны назначаться рабочие, обученные по учебным программам, утвержденным в установленном порядке, и сдавшие экзамен по данной специальности.
РАЗДЕЛ IV
РУДНИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ И ПОДЪЕМ
ГЛАВА 25
ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ САМОХОДНОГО ТРАНСПОРТА С ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ. ПЕРЕВОЗКА РАБОТНИКОВ И ГРУЗОВ ПО ГОРНЫМ ВЫРАБОТКАМ
236. Выбор и применение самоходного транспорта для перевозки работников и грузов, выполнения ремонтных и вспомогательных работ определяется проектной документацией.
Эксплуатация самоходного транспорта производится в соответствии с инструкцией по безопасному применению самоходного транспорта с ДВС, утверждаемой организацией.
237. На действующих и строящихся рудниках перевозка работников обязательна, если расстояние до места работ 1 км и более.
238. Для перевозки работников по горным выработкам должны применяться специально оборудованные автомашины.
(п. 238 в ред. постановления МЧС от 10.04.2014 N 10)
239. Кузова автомашин для перевозки работников должны быть оборудованы сиденьями заводской конструкции, металлической крышей и боковыми стенками на всю высоту кузова.
(в ред. постановления МЧС от 10.04.2014 N 10)
240. Проемы в кузовах автомашин для посадки работников должны иметь ширину не менее 0,7 м и быть оборудованы ограждающими приспособлениями.
241. В выработках, по которым движется самоходный транспорт, полотно дороги должно быть ровным, обеспечивающим движение машин без резких толчков и тряски. В тех случаях, когда почва выработок сложена из глинистых пород или подвержена пучению, что приводит к образованию неровностей, дороги должны периодически выравниваться механическим способом.
242. Предельные уклоны и подъемы дорог устанавливаются проектной документацией в зависимости от горно-геологических условий, характеристики применяемого самоходного транспорта и условий его эксплуатации.
243. При перевозке работников автомашинами скорость движения не должна превышать 20 км/ч. На прямолинейных участках горизонтальных выработок длиной более 500 м, имеющих твердое и ровное покрытие, максимальная скорость груженых и порожних автомобилей для перевозки работников может быть увеличена до 40 км/ч по разрешению главного инженера рудника.
244. Во время движения работникам не допускается высовываться из автомашины, производить посадку и высадку до полной остановки автомашины.
245. В автомашинах, предназначенных для перевозки работников, могут совместно перевозиться только инструменты и запасные части, которые не выступают за габариты кузова. При этом они должны располагаться в местах, исключающих травмирование работников.
Не допускается:
доставка в автомашинах, предназначенных для перевозки работников совместно с ними, взрывчатых, легковоспламеняющихся и едких материалов;
перевозка работников по горным выработкам самоходным транспортом, не предназначенным для этих целей;
нахождение в автомашине работников сверх установленного количества посадочных мест.
246. В выработках, по которым движется самоходный транспорт, должны быть установлены типовые дорожные знаки, регламентирующие движение. Схема установки знаков утверждается главным инженером рудника.
ГЛАВА 26
КОНВЕЙЕРНЫЙ ТРАНСПОРТ
247. Ленточные и скребковые конвейеры допускаются к эксплуатации при условии соответствия требованиям ТР ТС 010/2011, ТР ТС 012/2011. Монтаж-демонтаж ленточных и скребковых конвейеров производится по проекту в соответствии с требованиями настоящих Правил и других НПА и ТНПА по монтажу, демонтажу, ремонту и безопасной эксплуатации ленточных и скребковых конвейеров, по устройству защит, блокировок и сигнализации конвейерного транспорта, учитывающими конструктивные и другие особенности типов конвейеров.
(часть первая п. 247 в ред. постановления МЧС от 10.04.2014 N 10)
Рабочие и специалисты, занимающиеся монтажом-демонтажом и эксплуатацией конвейеров, должны быть ознакомлены с проектом под роспись.
248. Приводные, натяжные и отклоняющие барабаны ленточных конвейеров должны иметь ограждения согласно проектной документации и инструкции по эксплуатации ленточных конвейеров, утверждаемой организацией. Соединительные муфты, турбомуфты, тормозные шкивы должны быть закрыты кожухами.
Ограждение натяжной станции конвейера должно быть выполнено с обеих сторон по ее длине. Элементы ограждений должны быть надежно закреплены.
Конструкция и крепление в месте установки на конвейере стационарных ограждений должны быть такими, чтобы их удаление (демонтаж) в случае необходимости было возможным лишь с помощью инструмента.
Ограждения приводных, натяжных и отклоняющих барабанов, снимаемые без применения инструмента, должны быть оснащены электрическими блокировками, исключающими работу конвейеров при снятых или открытых ограждениях. Места установки таких блокировок в конкретных условиях для каждого конвейера (группы однотипных конвейеров) определяются проектной документацией.
249. Расстояние от почвы выработки до нижней ветви ленты конвейера должно быть не менее 250 мм. При расстоянии от почвы до нижней ветви ленты более 700 мм под конвейером должно быть перекрытие или это место должно быть ограждено.
250. Ширина свободного прохода для работников и ремонта в районе приводных станций ленточных конвейеров должна быть не менее 1,0 м со стороны привода и не менее 0,7 м с противоположной стороны. Длина свободного прохода определяется проектной документацией. Расстояние между параллельно установленными конвейерами должно быть не менее 1,0 м.
251. В местах перехода через став ленточного конвейера должны быть установлены переходные мостики шириной не менее 0,6 м, имеющие перила и изготовленные из негорючих материалов. Зазор между лентой и нижней частью мостика должен быть не менее 0,4 м, а высота прохода для работников над мостиком - не менее 0,8 м. Для перехода через конвейер в местах пересечения выработок, у загрузочных и разгрузочных устройств, в местах перехода к запасным выходам в соответствии с проектом должны устраиваться переходные мостики.
252. Навеска и замена конвейерной ленты должны проводиться в соответствии с проектом производства работ, утвержденным главным инженером рудника. Проектом должна быть предусмотрена сигнализация (связь) между работающими.
253. На вновь вводимых в эксплуатацию магистральных ленточных конвейерах должна устанавливаться только трудносгораемая (трудногорючая) лента, на панельных (участковых) конвейерах - трудносгораемая (трудногорючая) или трудновоспламеняющаяся лента при наличии сертификата завода-изготовителя, заводского клейма и при положительных результатах испытаний входного контроля конвейерных лент, проведенного в испытательной лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
(в ред. постановления МЧС от 10.04.2014 N 10)
Не допускается использование резинотросовых лент на вновь вводимых в эксплуатацию ленточных конвейерах.
254. Места прохода и проезда под ленточными конвейерами должны быть закрыты прочным перекрытием из негорючих материалов или древесных материалов, пропитанных огнезащитным составом (для предохранения от падения транспортируемого материала и самой ленты в случае обрыва), выступающим за габариты конвейера не менее чем на 1,0 м.
255. Ленточные конвейеры должны иметь механические устройства:
центрирующие движение ленты для предотвращения схода ее в сторону;
обеспечивающие центральную загрузку материала на ленту и плавный его перепуск в местах перегрузок. Перегрузочные узлы должны оборудоваться и герметизироваться согласно проекту;
очищающие нерабочую ветвь ленты от просыпи;
тормоза при углах наклона более 6°;
ловители ленты при ее разрыве в выработках с углом наклона более 10°.
256. Одиночные ленточные и скребковые конвейеры, имеющие только местное управление, должны оборудоваться:
звуковой сигнализацией с подачей отчетливо слышимого по всему ставу конвейера предупредительного сигнала длительностью не менее 6 с;
защитой, отключающей привод конвейера из любой точки по длине его става тросовым выключателем, установленным на проходной стороне, или аварийными кнопками "Стоп" при длине става менее 30 м, установленными не более чем через 10 м (для скребковых конвейеров длиной менее 10 м допускается устанавливать одну кнопку "Стоп" на хвостовой части конвейера);
защитой ленточных конвейеров от снижения скорости ленты до 75% от номинальной или от заданной при использовании частотного привода;
механической защитой от заклинивания тягового органа для скребковых конвейеров.
257. Конвейерные линии, состоящие из двух и более конвейеров, должны быть оснащены аппаратурой автоматизированного управления. При таком управлении должны обеспечиваться:
автоматическая подача отчетливо слышимого по всей длине конвейерной линии сигнала, действующего до момента окончания запуска последнего конвейера линии. Действие сигнала должно начинаться за 6 с до начала запуска первого конвейера, при этом допускается отключение сигнала на том конвейере, на котором запуск окончен;
включение каждого последующего конвейера в линии только после установления рабочей скорости движения тягового органа предыдущего конвейера;
автоматическое отключение всех конвейеров, транспортирующих груз на остановившийся конвейер, а в линии при наличии скребковых конвейеров, при порыве тяговой цепи скребкового конвейера, работающего в автоматизированном режиме, - отключение, кроме того, впереди расположенного конвейера;
автоматическое отключение привода конвейера при: снижении скорости ленты до 75% от номинальной или от заданной при использовании частотного привода; заклинивании или обрыве цепи; затянувшемся пуске конвейера; завале перегрузочного устройства; сходе ленты в сторону более 10% ее ширины (для магистральных конвейеров);
отключение привода конвейера из любой точки по длине его става тросовым выключателем, установленным на проходной стороне, или аварийными кнопками "Стоп" при длине става менее 30 м, установленными не более чем через 10 м (для скребковых конвейеров длиной менее 10 м допускается устанавливать одну кнопку "Стоп" на хвостовой части конвейера). При отключении привода конвейера под действием указанных выше защит должна исключаться возможность дистанционного повторного включения неисправного конвейера. Включение конвейера должно производиться деблокировкой защит или снятием с "Аварии" из блока управления после выяснения и устранения причин срабатывания защиты;
местная блокировка, предотвращающая пуск данного конвейера и всей линии с пульта управления во время ремонта, перевод на местный режим осуществляются по согласованию с диспетчером (оператором) рудника с записью в журнале учета работы конвейеров;
возможность перевода управления любым конвейером с автоматизированного режима на местный по согласованию с оператором рудника с записью в журнале учета работы конвейеров;
двухсторонняя телефонная связь между камерами приводов конвейеров или до 10 м от них и пультом управления оператора рудника.
258. Ленточные конвейеры в камерах перегрузки разгрузочных комплексов грузовых стволов должны быть оборудованы светозвуковой предпусковой сигнализацией.
259. После выполнения монтажно-наладочных работ на конвейере (линии) должна быть осуществлена пробная эксплуатация (обкатка) под нагрузкой в автоматизированном режиме в течение 24 часов под постоянным наблюдением работников эксплуатации и представителя монтажной организации с последующим устранением неполадок и дефектов монтажа.
260. Прием в эксплуатацию стационарных (магистральных) конвейеров производится комиссией с участием представителя Госпромнадзора, создаваемой главным инженером рудоуправления.
Участковые (панельные, блоковые) конвейеры принимаются комиссиями, назначенными распоряжением по руднику.
Результаты приемки оформляются актом, который утверждается руководителем, назначившим комиссию.
261. Не допускается эксплуатация конвейеров, работающих в режиме местного управления, без присутствия эксплуатационного персонала.
262. Осмотр конвейеров, роликов, натяжных устройств, состояние ленты и ее стыков, а также устройств, обеспечивающих безопасность эксплуатации конвейера (тормозных устройств, средств улавливания ленты, средств автоматизации), должны производиться ежесуточно механиком участка или специально назначенными работниками.
263. Обнаруженные в процессе эксплуатации и осмотра неполадки и произведенные ремонтные работы должны отмечаться в журнале записи результатов осмотра и ремонта конвейеров работниками, осматривающими конвейер.
Один раз в неделю механик или начальник участка должен ознакомиться под роспись с состоянием ведения журнала записи результатов осмотра и ремонта конвейеров, а главный механик рудника или специально назначенный им работник - раз в месяц.
264. Конвейеры с резинотросовой лентой должны быть оснащены средствами противопожарной защиты в соответствии с проектной документацией.
(в ред. постановления МЧС от 10.04.2014 N 10)
265. При эксплуатации конвейеров не допускается:
проход работников во время работы конвейера в местах, где зазор между стенкой выработки и конвейером менее 0,7 м;
работа с заштыбованными ставом, приводными и натяжными барабанами;
применять смазочные материалы с температурой вспышки для редукторов приводов ниже 190 °C и для остальных узлов - ниже 165 °C;
прокладка линий телефонной связи по конвейерным выработкам с действующими (работающими) конвейерами, кроме линий управления и сигнализации;
работа при неисправной тепловой защите (при ее наличии).
266. С целью недопущения несанкционированной регулировки параметров системы управления оболочки блоков управления должны быть опломбированы работниками, осуществляющими техническое обслуживание средств автоматизации. Данное требование не распространяется на аппаратуру с микропроцессорным управлением, где регулировка параметров системы защищена программным паролем. Осмотр средств автоматизации, проверка и настройка параметров защит производятся по графику, утверждаемому заместителем главного инженера рудника по автоматизации, с записью в журнале записи результатов осмотра и ремонта средств автоматизации конвейеров.
267. Не допускается управлять конвейерной линией (конвейером) одновременно с двух и более мест (пультов).
268. Для производства ежесуточного технического обслуживания конвейеров должен предусматриваться перерыв в их работе не менее 3 часов.
269. Для надежного закрепления в выработке приводных и натяжных головок, механизированной передвижки и расштыбовки скребковых конвейеров, а также для монтажа, установки и натяжения цепи должны применяться специальные устройства заводского изготовления.
(в ред. постановления МЧС от 10.04.2014 N 10)
270. Требования безопасности к забойным и штрековым скребковым конвейерам, скребковым питателям и перегружателям определяются нормативами по безопасности забойных машин и комплексов, утверждаемыми в установленном порядке.
При эксплуатации скребковых конвейеров необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
конструкция конвейера должна предусматривать устройство, обеспечивающее безопасное натяжение и соединение скребковой цепи при монтаже и в процессе эксплуатации;
конструкция конвейера должна предусматривать защиту приводов от перегрузки (гидромуфтами или другими защитными устройствами);
система управления забойными или штрековыми скребковыми конвейерами должна обеспечивать подачу автоматического предупредительного сигнала по всей длине лавы или штрека перед их пуском;
система управления забойным скребковым конвейером должна обеспечивать отключение конвейера с устройств, расположенных вдоль лавы (на расстоянии не более чем через 10 м), а также с пульта комбайна. Орган отключения конвейера должен фиксироваться в отключенном положении;
вблизи приводных и концевых головок забойных, а для штрековых конвейеров у приводных головок должна устанавливаться блокировочная кнопка с фиксацией, при помощи которой можно произвести остановку конвейера, а в случае необходимости и не допустить его запуск;
свободный проход вдоль става конвейера должен составлять не менее 700 мм.
271. Новые специальные виды конвейеров (подвесные, канатно-ленточные и др.) допускается использовать в рудниках по проекту, утвержденному главным инженером организации.
(в ред. постановления МЧС от 10.04.2014 N 10)
ГЛАВА 27