Тема 3.3 Качество, стандартизация и сертификация продукции.

План:

1 .Понятие и показатели качества.

2.Система качества на предприятии.

3.Стандартизация продукции

4.Сертификация продукции

1 .Понятие и показатели качества.

Качество – это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции, придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

В определении качества продукции используется два подхода:

o Технический рассматривает качество как совокупность свойств продукции.

o Экономический – совокупность свойств, которые способны удовлетворять потребности потребителей.

Уровень качества продукции – относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовым значениями соответствующих показателей.

Система показателей качества, используемых при оценке уровня качества, включает единичные, комплексные и обобщающие показатели. Единичные показатели объединены в 9 групп.

1. Показатели назначения, определяющие область применения продукции, а также эффект от пользования продукции по назначению. Для продукции производственно-технического назначения к таким показателям относится производительность.

2. Показатели надежности, включающие такие единичные показатели, как безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность изделия.

3. Показатели технологичности, отражающие эффективность конструкторско-технологических решений с точки зрения обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

4. Показатели стандартизации и унификации, определяющие такие свойства, как насыщенность продукции стандартным, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.

5. Эргономические показатели, отражающие взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.

6. Эстетические показатели, объединяющие информационную выразительность, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

7. Показатели транспортабельности, выражающие приспособленность продукции для транспортирования.

8. Патентно-правовые показатели, определяющие патентную защиту и патентную чистоту продукции и являющиеся существенным фактором при определении конкурентоспособности на мировом рынке.

9. Экологические показатели, выражающие уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.

Комплексные показатели отражают одновременно несколько или все свойства конкретного вида продукции, например, назначения, надежности, долговечности и т.д.

2.Система качества на предприятии.

Процесс обеспечения качества состоит из следующих этапов:

- оценки уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализа требований покупателей;

- долгосрочного прогнозирования;

- планирования уровня качества;

- разработки стандартов;

- проектирования качества в процессе конструирования и разработки технологом;

- контроля качества исходного сырья и покупных материалов;

- пооперационного контроля в процессе производства;

- приемочного контроля;

- контроля качества изделия в условиях эксплуатации;

- анализа отзывов и рекламации покупателей.

Управление качеством включает действия, которые осуществляются при создании и эксплуатации или потребления продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Управление качеством продукции (как всякое управление) пред­ставляет процесс, осуществляемый поэтапно:

а) разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к ка­честву продукции и мероприятия, обеспечивающие создание но­вой продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами;

б) оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требо­ваниям, которые были предусмотрены в плане;

в) принятие необ­ходимых мер воздействия на процесс создания ценности (качест­ва) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответ­ствие;

г) изучение условий эксплуатации (или потребления про­дукции) с целью определения направлений дальнейшего повыше­ния качества продукции.

3.Стандартизация продукции

Стандарт – это нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия по существенным вопросам качества у большинства заинтересованных сторон и утвержденных признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего многократного использования правила, общие принципы, характеристика, требования и методы, касающиеся объектов стандартизации, и который направлен на достижение наибольшей степени упорядочения в определенной области.

Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практическом опыте и направлены на достижение наибольшей пользы для общества. Все нормативные документы по стандартизации подразделяются на:

· международные стандарты;

· государственные стандарты (ГОСТ);

· отраслевые стандарты (ОСТ);

· технические условия (ТУ);

· стандарты предприятия и объединения (СТП);

· стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО).

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатываются стандарты:

- основополагающие;

- на продукцию и услуги;

- на процессы;

- на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

В настоящее время существуют два вида международных стан­дартов в области качества: стандарты на продукцию (специфика­ция продукции, спецификация производств, показатели качества, средства и методы контроля и т.д.) и стандарты обеспечения качества, связанные с поставщиком.

Основными целями выпуска стандартов семейства ИСО 9000 являлись: укрепление взаимопонимания и доверия между поставщиками и потребителями при заключении международных контрактов; достижение взаимного признания сертификатов на системы качества, выдаваемых в разных странах соответствующими аккредитованными органами по сертификации на основании использования ими единых подходов и стандартов при проведении сертификации; оказание содействия и методической помощи организациям различных масштабов и сфер деятельности в создании эффективных систем качества.

Международные стандарты семейства ИСО 9000 устанавливают основные требования к созданию общих программ управления качеством (обеспечения качества) в промышленности и сфере об­служивания.

4.Сертификация продукции

Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия, что продукция отвечает определенным стандартам или требованиям.

Сертификат – это документ, удостоверяющий, что на предприятии выпускается продукция, соответствующая всем требованиям стандарта.

Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию.

Основными целями сертификации являются:

1. обеспечение реализации прав граждан на безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;

2. создание условий для деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействие потребителя в компетентном выборе продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя;

3. подтверждение характеристик продукции, заявленных изготовителем. Как обязательная, так и добровольная сертификация применяется в сфере производства и обращения продукции на внутреннем и внешнем рынках.

В случае получения положительного результата в процессе сертификации выдается документ, называемый «сертификат соответствия», подтверждающий соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.


Наши рекомендации