Стандартизация и сертификация продукции

На западном рынке сертификация является одним из факторов конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность товара на рынке, а значит успех фир­мы, включает несколько факторов. Это цена, точные сроки поставки продукции, уровень сервиса, стабильность качества. У западного покупателя – огромный выбор, и он не желает рисковать, ему нужны гарантии стабильности заказанного им качества. Такие гарантии дает система управления качеством (система качества), действующая у поставщика.

Прежде чем заключить контракт на закупку товара, покупатель интересуется системой качества на фирме, с которой он ведет переговоры. Это форма отношений между покупателем и поставщиком. Покупатель либо сам знакомится с системой качества и оценивает ее надежность, либо ему достаточно посмотреть документ, сертификат, выданный авторитетной организацией и удостоверяющий, что система качества поставщика отвечает определенным требованиям. Если такого сертификата нет, изготовитель по договоренности с потребителем может обратиться в организацию, специализирующуюся на оценке систем качества. Такие органы есть во всех развитых странах, они не зависят ни от покупателя, ни от изготовителя и дают объективную, авторитетную оценку системы, подтверждаемую, если оценка положительная, сертификатом.

Жесткая конкуренция требует высокой степени доказательнос­ти хорошего качества, надежности продукции. Сертификат, подтверждающий надежность системы качества предприятия, учиты­вается при страховании. Заинтересованы в реализации продукции таких фирм и брокерские конторы. Да и банки легче решают вопросы кредитования. Таким образом, рейтинг фирмы, которая не пожалела усилий и средств на создание и сертификацию систем качества, в со­временном бизнесе резко возрастает.

Что представляет собой сертификация систем качества?

Сертификация систем качества - это процедура, в результате которой удостоверяется, что система на предприятии соответствует требованиям каких-то стандартов.

В нашей стране развернута программа работ по сертификации систем качества. Головной организацией Госстандарта РФ, которая формирует методические основы этой работы и осуществляет ее практически, является ВНИИС (всесоюзный научно-исследовательский институт сертификации и аккредитации испытательных лабораторий).

Важнейшая задача - добиться, чтобы сертификаты, выдаваемые в стране, признавались зарубежными партнерами, чтобы эти сертификаты открывали нашей продукции путь на внешний рынок.

В стране должны быть высококвалифицированные эксперты -ау­диторы, которые владеют школой оценки систем качества.

Предприятия, не имеющие сертифицированную систему качества, ис­пытывают трудности в реализации своей продукции - с ними не за­ключают контракты, или если и берут их товары, то по самым бросовым ценам.

Государственный реестр предприятий с сертификационной систе­мой качества открывает орловское ПО "Научприбор", это первенец, который имеет сертификат на систему качества за № 1, утвержден в Госстандарте.

С 1993 г. в странах "общего рынка" введены единые нормы и требования по безопасности, и если мы их не примем для себя в качестве обязательных, не организуем сертификацию продукции на соответствие этим нормам, то торговать на европейском, да и вообще на западном рынке мы вряд ли сможем. Поэтому формируемая и вводимая сертификация строится на принципах, принятых в мировом сообществе.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные разделы годового плана развития предприятия?

2. Назовите исходные данные для составления плана производства и реализации продукции.

3. Какие факторы влияют на величину производственной мощности?

4. Чем отличается производственная мощность от производственной программы?

5. Как классифицируются внутрипроизводственные резервы?

ТЕСТЫ

1. Какой из перечисленных факторов не отражается на интенсивном коэффициенте использования производственной мощности?

А. Отсутствие сырья.

Б. Выпуск бракованной продукции.

В. Состояние оборудования.

Г. Качество перерабатываемого сырья.

2. Какой из перечисленных факторов не влияет на использование производственной мощности?

А. Оптовые цены на готовую продукцию.

Б. Технические нормы производительности ведущего оборудования?

В. Количество единиц ведущего оборудования.

Г. Качество перерабатываемого сырья.

3. Какой из перечисленных факторов не влияет на экстенсивный коэффициент использования производственной мощности?

А. Холостой ход оборудования.

Б. Отсутствие сырья.

В. Поломка рабочих органов оборудования.

Г. Отсутствие электроэнергии.

4. Какой из перечисленных показателей используется только при расчете товарной продукции:

А. а) незавершенное производство на начало и конец года;

Б. б) услуги и работы промышленного характера;

В. в) отходы. идущие на дальнейшую переработку на предприятии;

Г. г) остатки готовой продукции на складе на начало и конец года.

5. Какой из ниже перечисленных показателей используется только при расчете объема реализуемой продукции?

А. Стоимость готовой продукции.

Б. Стоимость услуг промышленного характера.

В. Стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец года.

Г. Стоимость готовой продукции на складе на начало и конец года.

ТЕМА 3.План технического развития производства и по­вышения его эффективности

План технического развития

План технического развития производства - это развернутая программа действий предприятия по выявлению и использованию ре­зервов производства путем совершенствования существующей и вне­дрения новой техники и передовой технологии, применения передового отечественного и зарубежного опыта, а также результатов предложений рационализаторов и изобретателей. В этот план включаются мероприятия, повышающие эффективность производства и качество продукции.

План технического развития производства разрабатывается по таким направлениям, как:

-освоение новых видов продукции, повышение качества выпускаемой продукции;

-внедрение прогрессивной технологии, механизации и автомати­зации производства;

-совершенствование управления, планирования, организации производства;

-внедрение научной организации труда;

-капитальный ремонт и модернизация основных фондов;

-экономия материалов, топлива, энергии;

-научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

По каждому включенному в план мероприятию определяют:

1) цель и назначение мероприятия;

2) срок внедрения в производство;

3) затраты на внедрение;

4) источники финансирования затрат;

5) годовой экономический эффект;

6) ответственные исполнители.

Затраты, связанные с внедрением мероприятия, подразделяют на единовременные и текущие (эксплуатационные).

В единовременные затраты входят стоимость приобретаемого оборудования, его доставка, монтаж, демонтаж старого оборудования.

Текущие расходы связаны с эксплуатацией оборудования, они систематически возобновляются и повторяются в каждом производ­ственном цикле, они отражаются на себестоимости продукции по статье «Текущий ремонт, амортизация».

План повышения экономической эффективности производства

Для предприятий важным является определение основных на­правлений повышения эффективности производства, факторов его роста, методов определения эффективности.

В плане повышения экономической эффективности производства даются как обобщающие показатели повышения экономической эффективности производства, так и показатели повышения эффективности использования живого труда, основных фондов, оборотных средств, капитальных вложений, материальных ресурсов. В числе названных показателей: общая рентабельность, затраты на 1 рубль товарной продукции, темп роста производства товарной продукции, темпы роста производительности труда и доля прироста товарной продукции за счет повышения производительности труда, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств, показатели капиталоемкости и материалоемкости, прибыль, рентабельность по отношению к фондам.

Наши рекомендации