Организационная структура управления предприятия: сущность, элементы

Организационная структура управления – это совокупность управленческих подразделений, между которыми установлена система взаимосвязей, призванных обеспечить реализацию функций и процессов для достижения целей предприятия.

Главное звено управления

Отдел кадров
Звено управления
Звено упр-я 2

Элементы организационной структуры управления:

1.Функции управления – планирование, организация, мотивация, контроль;

2.Звено управления – отдельный орган (руководитель), который наделяется функциями управления, правами для их реализации и несет ответственность за выполнение функций и использование прав;

3.Уровень управления – совокупность подразделений определенной степени руководящей иерархи.

Типы и виды организационных структур управления предприятия

Организационная структура управления предприятия: сущность, элементы - student2.ru

Характеристика функций управления при структуризации системы управления

Функции управления — это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Основными функциями в управлении являются:

1. Функция планирования предполагает, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации.

2. Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между подразделениями организации, определении порядка, условий ее функционирования. Функции планирования и организации тесно связаны между собой. Планирование необходимо, чтобы реализовать цели организации (организует структуру системы, создает аппарат, который будет «играть на сцене»), а организация, как функция управления, создаст рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди.

3. Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от ра­боты.

4. Функция контроля. Итак, составлен план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места, определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще один ком­понент, который необходимо добавить к функциям управления, - контроль. В своем общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Характеристика механических структур управления

Механистическая (бюрократическая) модель. Организационное проектирование, цель которого - достижение высокого уровня производства и эффективности на основе широкого использования правил и процедур, централизованной власти и высокой специализации работ.

К механистической модели относятся следующие виды организационных структур:

1. Линейная (Достоинства – четкость распределения и простота управления. Недостатки – высокие требования к руководителю, т.к. должны быть подготовлены всесторонне);

2. Функциональная (Достоинства – компетентность специалистов и освобождение менеджеров от выполнения специальных вопросов. Недостатки – нарушение принципа единства, распорядительство);

3. Линейно-функционаьная (Достоинство – универсальный характер. Недостаток – отсутствие единства действия звеньев)

4. Дивизиональная (Особенности – усиление ориентации деятельности на конечный результат и возможность организовать центры прибыли).

Характеристика механистической структуры:

1)системность;

2)большое число подразделений по горизонтали;

3)высокая степень формализации процессов управления;

4)высокий уровень централизации управления, следовательно низкий уровень участия рядовых работников в принимаемых решениях.

Это жесткие структуры, т.е. они не поддаются изменениям. С помощью этой структуры невозможно управлять процессами изменений.

Наши рекомендации