Основные признаки совершенной конкуренции. Совершенно конкурентная фирма
Экономисты классического и неоклассического направлений в XIX и первые десятилетия ХХ в. обстоятельно проанализировали процесс формирования цен в условиях совершенной конкуренции. Основоположником основ теории совершенной конкуренции считается А.Маршалл.
Термин «совершенная конкуренция» нередко использовался классиками и представителями неоклассического направления как синоним свободной конкуренции. Однако гипотезы, на основании которых они строили свой анализ оказались далеки от экономической реальности, и теория совершенной конкуренции была подвергнута критике, которая привела к пересмотру основ анализа рынков и ценообразования на них.
Современный рынок – это рынок несовершенной конкуренции. Совершенная или чистая конкуренция – научная абстракция (хотя сельское хозяйство в рыночной экономике имеет отдельные элементы и доли совершенной конкуренции). Тем не менее, при изучении закономерностей рынка отдают предпочтение его анализу на основе именно совершенной конкурентной модели. Потому, что совершенная конкуренция – простейшая структура рынка, своего рода образец, который не имеет наслоений и деформаций привнесенных эволюцией рыночных отношений; базовый стандарт для сравнения с более сложными структурами рынка. Именно в силу этих причин модель совершенной конкуренции имеет высокую аналитическую значимость.
Понятие «чистой конкуренции» как противовеса «монополистической конкуренции» ввел в употребление Э. Чемберлин (Теория монополистической конкуренции. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. С. 37-39). Оно обозначает состояние, когда «никто и ни в какой степени не осуществляет» контроля над предложением и тем самым над ценой. Это требует, во-первых, достаточно большого количества продавцов и покупателей, чтобы каждый продавец исходил из предположения, что вся его продукция может быть реализована по рыночной цене. (Происходит ли это на самом деле или нет – неважно). Во-вторых, товар должен быть абсолютно однородным или стандартным, поскольку даже небольшое различие товара у разных продавцов предполагает, по Чемберлину, что они до некоторой степени в состоянии контролировать цену на свой продукт.
Чемберлин считал «чистую конкуренцию» более простым понятием, чем «совершенная конкуренция», которая предполагает не только отсутствие монополии, но и выполнение многих дополнительных условий. Согласно Дж. Стиглеру полный перечень необходимых условий «совершенной конкуренции» включал: большое число продавцов и покупателей, свободный вход в отрасль и выход из нее, полную информацию и пренебрежимо малые издержки ее поиска, однородность и делимость продукта, отсутствие сговора, отсутствие побочных эффектов (externalities), отсутствие эффекта возрастающей отдачи (Stigler G. Perfect Competition Historically Contemplated // Journal of Political Economy. V. 55. 1957. P. 1-17).
Совершенная конкуренция – рыночная структура, характеризующаяся следующими основными признаками:
· атомизация рынка – большое число продавцов и покупателей товара, которые не обладают достаточными размерами и мощностью, чтобы оказывать влияние на производство;
· однородность продукции (стандартизированный товар);
· отсутствие барьеров для вхождения в отрасль и выхода из нее;
· полная прозрачность рынка – покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации.
Ни один экономический субъект рынка не обладает властью над рыночной ценой (иначе говоря, конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней).
Анализ совершенно конкурентной модели рынка позволяет, во-первых, уяснить поведение отдельной фирмы относительно выбора объема производства, обеспечивающего ей максимальную прибыль, во-вторых, произвести оценку этого рынка с точки зрения производственной эффективности и эффективности распределения экономических ресурсов, в-третьих, понять, как конкурентный производитель приспосабливается к рыночной цене в краткосрочном периоде, и, в-четвертых, исследовать природу долговременных изменений и приспособлений конкурентного производителя в отрасли.
Фирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции, называется конкурентной фирмой. Конкурентная фирма (price – taking + firm) не может повлиять на цену и «принимает» сложившуюся на рынке как данную.
Итак, модель совершенно конкурентной фирмы строится на следующих допущениях:
Фирма является «ценополучателем».
Существует свобода входа в отрасль для новых фирм (понятие свободного входа применимо к долгосрочному периоду времени). Следствием этого допущения является признание полной мобильности факторов производства в долгосрочном периоде, т.к. существует возможность свободного перелива капиталов из отрасли в отрасль.
Поскольку фирмы производят идентичную продукцию (однородную), то реклама не нужна и не используется.
Производители и потребители обладают совершенными знаниями о рынке. Производители полностью осведомлены о ценах, издержках конкурентов, а потребители о ценах, качестве продукта.
Это очень строгие допущения. Еще раз напомним, что в реальном мире отрасли не работают в таких условиях.
Модель совершенно конкурентной фирмы предполагает, что каждая отдельная фирма, принимающая решения, сталкивается с определенными ограничениями:
· во-первых, это ограничения, связанные с издержками;
· во-вторых, это ограничения, связанные со спросом на продукцию, производимую фирмой.
Ограничения, связанные с издержками.
В ситуации совершенной конкуренции вводятся три специфических допущения, касающихся издержек:
1). Все фирмы, участвующие в рыночных отношениях, имеют доступ к одной и той же технологии и знают, где им следует покупать необходимые виды ресурсов по одинаковым ценам. Эти условия связаны с однородностью выпускаемой продукции и равным доступом к информации, которой пользуются все фирмы. В результате кривые долгосрочных и краткосрочных издержек идентичны у всех фирм.
2). Резервы экономики, обусловленной увеличением масштабов производства, истощаются при достаточно малых объемах выпуска продукции по сравнению с тем же объемом спроса, который предъявляется рынком при преобладающем уровне цены. Поэтому рынок создает достаточное пространство для множества фирм, осуществляющих производство с минимальными долгосрочными издержками. Без такого допущения невозможно рыночное сосуществование большого количества мелких фирм, каждая из которых невелика по сравнению с размерами целого рынка.
3). Фирмы, покидающие рынок, могут беспрепятственно покрыть все свои неявные (имплицитные) постоянные издержки путем продажи собственных предприятий и оборудования другим фирмам. Это допущение – часть требования, обеспечивающего свободу входа и выхода с рынка.
Ограничения, связанные со спросом.
Еще одним ограничением, влияющим на выбор фирмы в процессе максимизации прибыли, является спрос на продукцию, производимую этой фирмой. При совершенной конкуренции поскольку все фирмы в отрасли имеют небольшие размеры и выпускают однородную продукцию, каждая из них должна руководствоваться рыночной ценой (быть «прайс-тейкером»). Это значит, что цена, по которой каждая фирма продает свою продукцию, определяется силами, которые неподвластны фирме.
Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична (рис.3.1, 3.2).
Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях совершенной конкуренции совпадает с ее кривой совершенно эластичного спроса. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции предельный доход и цена продукции отдельной фирмы равны между собой, т.е. Р = MR.