Тема 5. Фирма в условиях совершенной конкуренции.

Модуль 1. МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. Теория потребительского поведения.

Задачи и значение потребительского поведения. Кардиналистский подход. Потребительское множество. Аксиомы ординалистской теории поведения потребителя.

Строгие, слабо строгие и безразличные предпочтения потребителя. Кривые безразличия. MRS. Виды кривых безразличия: стандартные, для товаров совершенных субститутов и совершенных комплементов, антиблаг и безразличных благ, дискретных товаров, с возрастающей MRS.

Строго выпуклые, выпуклые и вогнутые предпочтения потребителя. Ситуация насыщения или точки блаженства.

Бюджетное ограничение и бюджетное множество потребителя.

Теория выявленных предпочтений П.Самуэльсона. Слабая и сильная аксиомы выявленных предпочтений (WARP, SARP).

Новый подход к теории потребления К. Ланкастера.

Тема 2. Функции индивидуального спроса. Эффекты дохода и замещения

Выведение функции индивидуального спроса на основе функции полезности. Вид и свойства функции индивидуального спроса. Построение кривых «доход–потребление» и кривых Энгеля для разных типов экономических благ. Построение кривых «цена–потребление» и кривых спроса для разных типов экономических благ.

Эффекты дохода и замещения по Слуцкому и Хиксу. Уравнение Слуцкого. Компенсированный спрос. Перекрестные эффекты. Уравнение Слуцкого с учетом начального запаса.

Тема 3. Выбор потребителя с учетом с учетом факторов времени, неопределенности и риска

Межвременной выбор потребителя. Распределение потребления между текущим и будущим периодами. Бюджетное ограничение и карта кривых безразличия при межвременном выборе. Сбережения и уровень ставки процента.

Неопределенность и риск. Вероятность, ожидаемая стоимость и отклонения от нее.

Гипотеза ожидаемой полезности. Санкт-Петербургский парадокс. Функция полезности фон Неймана–Моргенштерна и отношение индивидов к риску.

Выбор в условиях неопределенности с позиций предпочтений потребителя в отношении обусловленных благ. Особенности оптимума индивидов с разным отношением к риску. Совместное несение рисков. Рынок страховых услуг. Уклонение от налогов.

Тема 4. Теория производства и производственная функция

Основные виды производственных функций: Кобба-Дугласа, Леонтьева, линейная. Их характеристики, области применения, ограниченность, роль в экономическом анализе. Ломаная производственная функция: анализ разных видов технологий для выпуска одного и того же товара.

Определение допустимой области производства. Стадии производства. Соотношение изменений общего, среднего и предельного продукта одного и двух факторов производства. MRTS – предельная норма технологического замещения. Области действия закона убывающей отдачи и убывающей предельной нормы технологического замещения.

Эффект масштаба: положительный, отрицательный, постоянный. Значение эффекта масштаба для долгосрочного роста фирмы.

Траектория краткосрочного и долгосрочного роста фирмы. Оптимальный путь расширения производства. Х-эффективность и Х-неэффективность: экономический смысл, характеристика изоквант.

Типы технического прогресса: нейтральный, капиталоинтенсивный, трудоинтенсивный. Влияние на предельную норму технологического замещения и форму изокванты. Последствия для фирмы и для экономики в целом.

Тема 5. Фирма в условиях совершенной конкуренции.

Допущения модели рынка совершенной конкуренции. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

Максимизация прибыли конкурентной фирмы. Альтернативные цели конкурентной фирмы: модель У. Баумоля; конкурентная фирма, управляемая трудом; модель индивидуального предпринимательства.

Долгосрочная кривая предложения конкурентной отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками.

Наши рекомендации