Направления повышения эффективности использования и экономии материальных ресурсов организации.
Материальные, в том числе сырьевые и топливно-энергетические ресурсы занимают существенную долю в себестоимости продукции, поэтому их рациональное использование значительно снижает себестоимость единицы продукции и повышает ее конкурентоспособность.
Пути экономии ресурсов трудно уложить в определенную схему, все зависит от характера предприятия, конкретных условий производства. Каждое предприятие разрабатывает программу снижения материалоемкости продукции и экономии топливно-энергетических ресурсов исходя из своей специфики. Однако можно выделить следующие основные условия и направления рационального использования материальных ресурсов: к основным условиям, обеспечивающим экономического сырья и материалов следует отнести:
- выбор материалов и сырья, соответствующий конкретной цели их применения;
- максимальное их использования;
- высокий уровень прогрессивности применяемых и технических методов;
- соответствующий уровень квалификации и материальная заинтересованность работников.
Основные направления (пути) экономии сырья и материалов на предприятии можно сгруппировать в следующие:
- сокращение отходов и потерь;
- ликвидация брака;
- разработка прогрессивных методов расхода сырья и материалов;
- применение качественных материалов и их заменителей;
- использование вторичного сырья.
Для определения направлений экономии материальных ресурсов на предприятии, большое значение имеет информационное обеспечение о сырье и материалах применяемых в производстве продукции, имеющихся достижениях и передовом опыте отраслевых предприятий конкурентов. Учитывая, высокий удельный вес материальных затрат в общей структуре затрат и объективную необходимость целенаправленной постоянной работы по их оптимизации в производственном процессе, каждое предприятие должно иметь программу ресурсосбережения и снижения материалоемкости. Опыт многих предприятий, в том числе и зарубежных, свидетельствует о том, что экономия сырья и материалов примерно на 80% определяется уровнем подготовки производства.
42.Бизнес-планирование.Успех любой деятельности субъекта хозяйствования напрямую зависит не только от влияния рыночных механизмов, но и от того насколько успешнопланирует субъект хозяйствования свои действия. Этап предварительного анализа и планирования намечаемой деятельности всегда должен предшествовать этапу внедрения и функционирования. В этом случае немаловажной является предварительная оценка, анализ получаемой прибыли, расчет рентабельности, ликвидности и т.д., то есть на основании этих показателей предприятие решает вопрос о дальнейшей деятельности в данном направлении. Бизнес-планированием (деловым планированием)понимают процесс выработки действий по достижению целей фирмы (компании, предприятия). Основная форма бизнес-планирования– составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых, и для действующих фирм и используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы компании.Бизнес-план - подробный план предпринимат. деят-ти на определ. период, устанавливающий показатели, которые д/о достичь предпр-ие. Для нов. предпр-ий бизнес-план явл-ся обязательным док-том, помогающим мобилизовать капитал или получить кредит. План развития предпр-ия содержит осн. разделы: 1. план произв-ва промыш. продукции (производств. программа); 2. план развития науки и техники; 3. план повышения эконом. эффективности произв-ва; 4. план капитал. вложений и капитал. строит-ва; 5. план материально-технич. обеспечения; 6. план по труду и кадрам; 7. план по издержкам произв-ва и реализации продукции; 8. финансовый план; 9. план соц. развития коллективов предпр-ий и объединений; 10. план мероприятий по охране природы и рац-му использованию прир. ресурсов. Содержание бизнес плана: 1. Цели и задачи предпринимат. сделки (проекта); 2. Обобщенное резюме, осн. параметры и показатели бизнес-плана; 3. Харак-ка продуктов, товара, услуг, предоставляемых предпринимателем потребит.; 4.Анализ оценки конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж; 5. План (программа) действий и организац. меры; 6. Ресурсное обеспечение сделки; 7. Эффективность сделки (проекта)