Отрасли с убывающими издержками
Анализ долгосрочного равновесия отраслей с убывающими издержками проводится по аналогичной схеме. Кривые D1,S1 — первоначальные кривые рыночного спроса и предложения в краткосрочном периоде. Р1 — первоначальная равновесная цена. Как и раньше, каждая фирма достигает равновесия в точке q1, где кривая спроса — AR-MR касается min SATC и min LATC. В долгосрочном периоде рыночный спрос возрастает, т.е. кривая спроса смещается вправо с D1 до D2. Рыночная цена увеличивается до уровня, позволяющего фирмам получать экономическую прибыль. В отрасль начинают притекать новые компании, а кривая рыночного предложения смещается вправо. Расширение объемов производства ведет к снижению цен на ресурсы.
Это достаточно редкая на практике ситуация. Примером может служить молодая отрасль, возникающая в сравнительно неразвитом районе, где рынок ресурсов плохо организован, маркетинг находится на примитивном уровне, а транспортная система плохо функционирует. Увеличение количества фирм может повысить общую эффективность производства, стимулировать развитие транспорта и системы маркетинга, понизить общие издержки фирм.
Внешняя экономия
В силу того, что отдельная фирма не может контролировать подобные процессы, такого рода снижение издержек называют внешней экономией (англ. external economies). Она вызывается исключительно ростом отрасли и силами, неподконтрольными отдельной фирме. Внешнюю экономию следует отличать от уже известной внутренней экономии от масштаба производства, достигаемую за счет увеличения масштаба деятельности фирмы и полностью ей подконтрольную.
С учетом фактора внешней экономии, функцию общих издержек отдельной фирмы можно записать следующим образом:
TCi=f(qi,Q),
где qi- объем выпуска отдельной фирмы;
Q — объем выпуска всей отрасли.
В отраслях с постоянными издержками внешняя экономия отсутствует, кривые издержек отдельных фирм не зависят от объема выпуска отрасли. В отраслях с возрастающими издержками имеет место отрицательная внешняя экономия (англ. external diseconomies), кривые издержек отдельных фирм с ростом выпуска смещаются вверх. И, наконец, в отраслях с убывающими издержками наблюдается положительная внешняя экономия, которая перекрывает внутреннюю неэкономичность, обусловленную убывающей отдачей от масштаба, так что кривые издержек отдельных фирм с ростом объема производства смещаются вниз.
Большинство экономистов сходятся в том, что при отсутствии технического прогресса наиболее типичными являются отрасли с возрастающими издержками. Отрасли с убывающими издержками встречаются реже всего. По мере роста и созревания отрасли с убывающими и постоянными издержками скорее всего превратятся в отрасли с возрастающими издержками. Напротив, технический прогресс может нейтрализовать рост цен на ресурсы и даже привести к их падению, следствием чего будет возникновение понижающейся кривой долгосрочного предложения. Примером отрасли, в которой в результате НТП снижаются издержки, является производство телефонных услуг.
32. Равновесие монополиста в краткосрочном периоде достигается путем максимизации прибыли или минимизации убытков. Для установления оптимальной комбинации «цена – количество продукта», в которой цена является функцией от объема выпуска продукта, можно использовать методы сопоставления предельного дохода и предельных издержек (рис. 6.2).
Монополист максимизирует прибыль или минимизирует убытки, производя такое количество продукта, при котором MR = МС. Причем, цена определяется спросом, а не предельным доходом.
Рис. 6.2. Равновесие монополии.
Поскольку фирма-монополист представляет отрасль, то равновесие монополии в краткосрочном периоде одновременно является и равновесием в долгосрочном периоде.
В условиях долговременного равновесия при отсутствии угрозы появления конкурентов фирма-монополист, по крайней мере, безубыточна. Поэтому концепция нулевой экономической прибыли не применима по отношению к чистой монополии, которая может получать прибыль вследствие установления барьеров для входа в отрасль новых фирм.
Монополия получает прибыль в зависимости от стратегии ценообразования.Наиболее известно монополистическое ценообразование по принципуиздержки плюс накидки. Прибыль здесь можно рассматривать как накидку над средними переменными издержками. Это – метод проб и ошибок, основанный скорее на интуиции предпринимателя, чем на научном расчете.
Правило большого пальцав ценообразовании – это фактическое превышение цены над предельными издержками. При значительной эластичности спроса цена приближается к предельным издержкам, монополист в этом случае получит незначительную прибыль. Чем меньшей эластичностью будет обладать спрос, тем большую прибыль получит монополист.
Монополист может использовать сложную ценовую стратегию, которая определяется установлением различных цен на одну и ту же продукцию. Целью данной операции является изгнание конкурентов с рынка. Возможность осуществления этого принципа связана с сохранением барьеров при вхождение в отрасль. Монополист, осуществляя ценовую дискриминацию, устанавливает различные цены для различных групп покупателей.
Для применения стратегии дискриминации (диверсификации) цен рынок должен отвечать двум условиям: во-первых, невозможность перепродажи купленной продукции и, во-вторых, возможность разделить покупателей на группы, исходя из их социального положения. Если данная социальная группа имеет эластичный спрос на данный вид продукции, монополист предлагает товар по более низкой цене. Для тех, чей спрос неэластичен, предлагается более высокая цена.
Ценовая диверсификация обеспечивает расширение рынка за счет новых покупателей, которым были недоступны товары по высоким ценам. При этом в выигрыше находятся как продавец, так и покупатель. Диверсификация (дискриминация) осуществляется в четырех основных формах:
• диверсификация цен по доходу (продажа по индивидуальным заказам, услуги врача, юриста);
• диверсификация цен по объему потребления (касается фирм, осуществляющих энергоснабжение, монополист снижает цены потребителям больших объемов электроэнергии);
• диверсификация цен по категориям товара (система льгот для студентов и пенсионеров, железнодорожные и авиабилеты различного класса, билеты в кинотеатры, на концерты, услуги аптек, коммунальные услуги, товары разного сорта и т.д.);
• диверсификация цен по времени и месту продажи (осуществляется в силу зависимости эластичности спроса от времени года или места предложения товара).
Диверсификация заключается в снижении цен по мере повышения эластичности спроса и повышении цен по мере снижения эластичности спроса.
Выделяют негативные и позитивные последствия существования монополий. К негативным экономическим последствияммонополии относятся следующие:
1. Монополистическая власть предполагает повышение цен и уменьшение объемов производства, что ведет к ухудшению благосостояния потребителей и необоснованному росту богатства у монополистических производителей.
2. Монополия способствует менее рациональному распределению экономических ресурсов по сравнению с совершенной конкуренцией, что обусловлено барьерами для вступления в отрасль.
3. Существует понятие о неэффективности монополии, обусловленное отсутствием конкуренции. Монополия может не использовать передовые технологии, так как, являясь единственным поставщиком данной продукции, она может повысить цену, не заботясь о снижении издержек.
4. Монополия усиливает неравенство в распределении доходов.
5. Монополия в некоторых случаях тормозит научно-технический прогресс и ведет к стагнации экономического роста.
К положительным экономическим последствияммонополии относятся:
1. Реализация эффекта масштаба. При полиполии каждая фирма имеет небольшую долю рынка, и экономия от масштабов здесь не достигается.
2. Монополия имеет наилучшие технические и финансовые возможности для осуществления научно-технического прогресса. Барьеры для вступления в отрасль помогают удержать прибыль, полученную от инноваций, тем самым увеличивается стимул к научно-техническому прогрессу.
33. Монополия, формируя рыночное равновесие, ведет к перераспределению ресурсов в отрасли и в экономике в целом (по сравнению с совершенной конкуренцией), в результате чего возникают потери общественного благосостояния. Эти потери можно анализировать в рамках различных концепций и с разных точек зрения. Рассмотрим различные варианты оценки потерь общественного благосостояния, возникающие вследствие монополизации отрасли.