Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.

В одних случаях расширение объема выпуска будет сопро­вождаться снижением долговременных средних общих из­держек, в других - их увеличением. Такое обстоятельство оказывает существенное влияние на структуру той или иной отрасли. Чтобы уяснить это воздействие, вводится понятие минимального эффективного масштаба (МЕS), т.е. наименьшего объема производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние общие издержки. В случае достаточной продолжительности временного интервала с постоянной отдачей от применяемых производ­ственных факторов, когда положительный эффект масштаба уже себя исчерпал, а отрицательный не вступает в действие до тех пор, пока не достигнуты значительные объемы произ­водства, одинаково эффективными окажутся и крупные и небольшие фирмы. В целом следует заключить, что структура отрасли зависит не только от условий формирования долгосрочных средних издержек, характерных именно для данной отрас­ли, но и от роли государственной экономической политики, места национальной экономики в системе международного разделения труда и ряда других факторов.

1. Предмет и метод микроэкономики. Применение и границы микроэкономики. Микроэкономическая теория и практика.

2. Аксиомы ординалистского подхода в анализе оценки потребителем полезности потребляемых благ. Функция полезности и кривые безразличия потребителя.

3. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя и её свойства.

4. Графическая интерпретация равновесия потребителя.

5. Изменения цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена - потребление». Построение кривой индивидуального спроса.

6. Изменения дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход-потребление».

7.Эффект дохода и эффект замещения. Совокупный эффект цены.

8. Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.

9. Равновесие фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном периоде (принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками).

10. Предельные издержки и кривая предложения фирмы совершенного конкурента в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.

11. Равновесие фирмы - совершенного конкурента в долгосрочном периоде.

12. Совершенная конкуренция и эффективность.

13. Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии.

14. Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Равновесие фирмы – чистой монополии в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).

15.Равновесие чистой монополии в долгосрочном периоде.

16. Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулирование естественной монополией.

17. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

18. Монополистическая конкуренция и ее основные черты Дифференциация продукта.

19. Равновесие фирмы - монополистического конкурента в краткосрочном периоде. (максимизация прибыли, минимизация убытков).

20. Равновесие фирмы - монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм.

21. Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.

22.Неценовая конкуренция. Дифференциация и совершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.

23. Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.

24. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.

25. Модель олигополии, основанная на кооперативной стратегии. Модель картеля.

26. Олигополия и эффективность.

27. Рыночная власть, ее источники и показатели. Проблемы монополизма в Республике Беларусь.

28. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.

29. Рынки ресурсов. Спрос на ресурс. Предельная доходность и предельные издержки ресурса. Кривая спроса фирмы на ресурс.

30. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы.

31. Рынок труда. Спрос на труд. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие конкурентного рынка. Особенности рынка труда в РБ.

32. Рынок груда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии. Модели с учетом профсоюзов. Двусторонняя монополия.

33. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы. Дифференциация заработной платы. Минимальная заработная плата.

34. Рынок капитала и его структура. Рынок физического капитала. Особенности рынка капитала в РБ.

35. Спрос на капитал и инвестиции. Влияние ставки ссудного процента на спрос, на капитал. Критерии чистой приведенной стоимости и принятие решений по долгосрочным инвестициям.

36. Предложение капитала. Сбережения домохозяйств как основной источник предложения капитала. Влияние ставки ссудного процента на предложение сбережений. Равновесие на рынке капитала.

37. Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг.

38. Предпринимательская способность как фактор производства. Экономическая прибыль: источники и функции.

39. Земля как фактор производства. Ограниченность земли. Земля как возобновляемый природный ресурс: естественные и экономическое плодородие почвы.

40. Рынок земли. Земельная рента. Рента и арендная плата. Цена земли. Формирование рынка земли в РБ.

41. Разнокачественность земельных участков и дифференциальная рента по плодородию и местоположению.

42. Частичное и общее равновесие. Взаимосвязи в изменениях на рынках продуктов и ресурсов.

43. Эффективность обмена. Обмен на диаграмме Эджуорта. Эффективность по Парето. Кривая контрактов. Кривая потребительских возможностей.

44. Эффективность производства. Производство на диаграммеЭджуорта. Критерии оптимальности производства по Парето. Кривая производственных возможностей.

45. Внешние эффекты. Частные и общественные издержки и... Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблемы эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике.

46. Интернализация внешних эффектов: роль спецификации собственности и трансакционных издержек. Теорема Коуза.

47. Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги субсидии. Особенности государственного регулированиеэффектов в РБ.

48. Чистые частные блага и чистые общественные блага. Свойство чистых общественных благ. Смешанные блага.

49. Производство общественных благ и его эффективный объем. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ.

50. Информация и ее роль в рыночной экономике. Причины ассиметричной информации. Неопределенность. Риск.

51. Кардиналистский подход к оценке равновесия потребителя.

52. Кривая предложения фирмы и отрасли на краткосрочных временных интервалах.

53. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли.

54. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.

55. Модель лидерства по ценам.

56. Модель олигополии в контексте теории игр (равновесие Нэша. Модель Курно).

57. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования.

58. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный (суммарный) спрос на общественные блага.

59. Предложение общественных благ. Понятие общественного выбора.

60. Теория общественного выбора. Концепция «экономического человека». Политика как обмен.

61. Модель взаимодействия политиков и избирателей. Общественный выбор при прямой демократии.

62. Модель конкуренции групп давления за политическое влияние. Лоббизм.

63. Модель бюрократии. Поиск политической ренты.

64. Проблема эффективности государственного вмешательства в экономику..

Наши рекомендации