Экономическая теория и микроэкономика в системе экономических наук. Функции и принципы экономической науки.

Экономическая теория и микроэкономика в системе экономических наук. Функции и принципы экономической науки.

Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки, следовательно, служит методологической базой для всех экономических наук. В ее рамках разрабатываются основные понятия, определения, термины, а также направления и методы научных исследований в экономической области.

В соответствии с объектом и целями исследования в экономической теории принято выделять несколько уровней исследования:

1. Микроэкономика – изучает эк. интересы субъектов хозяйствования, предпринимателей, работников, их потребности и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителей и т.д. Иначе говоря, микроэкономика имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.

2. Макроэкономика – исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом (на уровне государства), рассматривает совокупные (агрегированные) показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет направления экономической политики государства. Она оперирует такими категориями, как совокупный спрос и совокупное предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция, государственный бюджет, макроэкономические пропорции и их регулирование.

3. Мезоэкономика – раздел экономической науки, занимающийся исследованием функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т.п.) разрезе. Т.о., она занимает промежуточное положение между макроэкономическим и микроэкономическим уровнями экономической теории.

4. Мегаэкономика – (мировая экономика) – исследует важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).

Модели

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, Особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — да государство.

Социальное рыночное хозяйство Германии. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

Рис 1. Кривая спроса

Кривая имеет отрицательный наклон, что связано с действием закона спроса.

Помимо цены, на спрос влияют и неценовые факторы:

1. доход потребителя

2. качество товара

3. изменения в потребительских вкусах

4. наличие товарозаменителей и цены на них

5. цены на взаимозаменяемые товары

6. число покупателей данного товара

Изменение любого из неценовых факторов на графике будет отражаться сдвигами кривой спроса вправо или влево. Влияние изменения цены будет способствовать перемещению вдоль прямой спроса.

Цена спроса - это максимальная цена, которую потребители готовы заплатить за данное количество товара.

Рис. 2. Кривая предложения

Q

Закон предложения определяет положительный наклон данной кривой к оси OX.

На предложение товаров и услуг влияют и неценовые факторы:

1. цены на экономические ресурсы

2. особенности технологического процесса

3. макроэкономическая политика

4. количество продавцов данного товара

5. цены на взаимозаменяемые товары

6. цены на товары участвующие с данным товаром в одном производственном процессе

7. фактор времени

Под ценой предложения понимается минимальная цена, по которой продавцы готовы предложить свой товар рынку.

Рис. 3 – Неединственность равновесия

    1. Невозможность равновесия

Экономическая теория и микроэкономика в системе экономических наук. Функции и принципы экономической науки. - student2.ru Экономическая теория и микроэкономика в системе экономических наук. Функции и принципы экономической науки. - student2.ru

Рис. 4 – невозможность равновесия

    1. В зависимости от фактора времени – статическое и динамическое.

Рис. 5 – изменение равновесия в статической модели

Динамические модели – модели, в которых при установлении равновесия учитывается фактор времени.., т.е. все переменные являются функциями времени (например, скорость установления цены или скорость установления объема).

- Равновесие по Вальрасу (устанавливается за счет соотношения избытков спроса и избытков предложения) и Маршалу (превышение цены спроса над ценой предложения).

- Паутинообразная модель.

Различают две группы методов регулирования цен: прямые и косвенные.

К прямым методам относятся:

- прямой контроль за уровнем цен и объемов рынка (установление жестких цен и рыночных квот);

- установление ценовых пределов и коридоров (цена «потолка», цена «пола»).

«Цена пола» — установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.

Рис. 6 – прямое регулирование равновесия

Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.

Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.

Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения.

К косвенным методам относят использование финансовых инструментов (налогов и дотаций).

Прежде всего рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых потоварных налогов.

К этой группе налогов можно отнести налог с оборота, существовавший в бывшем СССР, и частично заменивший его акциз, введенный в России с 1992 г.

Рис. 7. Регулирование рынка с помощью налогов

Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.

1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:

• фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска;

• цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;

• наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то:

• фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия);

• начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

Бюджетное ограничение и равновесие потребителя: определение набора спроса. Алгебраический и графический методы в определении потребительского оптимума.

Кривые безразличия дают нам субъективные представления, связанные с желаниями потребителя по отношению к благам. Помимо субъективных, существуют еще объективные ограничения, определяемые ценами благ и величиной бюджета (дохода) потребителя. Т.о., потребитель в процессе осуществления своего выбора сталкивается с бюджетными ограничениями. Рассмотрим пример. Предположим, что потребитель имеет некоторую сумму денег (1000р.), выделенную ему на приобретение 2-х товаров Х и У, при этом условная единица т. Х (Рх) - 10 р., Py - 100 p.

При заданных ограничениях потребитель может приобрести на свой недельный бюджет 100 ед. Х или 10 единиц У, либо различные комбинации этих 2-х товаров, соответствующие неравенству 3:

Px •x + Py • y Экономическая теория и микроэкономика в системе экономических наук. Функции и принципы экономической науки. - student2.ru М (3)

Множество точек или наборов благ, удовлетворяющих условию 3, называют бюджетным множеством данного потребителя или областью допустимого потребления. Граница данного множества представляет собой совокупность потребительских наборов, которые потребитель может купить, израсходовав весь бюджет: Px • x + Py • y = М (4)

Равенство (4) называется уравнением бюджета потребителя, а множество соответствующих ему значений на графике представляет бюджетную линию потребителя (рис.3):

Экономическая теория и микроэкономика в системе экономических наук. Функции и принципы экономической науки. - student2.ru

Бюджетная линия характеризуется рядом свойств:

1. Значения крайних точек определяются из соотношений М/Рх, М/Ру.

2. Угловой коэффициент бюджетной линии равен соотношению цен этих двух благ: Рх/Ру.

3. При изменении цены одного из двух товаров, как и при непропорциональном изменении цен обоих товаров, изменится угол наклона б.л.

4. Пропорциональное изменение обоих цен равносильно изменению величины дохода и приведет к параллельному смещению б.л.

Для того, чтобы найти точку оптимального выбора потребителя, необходимо совместить бюджетную линию данного потребителя с его картой безразличия. Точка оптимального выбора расположена на бюджетной линии и одновременно на наиболее отдаленной из доступных потребителю кривых безразличия. Алгебраическим решением проблемы оптимального выбора является равенство (5) МRS xy = Экономическая теория и микроэкономика в системе экономических наук. Функции и принципы экономической науки. - student2.ru : Соотношение, в котором потребитель согласен обменять один товар на другой, равно соотношению, в котором он способен осуществить данный обмен.

Условия краткосрочного

Модель совершенной конкуренции опирается на три основных допущения: принятие цены, кот сформировалась на данном рынке; однородность товара; свободный вход на рынок и уход с него. Каждая отдельная фирма продает достаточно небольшую долю совокупного рыночного выпуска, ее решения не оказывают никакого влияния на рыночную цену, поэтому каждая фирма принимает рыночную цену как данность. Поскольку товар однороден, то продукты всех фирм на рынке в состоянии полностью заменить друг друга. На рынке не сущ никаких особых издержек, препятствующих фирме как войти в отрасль и наладить производство, так и уйти из нее, если она не получает прибыли или несет убытки. Фирма стремится к максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Совершенная конкуренция в большей степени модельная рыночная структура, вместе с тем некоторые рынки очень сильно приближены к данному типу: рынок с/х продукции, валютный рынок, рынок ценных бумаг, т. е. биржевые рынки.

Так как для конкурентной фирмы MR = P, то совершенно конкурентная фирма должна выбрать объем выпуска, прикот предельные издержки равны цене, для того чтобы максимизировать прибыль: MC = MR = P

Экономическая теория и микроэкономика в системе экономических наук. Функции и принципы экономической науки. - student2.ru

P*, Q*– прибылемаксимизирующие цена и объем производства фирмы (т. е. равновесные), а прямоугольник АВСP*

– прибыль фирмы при данных цене и объеме. Кривая спроса конкурентной фирмы абсолютно эластична, соответственно линии спроса D, сред-ней выручки AR, предельной выручки MR и цены P* – совпадают.

Поскольку фирма явлценополучателем, то она вынуждена выбирать тот объем производства, кот максимизирует ее прибыль при сформировавшейся на рынке цене. Соответственно, кривая предложения фирмы будет определяться предельными издержками. Вместе с тем, если цена на рынке упадет ниже средних переменных издержек фирмы AVC, то ее существование на данном рынке нецелесообразно.

Условия долгостроч

Долгосрочное конкурентное равновесие устанавливается, когда выполняются три условия (рис):

1. Все фирмы в отрасли максимизируют свою прибыль.

2. Ни у одной фирмы нет стимулов входить в отрасль или уходить из неe, так как все фирмы получают нулевую экономическую прибыль.

3. Товар имеет такую цену, при которой величина предложения всей отрасли равна величи-не спроса потребителей.

LMC = MR = AR = P = LAC min

Экономическая теория и микроэкономика в системе экономических наук. Функции и принципы экономической науки. - student2.ru

(рис) Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Нулевая экономическая прибыль.

Равенство в долгосрочном периоде цены и минимума средних издержек указывает на то, что конкурентные фирмы будут исп наиболее эффективную из известных технологий и назначать самую низкую цену с учетом своих издержек производства (производственная эффективность Р=АС). Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами. Конкурентная система цен будет перераспределять ресурсы в ответ на изменение в потребительских вкусах, технологии или запасах ресурсов с тем, чтобы поддерживать эффективность распределения ресурсов длительное время (Р=МС).

Вопрос 27 Сущность и основные признаки монополии на товарном рынке. Причины образования и виды монополии. Монопольная власть: понятие, показатели. И Вопрос 28 Порядок определения оптимального выпуска и цены в условиях монополии на товарном рынке. Ценовая дискриминация как способ повышения монопольной прибыли.

Основные черты рынка монополистической конкуренции.

- Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически не возможен.

-Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи.

- экономическое соперничество влечёт за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию.

- Вступление в отрасль является относительно лёгким.

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, в которой превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии.

Монополия на рынке труда (монопольное предложение труда) возникает тогда, когда у ресурса нет близких заменителей, т.е. индивид обладает редкой профессией или другими качествами.

Обычно данная модель описывает ситуацию, когда на стороне предложения труда от имени всех желающих наняться на ра­боту выступает профсоюз. Профсоюз – это организация, созданная для представления интересов своих членов при проведении переговоров по трудовым контрактам относительно условий труда. В этом случае, как на всяком монополизи­рованном рынке, цена будет зависеть не только от вида функций спро­са и предложения, но и от целей и затрат профсоюза.

Факторами возникновения монополии явл

· нововведения и новации, экономия от масштаба (естественная монополия), исключительная собственность на важнейшие средства и предметы производства, государственная политика, направленная на предоставление отдельным фирмам льгот и привилегий.

Фирма на рынке Монополистической конкуренции может установить цену в пределах рыночного спроса, т. к. кривая спроса становится менее эластичным, а спрос и предельный доход не совпадают.

Отсюда цена P2 приносит фирме максимальную прибыль и убыток потребителю.

Экономическая теория и микроэкономика в системе экономических наук. Функции и принципы экономической науки. - student2.ru

Убыток возникает потому, что потребитель теряет возможность получить дополнительный в объёме Q2 - Q3 . А так же за меньшее кол-во товара Q2 вынужден платить цену Р2 выше равновесной Р3 .

Основными способами конкурентной борьбы на рынке монополистической конкуренции являются:

- дифференциация товара, т. е. различие предложения. (по цвету, запаху, вкусу, виду, упаковки, дизайну и т. д. ).

- дифференциация цен, когда на один и тот же продукт одной фирмы устанавливаются разные цены при увеличении дополнительных издержек по доставке, упаковке, расфасовке.

- дискриминация цен – этоустановление разных цен на товары относящиеся к одной партии и производимые с одинаковыми средними издержками.

Рынок монополистической конкуренции может приносить выгоду как фирме в виде не большой сверхприбыли, экономии на издержках, так и потребители. (возможности выбора товара, а так же снижение цены в результате роста конкуренции).

При монополистической конкуренции отдельные фирмы отрасли используют в конкурентной борьбе такие неценовые факторы, как:

- реклама

- изменение качественных характеристик товара

- изменение условий продажи продукции.

Это становится возможным вследствие специфики данной рыночной структуры: поскольку фирмы отрасли производят дифференцированный продукт, товар каждой отдельной фирмы оказывается восприимчивым к неценовым факторам.

Экономическая теория и микроэкономика в системе экономических наук. Функции и принципы экономической науки.

Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки, следовательно, служит методологической базой для всех экономических наук. В ее рамках разрабатываются основные понятия, определения, термины, а также направления и методы научных исследований в экономической области.

В соответствии с объектом и целями исследования в экономической теории принято выделять несколько уровней исследования:

1. Микроэкономика – изучает эк. интересы субъектов хозяйствования, предпринимателей, работников, их потребности и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителей и т.д. Иначе говоря, микроэкономика имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.

2. Макроэкономика – исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом (на уровне государства), рассматривает совокупные (агрегированные) показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет направления экономической политики государства. Она оперирует такими категориями, как совокупный спрос и совокупное предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция, государственный бюджет, макроэкономические пропорции и их регулирование.

3. Мезоэкономика – раздел экономической науки, занимающийся исследованием функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т.п.) разрезе. Т.о., она занимает промежуточное положение между макроэкономическим и микроэкономическим уровнями экономической теории.

4. Мегаэкономика – (мировая экономика) – исследует важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).

Наши рекомендации