Способы измерения уровня жидкости в отсеке судна.
Первыйзаключается в опускании футштока до днища отсека и в определении, до какой отметки футшток будет испачкан жидкостью. Способ определения "взлива".
Второйспособ называется "замером пустот"и заключается в определении пространства, оставшегося незаполненным между поверхностью жидкости и верхом отсека. Второй способ более удобен. Таблицы составляются таким образом, чтобы с их помощью можно было определить объём груза как по способу "взлива" так и по способу "замера пустот".
Оба измерения дополняют друг друга и, если сложить обе измеренные высоты, то получится полная высота отсека от днища, до внутренней поверхности отсека или до той точки, которая принята за начало отсчётов при измерении пустоты. Необязательно отсчитывать пустоту от верха отсека, иногда бывает более удобным производить отсчёт от какой-либо другой точки, например, от верхней кромки измерительной трубы. Под такой таблицей должно быть примечание, что замер пустоты отсчитывается от верхней кромки измерительной трубы.
На большинстве современных танкеров и нефтерудовозов у всех отсеков имеются измерительные трубы, которые обычно располагаются приблизительно в геометрическом центре верха отсека. Такое расположение измерительных труб устраняет ошибки при определении взлива или пустоты при крене и/или дифференте судна.
Таблицы тарировки отсеков судна включают также таблицу поправок к высотам взлива и пустоты для тех отсеков, где измерительные трубы расположены не в центре отсека; эти поправки даются для нескольких значений дифферента. Следует всегда пользоваться таблицей поправок, если судно сидит не на ровный киль.
Замеры груза производятся стальной рулеткой или метрштоком, которые имеют деления на сантиметры и миллиметры. Высота уровня нефтепродукта определяется по линии смачивания на ленте рулетки и метрштока.
Мерительные инструменты
Для определения пустоты чаще всего применяются метрштоки (футштоки). В верхней части метрштока имеется Т-образная ручкас поперечиной шириной около 300 мм.На метрштоке сверху вниз нанесены деления через 1 см, которые в свою очередь разделены пополам.
За начало отсчёта принята нижняя кромка поперечины ручки. Для производства замеров метршток опускают в отсек через мерительное отверстие, пока поперечина не ляжет на кромки трубы, после чего этот метр-шток вынимают из отсека и читают показание на шкале метрштока в том месте, где начинается след нефтепродукта. Метршток во время замера должен быть в вертикальном положении, иначе замер будет произведен не точно. (Смотри рисунок № 1).
Стальная мерительная лента применяется для определения высоты заполнения отсека жидкостью, при этом следует помнить следующее:
1. Иногда латунный наконечник длиной 150 мм.прикреплён зажимом к концу ленты и деления на самой ленте начинаются с деления 150 мм. нулевой отсчёт совпадает с нижним концом наконечника.(Смотри рисунок № 2).
2. У мерительных лент другого типа наконечником служит латунная линейка длиной 300 мм.,прикреплённая к концу ленты, но не засчитанная в её длину. Нулевой отсчёт совпадает с началом ленты, а потому наличие линейки-наконечника требует прибавления к прочитанной на ленте высот 300 мм. (Смотри рисунок № 2).
Ленту второго типа очень удобно использовать для определения пустоты. Для этого необходимо опустить ленту в отсек с таким расчётом, чтобы латунная линейка была погружена в жидкость на несколько см, а верхний срез измерительной трубки совпал с одним из целых делений лепты (например: 1, 2, 3 и т.д. метра или метра и 20, 30, 40 и т.д. см).
Тогда истинная высота пустоты будет равна числу метров и сантиметров, показываемому лентой, плюс длина не погруженной в нефтепродукт части латунной линейки (от нулевого деления ленты до того места, где на линейке будут следы нефтепродукта). (Смотри рисунок№3).
Для определения пустоты могут быть также использованы мерительные ленты первого типа. В этом случае из показаний на шкале ленты следует вычесть число сантиметров равное глубине погружения в нефтепродукт латунного наконечника. (Смотри рисунок№2).
В настоящее время на судах применяются электронные мерительные ленты иностранного и отечественного производства позволяющие измерять пустоты и взливы грузы, а также температуру груза. Поэтому необходимо внимательно разобраться в тех мерительных инструментах заблаговременно до начала производства замеров, чтобы не допустить ошибки.
На судах устанавливаются системы дистанционного замера груза. Данные о величине взлива в каждом танке передаются в ПУГО, где и высвечиваются на табло. Как правило замеры взлива по системе дистанционного замера не используются для внесения в акт замеров и используются при погрузке для приблизительного замера пустоты. В акт замера вносятся пустоты измеренные в ручную.