Управление расходами на предприятии

Управление расходами (затратами) — средство достижения предприятием высокого экономического результата. Целью управления расходами и себестоимостью продукции является обеспечение экономного использования ресурсов и максимизация отдачи от них.

Процесс управления расходами предприятия носит комплексный характер и предусматривает принятие решений и разработку организационно- экономических мер, направленных на оптимизацию расходов, соблюдение режима экономии.

Управление расходами на предприятии предполагает выполнение всех функций, которые присущи управлению любым объектом, и реализуются через элементы управления. Основными элементами управления расходами промышленного предприятия являются:

• планирование расходов;

• организация управления расходами;

• координация и регулирование расходов;

• стимулирование (мотивация) экономного расходования средств;

• контроль (мониторинг) расходов.

Планирование расходовможет быть перспективным — на стадии долгосрочного планирования и текущим — на стадии краткосрочного планирования. Если точность долгосрочного планирования расходов невелика и подвержена влиянию поведения конкурентов, политики государства в области экономического управления организациями, а иногда и форс-мажорных

обстоятельств, то краткосрочные планы расходов отражают нужды ближайшего будущего и обосновываются детально на год, квартал. При планировании большое значение имеет нормирование отдельных видов расходов, прежде всего расходов сырья, материалов, энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции. Объектами планирования расходов на предприятии

являются: полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат; себестоимость отдельных изделий; отдельные статьи расходов; расходы по центрам ответственности.

Организация управления расходами устанавливает, кто, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами управляет расходами в подразделениях предприятия. Определяются центры ответственности, разрабатывается система линейных и функциональных связей

руководителей и специалистов, связанных с управлением расходами, в соответствии с организационно-производственной структурой предприятия. Организация управления расходами предполагает их учет. Учет расходов на производство и реализацию продукции необходим для подготовки информации при принятии управленческих решений. В настоящее время на предприятиях организуется управленческий и финансовый учет.

Управленческий учет позволяет сформировать информацию для анализа расходов, себестоимости продукции, выявления нерациональных расходов, резервов экономии. Финансовый учет призван предоставлять информацию пользователям вне предприятия и позволяет сравнивать расходы с доходами для определения прибыли.

Координация и регулирование расходов заключаются в принятии оперативных мер по формированию расходов в соответствии с планом. Расходы предприятия на разных уровнях управления можно подразделить на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые — это расходы, величина которых

зависит от руководителя соответствующего уровня управления, нерегулируемые — это расходы, которые не поддаются управленческому воздействию, так как не находятся в его компетенции. Для руководителей предприятия практически все расходы являются регулируемыми, кроме тех, которые формируются под влиянием внешних факторов (цены на энергоносители,

ставки налогов и др.). Для руководителей центров ответственности регулируемыми являются только расходы в пределах их ответственности. Координация и регулирование расходов должны быть своевременными, чтобы обеспечить выполнение плановых заданий по объему производства и реализации продукции и прибыли.

Стимулирование (мотивация) экономного расходования средств — предполагает создание условий для повышения заинтересованности работников в соблюдении установленных норм расходов, исполнении бюджетов, поиске неиспользованных резервов экономии. Для мотивации таких действий используются как материальные, так и моральные стимулы.

Контроль (мониторинг) расходов обеспечивает подготовку и принятие управленческих решений, направленных на приведение фактических расходов в соответствие с запланированными или их уточнение , если они не могут быть выполнены из-за объективно изменившихся условий производства.

Различают предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль проводится на этапе принятия решений по расходованию средств, а также при установлении норм расходов, разработке смет расходов, бюджетов, плановых калькуляций себестоимости продукции. Текущий контроль осуществляется в процессе производства и реализации продукции, в ходе проверок соблюдения норм расходов, исполнения бюджетов, выполнения планов по себестоимости продукции. Последующий контроль представляет собой анализ расходов на основе отчетности за определенный период.

Важной составляющей системы управления расходами является анализ, который обычно не выделяется в отдельную функцию управления, но каждая из рассмотренных выше функций управления содержит в себе аналитические процедуры. На основе экономического анализа вырабатываются цели, обосновываются планы и оперативные управленческие решения, осуществляется контроль их выполнения, оцениваются результаты. Анализ расходов позволяет оценить степень эффективности использования используемых ресурсов, выявить резервы экономии и разработать мероприятия по оптимизации расходов на производство и реализацию продукции.

Управление расходами предполагает анализ влияния на себестоимость продукции различных факторов, важнейшими из которых являются:

• тип производства;

• объемы производства продукции;

• номенклатура и ассортимент производимой продукции;

• технический уровень производства;

• материалоемкость отдельных видов изделий;

• трудоемкость отдельных видов изделий;

• качество продукции;

• цены на сырье, материалы, топливно-энергетические и другие виды ресурсов, используемых в производстве;

• организация производства и управления на предприятии;

• государственное регулирование процессов формирования расходов предприятий (действующие размеры налогов и других обязательных платежей, включаемых в себестоимость продукции, минимальный размер оплаты труда и др.).

Таким образом, управление расходами — это динамичный процесс, включающий все управленческие действия с целью достижения высокого конечного экономического результата деятельности предприятия.

Планирование себестоимости продукции

Большое значение в системе управления расходами предприятия имеет планирование себестоимости продукции, так как позволяет определить, какие расходы потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какого финансового результата можно ожидать в плановом периоде.

Планирование себестоимости продукции — это система технико-экономических расчетов, целью которых является экономически обоснованное определение расходов, необходимых в плановом периоде для производства и реализации производимой продукции, качество которой соответствует установленным требованиям и обеспечивает ее конкурентоспособность.

Это планирование может быть текущим и перспективным.

Перспективный план разрабатывается на несколько лет. При текущем планировании (на год) конкретизируются перспективные планы через разработку плановых смет расходов и калькуляцию себестоимости продукции.

На предприятиях планируют себестоимость товарной и реализованной продукции. Исходными материалами для этого служат сметы расходов на производство и реализацию продукции. Эти сметы начинают разрабатывать с вспомогательных цехов, обслуживающих производств, так как их продукция

(работы, услуги) потребляется основными цехами и расходы этих подразделений включаются в себестоимость продукции основных цехов. Сметы расходов по основным цехам формируют общую смету расходов предприятия, на основе которой определяется производственная себестоимость товарной и

реализованной продукции. Однако общая сумма расходов отражает себестоимость валовой продукции, т. е. включает не только расходы на производство товарной продукции, но и расходы, связанные с приростом остатков незавершенного производства (в том числе полуфабрикатов собственного производства), расходов будущих периодов, оказанием услуг, не включаемых в

товарную продукцию. Для определения себестоимости товарной продукции необходимо:

1) из общей суммы расходов на производство исключить:

стоимость работ по капитальному строительству зданий и сооружений, которые выполнялись для своего предприятия; транспортные услуги, оказываемые сторонним организациям; стоимость научно-исследовательских работ, выполненных для сторонних организаций, и другие подобные расходы, списываемые на непроизводственные счета;

2) учесть изменение остатков расходов будущих периодов (при их увеличении сумма прироста вычитается из общей суммы расходов на производство, при уменьшении — прибавляется);

3) учесть изменение остатков незавершенного производства (в отраслях, где оно планируется): прирост вычитается из общей суммы расходов на производство, уменьшение — прибавляется.

Полученный результат будет характеризовать производственную себестоимость товарной продукции.

Полная себестоимость товарной продукции включат коммерческие расходы, связанные со сбытом продукции.

Себестоимость реализованной продукции определяется на основе себестоимости товарной продукции с учетом себестоимости остатков нереализованной продукции ( готовая продукция на складе) на начало и конец года

СРП = СТП + СОН – СОК,

где СРП — себестоимость реализованной продукции, руб.;

СТП — себестоимость товарной продукции, руб.;

СОН, СОК — себестоимость остатков нереализованной продукции соответственно на начало и конец года, руб.

Основными этапами планирования себестоимости продукции являются:

• проведение предпланового анализа расходов предприятия и себестоимости продукции, а также всех показателей производственной деятельности;

• выявление нецелесообразных расходов и разработка мер по их ликвидации;

• выявление возможностей и расчет размеров снижения себестоимости продукции в планируемом году по сравнению с предшествующим;

• составление калькуляции себестоимости отдельных видов выпускаемой продукции на планируемый год.

Плановая себестоимость определяется на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого вида изделия.

В зависимости от характера производства применяется ряд показателей, характеризующих себестоимость продукции.

Показателем, характеризующим уровень расходов при выпуске однородной продукции, является себестоимость единицы продукции. При выпуске разнородной продукции применяется показатель себестоимости 1 руб. товарной продукции. Себестоимость 1 руб. товарной продукции определяется как отношение расходов на производство товарной продукции к стоимости товарной продукции в оптовых ценах предприятия.

Вся товарная продукция при планировании подразделяется на сравнимую и несравнимую.

Сравнимойсчитается продукция, выпускавшаяся в предыдущем (по отношению к плановому) году, а также изделия с длительным циклом производства, которые выпускались в прошлом году в единичных экземплярах.

В состав сравнимой продукции не включаются работы по заказам других организаций, услуги для осуществления капитального строительства на предприятии, работы по капитальному ремонту, а также продукция, производство которой выполнялось в опытном порядке.

К несравнимой относится продукция, освоенная производством в текущем году.

При разработке плана по себестоимости продукции используются следующие данные:

• плановые показатели объемов производства и реализации продукции;

• плановые размеры прибыли;

• прогрессивные нормы и нормативы расходов;

• показатели материально-технического обеспечения производства;

• показатели плана по труду;

• данные об использовании основных фондов и размерах амортизационных отчислений;

• цены и тарифы на услуги сторонних организаций;

• ставки налогов и отчислений, страховых взносов, включаемых в себестоимость продукции;

• материалы анализа себестоимости продукции за ряд лет, а также за предплановый период;

• выявленные резервы снижения себестоимости продукции.

Основными разделами плана по себестоимости продукции

являются:

• расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов;

• калькуляция себестоимости единицы продукции по статьям расходов;

• смета расходов на производство.

5. Методы планирования себестоимости продукции. Пофакторный метод.

Планирование себестоимости продукции выполняется следующими методами:

• пофакторным;

• калькулирования;

• нормативным;

• сметным.

1) Планирование себестоимости продукции пофакторным методом.Суть данного метода состоит в определении влияния технико-экономических факторов на себестоимость продукции в планируемом году по сравнению с отчетным. Технико-экономические факторы, влияющие на себестоимость продукции, объединяются в группы:

• повышение технического уровня производства;

• улучшение организации производства и труда;

• изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

• изменение условий хозяйствования.

В группе повышения технического уровня производства основными являются следующие факторы:

— внедрение новой и совершенствование применяемой техники и технологии;

— применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

— применение новой техники, модернизация и повышение уровня использования действующего оборудования;

— повышение уровня технической и энергетической вооруженности труда;

— применение новых видов сырья, материалов, топлива и энергии;

— улучшение использования основного и вспомогательного сырья и материалов, топлива и энергии и др.

В группе улучшения организации производства и труда выделяют следующие факторы:

— совершенствование управления производством;

— повышение уровня концентрации, специализации и кооперирования;

— улучшение организации и обслуживания производства;

— улучшение организации труда; повышение эффективности использования трудовых ресурсов;

— сокращение длительности производственного цикла;

— ликвидация нерациональных расходов и потерь;

— сокращение и полная ликвидация простоев оборудования и рабочих и т. д.

К группе изменения объема и ассортимента производимой продукции относятся:

— увеличение объемов производства на имеющихся производственных мощностях;

— изменение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

— ввод производства новой продукции и др.

Группа факторов изменения условий хозяйствования включает:

— изменение цен на производимую продукцию;

— изменение цен на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, энергию;

— изменение размера налогов и других обязательных платежей, включаемых в себестоимость продукции;

— изменение минимального размера оплаты труда;

— изменение порядка расчета амортизации и т. д.

Влияние на себестоимость продукции повышения технического уровня производства и улучшения организации производства и труда проявляется в результате снижения норм расхода материальных и трудовых ресурсов, сокращения непроизводственных расходов.

1) Снижение себестоимости продукции в результате снижения норм расходов сырья, материалов, топлива и энергии в натуральных показателях на единицу продукции может быть рассчитано по следующей формуле:

См = (Нмпл– Нмотч) × ОПпл × Цпл,

где См — снижение себестоимости товарной продукции за счет изменения расходов сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции в планируемом году по сравнению с отчетным годом, руб.;

Нмотч, Нмпл — норма расходов сырья, материалов, топлива и энергии в натуральных показателях на единицу продукции соответственно в отчетном и планируемом году;

ОПпл — объем производства товарной продукции в натуральных показателях в планируемом году;

Цпл — цена единицы сырья, материалов, топлива и энергии в планируемом году, руб.

Подобные расчеты проводят по всем видам производимой продукции.

2) Влияние на себестоимость товарной продукции повышения эффективности использования трудовых ресурсов проявляется через уменьшение расходов на оплату труда рабочих в расчете на 1 тыс. руб. товарной продукции, т. е. через относительное сокращение расходов на оплату труда. Это достигается в том случае, когда темпы роста производительности труда опережают

темпы роста средней заработной платы рабочих.

Для расчета влияния относительной экономии расходов на оплату труда на себестоимость продукции используется фор мула

Ст = (РОТотч /ТПотч × Iсзп/ Iпт – РОТотч/ ТПотч) × ТПпл,

где Ст — изменение себестоимости товарной продукции в планируемом году по сравнению с отчетным годом за счет изменения эффективности использования трудовых ресурсов, руб.;

ТПотч— товарная продукция в отчетном периоде, руб.;

РОТотч/ТП отч — расходы на оплату труда на 1 руб. товарной продукции в отчетном году, руб.;

Iпт — индекс изменения производительности труда в планируемом году по сравнению с отчетным годом;

Iсзп— индекс изменения средней заработной платы в планируемом году по сравнению с отчетным годом;

ТПпл — товарная продукция в планируемом году, руб.

Расходы на оплату труда производственных рабочих зависят от объема производства, трудоемкости единицы продукции и оплаты за 1 чел.-ч (часовой тарифной ставки).

3) Влияние на себестоимость продукции изменения трудоемкости единицы продукции в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется по формуле

Стр = ОПпл × (Трпл – Тротч) × ТСпл,

где Стр — изменение себестоимости продукции в планируемом году по сравнению с отчетным годом за счет изменения трудоемкости продукции, руб.;

ОПпл — объем производства в планируемом году, ед.;

Трпл — трудоемкость единицы продукции в планируемом году, чел.-ч;

Тротч — трудоемкость единицы продукции в отчетном году, чел.-ч;

ТСпл — часовая тарифная ставка рабочего в планируемом году, руб./ч.

4) Влияние на себестоимость продукции изменения объемов производства. Изменение объема производства не оказывает влияния на общую сумму постоянных (условно-постоянных) расходов, но при неизменных производственных мощностях ведет к снижению удельных постоянных расходов на единицу продукции. На основании этого можно рассчитать снижение себестоимости продукции по формуле

Соп = (РПОСТотч/ ОПпл – РПОСТотч/ ОПотч) × ОПпл,

где Соп — снижение себестоимости товарной продукции за счет роста объема производства (изменения постоянных расходов на единицу продукции) в планируемом году по сравнению с отчетным, руб.;

РПОСТотч — сумма постоянных расходов в отчетном году, руб.;

ОПотч — объем производства в отчетном году, ед.;

ОПпл— объем производства в планируемом году, ед.

5) Влияние на себестоимость товарной продукции изменения структуры производимой продукции по номенклатуре в планируемом году по сравнению с отчетным. Этот фактор может способствовать как снижению, так и росту себестоимости продукции. Если в составе производимой продукции увеличивается доля материалоемкой, трудоемкой продукции, то себестоимость товарной продукции возрастет. Влияние фактора структуры производимой продукции на себестоимость можно определить на основе расчета изменения прямых расходов на единицу продукции. Это обусловлено тем, что изменение структуры производимой продукции влияет на себестоимость общего объема товарной продукции именно через прямые расходы, связанные с производством конкретных видов изделий. Расчет производится по формуле

Сстр = (С ПРпл – С ПРотч) × ОПпл,

где Сстр — изменение себестоимости товарной продукции за счет изменения структуры производимой продукции в планируемом году по сравнению с отчетным;

С ПРпл — прямые расходы на единицу товарной продукции в планируемом году, руб.;

С ПРотч — прямые расходы на единицу товарной продукции в отчетном году, руб.;

ОПпл — объем производства в планируемом году, ед.

Влияние отдельных факторов на изменение себестоимости товарной продукции в планируемом году по сравнению с отчетным суммируется. Этот показатель используется при определении суммы снижения (увеличения) себестоимости товарной продукции в планируемом году по сравнению с отчетным.

Планирование себестоимости продукции методом калькулирования, нормативным и сметным методами

Планирование себестоимости продукции методом калькулированияпредполагает расчет себестоимости на основе калькуляции на единицу продукции по статьям и планируемого объема производства

Сущность нормативного методазаключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования ресурсов, т. е. нормативная база предприятия.

Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм расхода трудовых ресурсов, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом прогрессивных технологий, передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании

расходов можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Сметный методзаключается в обосновании каждого элемента или статьи себестоимости продукции на основе соответствующей сметы. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем планируемого выпуска продукции. При планировании себестоимости продукции сметным методом в качестве отдельных смет могут использоваться план материально-технического обеспечения (расходы сырья, материалов, комплектующих), план по труду (расходы на оплату труда), план технического и организационного развития (расходы отдельных видов ресурсов) и другие разделы плана, в которых обосновываются расходы ресурсов.

Сметы могут разрабатываться и по структурным подразделениям, и по центрам ответственности.

На основе свода данных смет составляется смета расходов на производство продукции в целом по предприятию.

При использовании данного метода разрабатываются следующие сметы комплексных расходов:

• смета расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. В нее включают расходы на техническое обслуживание машин и механизмов, на ремонт оборудования, инструментов, амортизацию основных фондов, износ предметов труда и т. п.;

• смета расходов на подготовку и освоение нового производства. В нее входят расходы на совершенствование технологии, переналадку оборудования, изготовление специального оборудования и др.;

• смета цеховых расходов. В состав цеховых расходов включают расходы на управление, обслуживание и содержание цехов: заработная плата цехового персонала за исключением заработной платы основных производственных рабочих, расходы на освещение, отопление и уборку цехов, амортизацию зданий, общецехового оборудования, транспортных средств и др.;

• смета общепроизводственных расходов. В нее входят расходы по управлению и обслуживанию общехозяйственных нужд предприятия в целом: расходы на аппарат управления, содержание зданий, территории, транспорта общехозяйственного значения, содержание охраны и др.;

• смета внепроизводственных расходов. Она включает расходы на реализацию продукции: расходы на упаковку, отгрузку, рекламу, сбыт продукции и др.

После разработки смет комплексные расходы распределяются по видам продукции пропорционально определенному признаку

Рассмотренные методы планирования себестоимости могут использоваться в процессе планирования себестоимости продукции одновременно, дополняя друг друга.

Плановая сводная смета расходов на производство продукции по предприятию может рассчитываться:

• на основе смет расходов на производство продукции по элементам:

— материальные расходы (за вычетом стоимости возвратных отходов);

— расходы на оплату труда, включая отчисления на социальные нужды;

— амортизация основных фондов;

— прочие расходы;

• на основе калькуляций себестоимости единицы продукции по статьям и планируемого объема производства.

Плановая смета расходов на производство продукции позволяет определить плановую себестоимость валовой и товарной продукции.

Себестоимость реализованной продукции определяется на основе плана реализации исходя из себестоимости товарной продукции с учетом себестоимости остатков готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода.

Наши рекомендации