II/ Для специальностей: «Государственное муниципальное право», «Управление персоналом», «Маркетинг», «Экономика и управление на предприятии (культура и искусство), «Таможенное дело» -

психология - 35ч. (1сем. – зачет)

педагогика - 35ч. (2сем. – экзамен)

Всего: 80ч.(70ч.ауд./10ч. сам.раб.)

Раздел 1 . Психология

Цель курса –дать систему фундаментальных научных знаний в области общей психологии, необходимых для дальнейшего изучения дисциплин обще профессиональной и предметной подготовки;заложить основы научного психологического мировоззрения, отличающегося от религиозных и эзотерических учений о психике; сформировать у студентов адекватное представление о современной зарубежной и отечественной психологической науке и практике; способствовать формированию профессионально значимых качеств личности будущих педагогов-психологов – профессиональной направленности и профессиональной культуры.

Содержание курса: место психологии в современном научном познании мира, её предмет, методы исследования, отрасли, классификация психических явлений. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Основные направления научной психологии в Западной Европе и США. История, современное состояние и перспективы развития отечественной психологии. Понятие «личность» в психологии. Индивидуально-психологические свойства личности – темперамент, характер, способности. Сознание и её состояния – бодрствующее сознание, неосознаваемые психические явления, изменённые состояния. Самосознание и её компоненты – Я-образ, самооценка, уровень притязаний. Психические процессы – познавательные, волевые, эмоциональные, их характеристика. Формы активности – деятельность общение, поведение.

Организационно-методическое построение курса. Курс состоит из лекций, семинаров, практических занятий, курсовой работы. На лекциях используется разнообразный иллюстративный материал – видеофильмы, схемы, рисунки, портреты. На семинарских занятиях обсуждается содержание рекомендованных к изучению первоисточников, заслушиваются доклады, подготовленные студентами. На практических занятиях с использованием психологических тестов выявляются индивидуально-психологические особенности самих студентов. В курсовой работе студенты составляют подробный психологический портрет личности, основываясь на полученных теоретических знаниях и используя различные психологические методы диагностики.

Семестр (сентябрь – январь)

Неделя 1: Лекция «Психология как наука». Место психологии в современном научном познании мира. Научные и ненаучные психологические знания. Наука как особый способ познания. Понятие о предмете и методах науки. Отличие научного подхода к изучению психических явлений от обыденных представлений, религиозных и оккультных учений о душе. Характеристика психологии как гуманитарной науки, её взаимосвязь с другими науками. Специфичность предмета психологии, сложность его определения.

Неделя 2. Лекция «Понятие об общей психологии». Отрасли современной психологии. Фундаментальная и прикладная психология. Основные направления практической психологии. Сферы практического применения психологического знания. Общая психология как научная основа системы психологических дисциплин. Классификация психических явлений, изучаемых общей психологией. Понятие о психических процессах, состояниях, свойствах и видах активности. Общая психология как учебная дисциплина, её значение и задачи в профессиональной подготовке педагогов-психологов.

Семинар.«Система психологических наук и предмет общей психологии». Литература: Основная -Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо. 2002,стр. 7 –19; Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов – Спб.: Питер, 2003. стр. 12 – 37; Психология: Словарь / под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат. 1990.Дополнительная - Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях, Питер, 2006, стр. 9 – 25; Хрестоматия по общей психологии. – М.: 1982.

Неделя 3. Лекция «Методы психологического исследования». Методология научного познания. Парадигмы, ценности и нормы науки. Метод и методика научного исследования. Принципы построения психологического исследования: объективность, детерминизм, изучение психических явлений в развитии, в целостности. Этапы психологического исследования. Основные методы психологического исследования: субъективные и объективные, описательные и экспериментальные. Наблюдение и самонаблюдение. Беседа и ее разновидности. Анкетирование. Психологический эксперимент и его виды. Изучение продуктов деятельности.

Неделя 4. Лекция «Методы психодиагностики». Задачи, решаемые психодиагностикой. Понятие о психологических тестах. История их создания. Стандартизированные тесты, их виды и назначение. Проективные тесты, их виды, сферы применения.

Семинар «Методы психологического исследования» Литература: Основная – Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.: Владос. 1998стр.15- 22; Дополнительная - Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. М.: 1996. т.1, стр.110 – 128 ;М.В; Гамезо, И.А. Домашенко Атлас по психологии, М., Просвещение, 1986, стр. 24 – 47; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер., 2005; Хрестоматия по общей психологии. – М.: 1982

Неделя 5. Лекция «История возникновения психологических знаний». Религиозно-мифологические представления о душе в древности. Философский период. Материалистические и идеалистические учения о душе в трудах античных философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Отношение к рациональному объяснению проявлений души в средние века. Развитие психологических идей в эпоху Возрождения. Картезианская философия и учение о сознании Р.Декарта.

Неделя 6 и 7. Лекция «Основные направления психологической науки в Западной Европе и США». Становление психологии как самостоятельной науки и возникновение основных психологических направлений. Понимание психологии как науки, изучающей сознание. Кризис психологии сознания, его причины. Оформление новых подходов к определению предмета психологии в школах фрейдизма, бихевиоризма, гештальт-психологии. Современные направления зарубежной психологии: психоанализ, теория социального научения, когнитивный, гуманистический, трансперсональный подходы к изучению психических явлений.

Семинар. Основные направления психологии в Западной Европе и США. Литература: Основная – Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.: Владос. 1998 стр 524 - 540 А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский Психология, М., Академия, стр. 23 – 130; Дополнительная - Хрестоматия по истории психологии. – М.: 1980.

Неделя 8 и 9. Лекция «История отечественной психологии».Этапы развития психологии в России – дореволюционный, советский, современный. Состояние психологической науки в России в предреволюционный период. Религиозно-идеалистический и естественно-научный подходы к изучению психических явлений в трудах дореволюционных психологов. Значение трудов И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, И.П.Павлова для развития психологической мысли в России. Советский период развития отечественной психологии. Марксизм как методологическая основа советской психологии, его основные принципы. Научное и практическое значение трудов отечественных психологов советского периода: Л.С.Выготского, Д.Н.Узнадзе, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Б.Г.Ананьева и др. Отечественная психология на современном этапе. Задачи отечественной психологии в постсоветский период.

Семинар «История отечественной психологии». Литература: Основная - Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.: Владос. 1998 стр 541 – 543; А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский Психология, М., Академия, стр. 130 - 205; Дополнительная - Хрестоматия по истории психологии. – М.: 1980.

Неделя 10. Лекция «Мозг и психика». Проблема соотношения психики и деятельности мозга. Вклад отечественных физиологов И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Ухтомского, Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина и др. в исследование физиологических основ психики. Нервная система человека - результат биологической эволюции. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы, его строение и свойства. Общая схема строения нервной системы человека. Основные отделы нервной системы. Головной мозг, его строение и функции. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга.

Неделя 11. Лекция «Рефлекторная деятельность мозга». Р.Декарт - основоположник учения о рефлексе. И.М.Сеченов о рефлексах головного мозга и рефлекторной дуге. Виды рефлексов. Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Временная связь как физиологическая основа условного рефлекса, закономерности ее образования. Сигнальные системы и специальные типы высшей нервной деятельности человека. Системность в работе коры больших полушарий головного мозга. Теория функциональных систем П.К.Анохина. Обратная афферентация и акцептор результата действия как звенья рефлекторного кольца. Функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами, роль в управлении поведением.

Семинар«Высшая нервная деятельность как физиологическая основа психики».Литература: Основная - М.В; Гамезо, И.А. Домашенко Атлас по психологии, М., Просвещение, 1986, стр.18 – 23; Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.: Владос. 1998, стр. 24 – 63; Дополнительная - Данилова H.H., Крылова А.Л.Физиология высшей нервной деятельности - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478 с.; Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. – М.: Наука. 1987

12 неделя. Лекция «Эволюция психики человека». Материалистическое и идеалистическое понимание проблемы происхождения жизни и психики. Эволюционная теория Ч.Дарвина о происхождении видов – основа научного объяснения филогенеза. Человек как часть живой природы. Этапы биологической эволюции человека. Естественнонаучные основы ее изучения: данные палеонтологии, антропологии, этнологии, этнической и кросскультурной психологии. Изменение среды обитания и переход к прямохождению. Формирование физического облика человека. Возникновение сознания – высшей формы психического отражения и регуляции поведения. Человек как продукт истории человечества. Общественное производство – способ жизни человека. Особенности трудовой деятельности. Биологическая и социальная природа психики человека. Проявление в общественном поведении человека биологического и социального начал, необходимость их учета при объяснении поступков и поведения людей.

13 Неделя. Лекция «Сознание как высшая стадия развития психики». Общественно-историческая природа сознания. Свойства сознания: активность, предметная направленность, способность к опережающему отражению, к рефлексии, мотивационно-ценностный характер. Взаимосвязь сознания и культуры. Основные положения культурно-исторической теории происхождения высших психических функций Л.С.Выготского. Процессы интериоризации и экстериоризации - механизмы формирования произвольности, знаковости, социальности высших психических функций. Изменение сознания людей под влиянием условий их жизни.

Семинар «Характеристика сознания». Литература: Основная – Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо. 2002, стр. 190 – 210; Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.: Владос. 1998 стр.112 – 118; Дополнительная - Годфруа Ж.. Что такое психология: В 2-х т. М.: 1996. т.1, стр.37 – 50.

Неделя 14. Лекция «Неосознаваемые психические процессы». Уровни психического отражения: сознание, неосознаваемые психические процессы, измененные состояния сознания. Классификация неосознаваемых процессов. Неосознаваемые механизмы сознательных действий, их виды. Первичные автоматизмы и навыки. Концепция неосознаваемой установки Д.Н.Узнадзе. Неосознаваемые вегетативные компоненты поведения, их значимость для психологических исследований. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Исследование неосознаваемых психических процессов З.Фрейдом. Теория бессознательного. Формы психического проявления бессознательных влечений: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Механизмы психологической защиты. Надсознательные процессы как интегральный продукт сознательной деятельности. Их роль в творческом мышлении, эмоциональных и личностных кризисов.

Семинар.«Неосознаваемые психические явления». Литература: Основная - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо. 2002, стр.64 – 94 Дополнительная – Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – Спб.: Андреев и сыновья. 1992.; Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции – М., 1991, стр.7 -48, 50 – 152.

Неделя 15. Лекция «Изменённые состояния сознания». Экстравертированное сознание и проблема внутреннего мира человека. Активация организма и уровень его бодрствования. Связь состояний сознания с изменением электрической активности мозга. Разнообразие изменённых состояний сознания. Сон как спонтанно возникающее состояние. Биоэлектрическая активность мозга на различных стадиях медленноволнового сна. Парадоксальный сон и быстрые движения глаз (БДГ-сон). Возникновение сновидений в процессе БДГ-сна. Гипотезы о значении сновидений в психо-эмоциональной регуляции. Изменённые состояния сознания, искусственно вызванные психотропными веществами. Психотехнически обусловленные изменённые состояния сознания. Гипноз, различные виды экстаза, медитация, сенсорная депривация, холотропное дыхание и другие психологические техники изменения состояний сознания.

Семинар. «Изменённые состояния сознания» Литература:

Годфруа Ж.. Что такое психология: В 2-х т. М.: 1996. т.1, стр. стр.137 – 180.

Семестр ( февраль – июнь)

1 неделя. Лекция«Проблема личности в психологии». Основные понятия психологии личности: индивид, личность, индивидуальность. История исследований личности в литературно-философский, клинический и экспериментальный периоды. Понимание сущности личностного развития, его движущих сил, влияния биологических и средовых факторов в различных психологических теориях личности. Социализация как фактор развития личности. Ответственность личности и локализация субъективного контроля за значимыми событиями жизни.

2 и 3 неделя. Лекция «Направленность личности».Направленность как стержневое качество личности. Направленность и мотивация активности. Феноменологический (психоанализ, гуманистическая психология) и экспериментальный (бихевиоризм, когнитивная психология) подходы к изучению мотивации в западной психологии. Внутренняя (личностные диспозиции) и внешняя (ситуационные стимулы) мотивация. Теория деятельностного происхождения мотивации в отечественной психологии. Понимание направленности личности и мотивации её деятельности в работах А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, В.Н.Мясищева, Б.Г.Ананьева. Направленность личности как совокупность устойчивых мотивов. Потребности, интересы, убеждения, идеалы, ценностные ориентации - внутренние компоненты направленности. Потребности как источник активности и основной мотивационный фактор. Классификация человеческих потребностей и мотивационная пирамида А. Маслоу. Виды потребностей. Высшие потребности и их формирование. Изучение психологических механизмов формирования и развития потребностей в отечественной психологии. Интерес как мотивационный фактор. Условия возникновения и стадии развития интереса. Виды и индивидуальные различия интересов.Система ценностей личности. Ее проявление в убеждениях, идеалах, ценностных ориентациях человека. Доминирование социальных и духовных ценностей как показатель зрелой личности.

Семинар «Потребностно-мотивационная система человека». Литература: Основная - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо. 2002, стр.109 – 128; Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов – Спб.: Питер, 2003. стр. 511 – 534. Дополнительная - Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: - 2-е изд. – М. Политиздат. 1977; Психология личности. Тексты. – М.: 1982

Практическое занятие «Методики изучение мотивационной сферы».

5 и 6 неделя Лекция «Способности».Понятие о способностях. Определение способностей Б.М.Тепловым. Способности и деятельность человека. Способности и успешность обучения.Классификация способностей. Общие способности, идеи В. Н. Дружинина о строении общих способностей. Специальные способности и их виды. Репродуктивные и творческие способности. Одарённость как качественно своеобразное сочетание различных способностей. Талант и гениальность как уровни развития одарённости. Структура способностей. Изучение способностей к музыкальным, математическим, педагогическим, организаторским видам деятельности в исследованиях отечественных психологов. Развитие способностей и компенсация её компонентов.Проблема происхождения способностей. Соотношение природного и приобретенного в способностях по материалам психологических исследований. Данные современной психогенетики. Позиция отечественной психологии о биосоциальной обусловленности способностей. Задатки как природные предпосылки развития способностей. Многозначность задатков. Определение природных задатков детей по особенностям их активности.Психологические механизмы развития способностей. Роль среды, обучения и воспитания. Значение сензитивных периодов в развитии способностей детей. Ведущая роль деятельности в выявлении, формировании и развитии способностей. Основные требования к организации деятельности детей – положительная мотивация, ориентация на зону ближайшего развития, творческая направленность. Психологические методы диагностики общих и специальных способностей. Учёт задатков и способностей в профориентации.

Семинар«Психология способностей». Литература : Основная – Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо. 2002, стр. 234 – 257; Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. Питер, стр.221 – 278; Дополнительная - Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. – Спб.: Питер, 2005. стр. 605 – 618; Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека, М.: Логос, 1996.

Практическое занятие. Методы диагностики способностей

Неделя 7 и 8. Лекция. «Темперамент». Возникновение учения о темпераменте в трудах античных авторов - Гиппократа, Галена. Описательный, клинический и экспериментальный этапы его дальнейшего изучения. Понятие о темпераменте в современной психологии. Внешние проявления темперамента в общей активности, особенностях моторики, свойствах эмоциональности человека. Типологический и факторный подходы к его исследованию. Физиологические детерминанты и психологические проявления типов темперамента в типологиях, разработанных в ХХ столетии. Клиническое исследование типов телосложения и соответствующих им типов темперамента в теории Э.Кречмера. Конституциональные типы телосложения и типы темперамента в теории У.Шелдона. Экстравертированные и интровертированные типы личности в типологии К.Г.Юнга. Изучение темперамента через проявления индивидуальных особенностей нервной системы в типологии И.П.Павлова. Свойства нервных процессов и общие типы высшей нервной деятельности как физиологическая основа классических типов темперамента. Дальнейшая разработка нейрофизиологических основ темперамента в работах Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына. Концепция темперамента В.М.Русалова. Психологическая характеристика основных факторов и типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Роль темперамента в формировании отклоняющегося поведения.

Семинар.Литература: Основная - Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. Питер: стр.20 - 75; Дополнительная - Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: 1982; Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии человека. М.: Прогресс, 1982.

Практическое занятие.«Тип и свойства моего темперамента».

Неделя 10. Лекция «Характер». Понятие «характер» в психологии. Характер, темперамент и личность. Строение характера. Основные группы его черт. Психопатия как пограничный характер, критерии её оценки, причины возникновения. Акцентуация как крайняя степень выраженности черт нормального характера. Признаки акцентуации. Типы акцентуации характера К.Леонгарда. Психологическая характеристика акцентуированных характеров. Исследование типов акцентуации характера и саморазрушающего поведения подростков А.Е. Личко. Характер - результат развития личности. Природные предпосылки и социальные факторы формирования характера. Трансформации характера в течение жизни.

Семинар: Литература: Основная - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо. 2002, стр.257 - 280; Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов – Спб.: Питер, 2003. стр.567 -580. Дополнительная - Психология индивидуальных различий. Тексты.

Практическое занятие.«Определение акцентуаций моего характера»

Обязательная литература.

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо. 1997.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / пер. с фр. Н.Н.Алипова; Под ред. Г.Г.Аракелова. – М.: 1996.

5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.: Владос. 1998

6. Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов – Спб.: Питер, 2003.

8. Психология: Словарь / под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат. 1990

9. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. – Спб.: Питер, 2005.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер., 2005

Дополнительная литература.

(указаны издания книг, имеющиеся в университетской библиотеке и читальном зале).

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина. 1966.

2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – 2-е изд. – М.: Политиздат. 1989

3. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – Спб.: Андреев и сыновья. 1992.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: - 2-е изд. – М., Политиздат. 1977.

5. Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: 1982

6. Психология личности. Тексты. – М.: 1982

7. Психология эмоций. Тексты. – М.: 1884

8. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. – М.: Наука. 1987

9. Хрестоматия по истории психологии. – М.: 1980

10. Хрестоматия по общей психологии. – М.: 1982

Тест учебной успешности .

  1. Психология – это:

а) учение о душе.

б) наука о психике.

в) изучение нервной системы

г) все ответы неверны.

2. Общая психология изучает:

а) возрастные особенности развития и функционирования психики.

б) общественно-психологические явления

в) общие закономерности психической деятельности человека

г) патологические изменения психики.

3. К психическим явлениям относятся:

а)психические процессы

б) психические состояния

в) психические свойства личности

г) верны все ответы.

4. Первая психологическая лаборатория экспериментальных исследований

была создана:

а) для изучения функций мозга

б) в 1732 году

в) Вильгельмом Вундтом

г) все ответы неверны.

5. Интроспекция – это :

а) единственный метод, пригодный для изучения психики

б) самонаблюдение

в) раздел психологии

г) название психологической концепции

6. Основоположником психоанализа является:

а) Джон Уотсон

б) И.П.Павлов

в) З. Фрейд

г) К. Роджерс

7. Бихевиоризм – это научное направление в психологии, которое:

а) считает бесполезной концепцию сознания

б) определяет психологию как науку о поведении

в) утверждает, что законы научения одинаковы применительно к животным и человеку

г) верны все ответы

8. Закономерности рефлекторной деятельности мозга изучали:

а) И.М.Сеченов

б) И.П.Павлов

в) П.К.Анохин

г) верны все ответы.

9. Во время парадоксального сна:

а) возникают сновидения

б) наблюдаются быстрые движения глаз

в) тело совершенно неподвижно

г) верны все ответы

10. По типологии У.Шелдона человек эктоморфного типа бывает:

а) высоким, застенчивым, предпочитает умственную работу

б) сильным, мускулистым, склонным к доминированию

в) маленьким, хрупким и чаще всего экстравертированным

г) толстым, круглым, весёлым и общительным.

11. Самосознание личности включает:

а) я – образ

б) самосознание

в) уровень притязаний

г) верны все ответы

12. И.П.Павлов считает, что темперамент человека зависит от:

а) группы крови

б) особенностей телосложения

в) типа высшей нервной деятельности

г) соотношения жидкостей в организме

13.Согласно гуманистической теории, самореализация личности тесно связана:

а) с самоуважением

б) с переоценкой собственного Я

в) с комплексом превосходства

г) стремлением к власти

14. Акцентуация – это:

а) аномалия характера

б) граница между нормой и патологией

в) крайний вариант нормального характера

г) верны все ответы

15. Признаками психопатии являются:

а) стабильность свойств характера во времени

б) тотальность проявления свойств характера

в) социальная дезадаптация личности

г) верны все ответы

16. Инстинктивное поведение преобладает главным образом у:

а) насекомых

б) млекопитающих

в) дельфинов

г) обезьян

17. Способности человека проявляются в:

а) успешности выполнения определённых видов деятельности

б) быстроте и лёгкости усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения соответствующих видов деятельности

в) интересах и склонностях к некоторым видам деятельности

г) верны все ответы

18. Развитие способностей целиком зависит от:

а) наследственности

б) обучения и воспитания

в) программы интеллектуальной деятельности, сформированной у ребёнка в раннем детстве

г) все ответы неверны

19. Видами деятельности являются:

а) учение

б) труд

в) игра

г) верны все ответы

20. Теория деятельности наиболее активно разрабатывалась:

а) гуманистической психологией

б) психоанализом

в) советской психологие

г) бихевиоризмом

Ключ: 1б, 2в, 3г, 4г, 5б, 6в, 7г, 8г, 9г, 10а, 11г, 12в, 13а,14в. 1г, 16а, 17г,

18г, 19г, 20в.

Вопросы к экзамену по курсу «Основы общей психологии»

  1. Место психологии в системе знаний о душе.
  2. Отрасли современной психологии
  3. Разделы общей психологии
  4. Методы психологического исследования
  5. Идеалистический и материалистический подходы к изучению психических явлений
  6. Основные направления зарубежной психологии
  7. История, современное состояние и перспективы отечественной психологии
  8. Нейрон и его свойства
  9. Общая схема строения нервной системы человека
  10. Понятие о рефлексе, строение рефлекторного кольца
  11. Учение И.П.Павлова о безусловных и условных рефлексах
  12. Сигнальные системы и специальные типы высшей нервной деятельности
  13. Эволюционное развитие психики
  14. Инстинкты животных
  15. Навык как индивидуально изменчивая форма поведения животных
  16. Интеллектуальное поведение высших животных
  17. Проблема происхождения и развития психики человека
  18. Культурно-историческая теория развития высших психических функций
  19. Характеристика сознания как высшей стадии развития психического отражения
  20. Структура и функции самосознания
  21. Неосознаваемые психические процессы
  22. Изменённые состояния сознания
  23. Теории личности и закономерности её развития в зарубежной психологии
  24. Деятельностная теория развития личности в отечественной психологии
  25. Направленность личности как совокупность устойчивых мотивов
  26. Общая характеристика способностей
  27. Виды способностей
  28. Роль наследственности и среды в формировании и развитии способностей
  29. Психологические механизмы развития способностей
  30. Понятие «темперамент» в психологии. История его изучения
  31. Современные теории темперамента
  32. Характеристика основных факторов и типов темперамента
  33. Понятие о характере и его структуре
  34. Психопатия характера, критерии её оценки
  35. Акцентуации характера и её типы
  36. Психологическая характеристика деятельности

Наши рекомендации