Характеристика методов генерирования альтернатив

Методы выявления альтернативных управленческих решений

К методам выявления альтернативных управленческих решений относят следующие методы.

Метод «мозговой атаки». Данный метод разработал А.Ф. Осборн в 1938 г. Его суть состоит в том, что все участники группы на основе заранее полученной информации о поставленной проблеме предлагают свои варианты ее решения. При этом предлагаемые решения не обязательно должны быть рациональными, обдуманными, логически выстроенными.

Эффективность данного метода тем выше, чем больше предложений будет услышано. Сделанные предложения сразу не анализируются, поскольку критика может снизить креативность метода. После сбора всех предложений в централизованной форме проводится их анализ. По итогам обсуждения составляется список, в котором предложения группируются по выявленным в ходе обсуждения критериям-ограничениям.

Метод «мозговой атаки» представляет собой дискуссию, проводящуюся в основном в группах из 5–10 участников.

Данный метод можно применять и в одиночестве. Но эффективным он будет только тогда, когда профессии, статус, опыт, пристрастия участников будут существенно различаться. Наличие специальной подготовки при данном методе не обязательно. В то же время качество предлагаемых идей и потраченное время впоследствии покажут, насколько отдельные участники или целевые группы разбираются в основных правилах. Специальных ограничений по продолжительности использования метода не существует, но обычно она составляет 20–30 мин.

Метод номинальной групповой техники. В отличие от предыдущего метода, данный метод построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций. Это означает, что все участники группы, собравшиеся для принятия решения, сначала предоставляют в письменном виде свои предложения индивидуально и независимо от других участников. После этого все участники группы по очереди излагают суть своего варианта решения проблемы. Все решения выслушиваются и рассматриваются членами группы, но без обсуждения и критики. Затем каждый участник в письменном виде делает ранговые оценки рассмотренных вариантов. Решение, получающее наивысшую оценку, и принимается за основу. Плюсом данного метода можно назвать то, что, несмотря на совместную работу членов группы, она в то же время не ограничивает индивидуальности каждого, каждый участник может обосновать свой вариант решения.

Метод Дельфи. Особенность метода заключается в том, что в выявлении альтернативных вариантов решения также участвуют несколько участников, но им запрещается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы. Так обеспечивается независимость предложений. Недостатком метода является то, что затраты времени на разработку решений существенно возрастают. Этот метод также может использоваться тогда, когда сбор группы невозможен.

Последовательность осуществления метода:

участники группы детально формулируют перечень вопросов по рассматриваемой проблеме;

все участники дают ответы на вопросы независимо и анонимно;

ответы собираются в центре, на их основании составляется интегральный документ, который содержит все предлагаемые варианты решений;

каждый участник группы получает копию этого документа;

после ознакомления с предложениями других участников он может изменить свое мнение по поводу возможных вариантов решения;

предыдущие два этапа могут повторяться столько раз, сколько необходимо для того, чтобы найти согласованное решение.

25. Сущность метода мозгового штурма

 
 
 

Сущность метода мозгового штурма заключается в том, что отбирается группа квалифицированных экспертов, но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все эксперты делятся на две группы: первая генерирует идеи (выставляет оценки), а вторая — их анализирует. При этом запрещается критиковать ту или иную идею. Идея, с которой согласится большинство экспертов, и считается правильной.

Метод "мозгового штурма":достаточно оперативен и надежен; это максимум идей за короткий отрезок времени; это отсутствие какой-либо критики; это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей. Этот метод специально разработан для получения максимального количества предложений. Его эффективность поразительна: 6 человек за полчаса могут выдвинуть 150 идей. Бригада проектировщиков, работающая обычными методами, никогда не пришла бы к мысли о том, что рассматриваемая ими проблема имеет такое разнообразие аспектов.

Техника проведения мозгового штурма.Собирается группа лиц, отобранных для генерации альтернатив. Главный принцип отбора — разнообразие профессий, квалификаций, опыта. Сообщается, что приветствуются все идеи, возникшие как индивидуально, так и по ассоциации при выслушивании предложений других участников, в том числе и лишь частично улучшающие чужие идеи (каждую идею рекомендуется записывать на отдельной карточке). Категорически запрещается любая критика — это важнейшее условие мозгового штурма: сама возможность критики тормозит воображение. Каждый по очереди зачитывает свою идею, остальные слушают и записывают на карточки новые мысли, возникшие под влиянием услышанного. Затем все карточки собираются, сортируются и анализируются, обычно другой группой экспертов.Число альтернатив можно впоследствии значительно увеличить, комбинируя сгенерированные идеи. Среди полученных в результате мозгового штурма идей может оказаться много глупых и неосуществимых, но глупые идеи потом легко исключить последующей критикой.

Наши рекомендации