Олигополия. Олигопсония. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта.

Олигополия – рыночная структура, когда в отрасли доминирует небольшое число продавцов, а вход на рынок для новых продавцов затруднен или невозможен. Ценовое лидерство – отличительный признак олигополистического рынка - мировые рынки автомобилей, сложной бытовой техники, электроники и некоторые другие, где доминируют всего по 5-6 фирм.

Признаки:

· немногочисленность фирм в отрасли;

· продукт может быть как стандартизованным (сталь, тех.спирт), так и дифференцированным (автомобили);

· существование барьеров для вступления в отрасль, которая связана, прежде всего, с эффектом масштаба производства и крупными инвестициями, обеспечивающими этот масштаб; другие барьеры: владение патентами (в наукоемких отраслях), контроль над стратегическим сырьем, огромные расходы на рекламу (в шоу-бизнесе, производстве сигарет и прохладительных напитков).

· всеобщая взаимозависимость. Так как число фирм, работающих в отрасли, мало, то каждая из них при формировании своей рыночной стратегии должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурента. Эта черта является уникальным свойством олигополии.

Цены при олигополии изменяются реже, чем на других рынках. Жесткость цен порождает ломаную кривую спроса, которая «ломается» в точке преобладающей цены Р*.

Олигополия. Олигопсония. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. - student2.ru

Рис. 6.5. Ломанная кривая спроса на рынке олигополии

Если фирма поднимет цену выше Р*, то другие фирмы не последуют за ней, так как потеряют свою долю продаж на рынке вследствие эластичности спроса на продукт. Однако при установлении фирмой цены ниже Р*, конкуренты-олигополисты последуют за ней.

Кривая предельного дохода фирмы имеет разрыв вследствие ломаной кривой спроса, предельные издержки фирмы могут меняться при одной и той же цене и выпуске продукта.

Основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное.

В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Желание одной фирмы вытеснить конкурента с рынка путем снижения цены на продукт может принять форму ценовой войны (это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами, до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет =0.) Потребители выиграют, а производители проиграют. Но ценовые войны недолговечны, так как невыгодны производителям.

С целью максимизации прибыли олигополистические фирмы пытаются вступить между собой в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки, избегая ценовых войн – кооперативное поведение. Наиболее простой формой тайного сговора является картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Определяя объемы выпуска, картель, подобно чистой монополии, определяет и цену продукта (ОПЕК).

Олигопсония – это такая структура рынка ресурсов производства, когда небольшое число фирм закупает все рыночное предложение определенного производственного ресурса. Под олигопсонией понимается такой вид рынка, на котором имеется лишь несколько покупателей, которым противостоит большое количество продавцов (производителей). Олигопсония противоположна монополии. Примером олигопсонии являются профессиональные спортивные лиги. Спортсмены могут продавать свои услуги небольшому числу фирм. Олигопсония схожа с олигополией в том, что конкурирующие фирмы понимают свою взаимозависимость. При олигопсонии несколько фирм обладают властью монопсонии и могут влиять на цену ресурса.

В современных условиях преобладает рынок монополистической конкуренции, который характеризуется следующими признаками:

· фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различия могут касаться как качественных свойств продукта, услуг и условий, связанных с его продажей и размещением, так и мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков);

· каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка и имеет ограниченный контроль над ценой;

· в то же время тайный сговор относительно цены и объемов выпуска между десятками фирм практически невозможен;

· вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко (эффект масштаба и требующийся капитал невелики);

· преобладает неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция предполагает соединение признаков монополии и конкуренции. Ее монопольная власть основана на дифференциации продукта и способности контролировать его цену, но наличие многих производителей аналогичных товаров и отсутствие барьеров для входа в отрасль обеспечивают существование конкурентной среды.

Модель монопольного конкурента определяется отрицательным наклоном кривой спроса на его продукт, степень эластичности спроса зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта. Краткосрочное равновесие монопольного конкурента MR=МС. Цена Р превышает средние издержки, фирма получает экономическую прибыль (площадь заштрихованного прямоугольника).

Олигополия. Олигопсония. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. - student2.ru

Рис. 6.6. Равновесие на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах

В долгосрочный период данная прибыль будет стимулировать вступление на рынок других фирм, что приведет к снижению объемов выпуска данного продукта одной фирмой и нулевой прибыли.

Эффективна ли монопольная конкуренция? Фактический объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки. Избытки мощности - это плата за дифференциацию продукта. Монополистический конкурент для уменьшения эластичности спроса по цене и увеличения объемов реализации своего продукта должен постоянно осуществлять расходы на рекламу, что также ведет к его удорожанию. Наличие резервных мощностей свидетельствует о меньшей в сравнении с чистой конкуренцией эффективности, а более высокая цена уменьшает благосостояние потребителей.

С другой стороны, для сохранения своих конкурентных позиций фирмы вынуждены регулярно совершенствовать свой продукт и быть готовыми быстро увеличить объем выпуска при всплеске спроса на свою продукцию. Широчайший ассортимент товаров.

Наши рекомендации