Основные направления и школы экономической теории

Экономическое знание возникло в глубокой древности. Учения мыслителей Древнего Востока (Китай, Индия), экономическая мысль Древнего Рима и Древней Греции нередко содержали достаточно глубокие представления о хозяйственном устройстве, методах управления хозяйством. Рассматривались этими учениями, хотя и под другими названиями, и такие значимые общественные категории и процессы, как разделение труда, отношения господства и подчинения, собственности и социальной справедливости¸ богатства и бедности, основы стабильности государства. Прошли тысячелетия, но и сегодня экономическая теория занимается изучением тех, же или сходных процессов, но на качественно ином уровне.

Первые научные школы формировались в 16–18 вв. Основными условиями, способствовавшими превращению экономического знания в зарождающую экономическую науку, были:

1. усугубление общественного разделения труда и эволюция частной собственности, что привело к динамичному развитию товарно-денежных, т.е. рыночных отношений;

2. формирование национальных государств;

3. осознание взаимовыгодной торговли между государствами, т.е. широкие масштабы приобрела внешняя торговля;

4. формирование новой социальной структуры общества с характерными для нее экономическими интересами.

К первым научным школам, которые выделяет экономическая теория, относятся меркантилизм, школа физиократов как предтеча классического направления, классическая школа, марксизм.

Меркантилизм

Термин получил свое название от итал. mercante («мерканте» –торговец, купец). Представители меркантилизма–Антуан Мокретьен, Томас Манн, Джеймс Стюарт.

Теория возникла в период зарождающегося капитализма, раннего этапа первоначального накопления капитала. Отсюда и представления меркантилистов, которые главенствующими в экономике считали сферу торговли (сферу обращения). Здесь, по их мнению, создавалось воплощенное в прибыли купечества богатство страны, которое укрепило мощь государства.

Представители этого направления обосновывали необходимость протекционистской роли государства по отношению к отечественному купечеству. Преимущественной, и даже исключительной, формой богатства они считали золото, деньги. Поэтому приток денег в страну на основе неэквивалентного обмена, по их мнению, требовал поощрения и поддержки со стороны государства, а их отток из страны– ограничения.

Позднее меркантилисты уже понимали значение внутреннего производства для процветания страны: стимулирование национального производства активизирует внешнюю торговлю, умножает богатство государства.

Физиократы

Школа физиократов (от греч. «физиократия» – власть природы) – предвестник классического направления. Представители этой школы, в отличие от меркантилистов, источником богатства считают производство, а не обмен. Но в качестве производственной сферы физиократы рассматривают лишь сельское хозяйство. Даровая сила природы и труд свободного крестьянина являются создателями богатства. Представители этого направления считали необходимым ограничить государственное вмешательство в экономику, предоставить землевладельцам полную свободу в ведении своего хозяйства. Эти положения явились новым словом в развитии экономической мысли, более высокой ступенью экономического анализа.

Глава этой школы Франсуа Кенэ создает «Экономическую таблицу», в которой рассматривает кругооборот годового продукта и доходов, моделируя распределение их между различными классами. Это была первая макроэкономическая модель общественного воспроизводства.

Вместе с тем физиократам была присуща и ограниченность взглядов. Так, они считали ремесленников, промышленников непроизводственным классом. Поскольку те лишь преобразуют продукты сельского хозяйства и не участвуют в создании «чистого продукта», т.е. нового богатства.

Классическая школа

Классическая школа– вершина экономической мысли 18– начала 19в., когда были заложены основы многих фундаментальных положений современной экономической теории. Даже краткое перечисление достижений этого направления изумляет наших современников – представителей новейших теоретических течений. В трудах ярчайших представителей классической школы- Уильяма Пети, Адама Смита, Давида Риккардо–сформулированы и обоснованы многие положения, сохраняющие свою актуальность спустя столетия. Назовем лишь некоторые из них.

1. Развитие теории обмена и рыночного саморегулирования (смитовская «невидимая рука» рынка рыночного субъекта к цели, которая совсем не входила в его намерения).

2. Создание основ идеологии экономического либерализма, базирующегося на принципе « laisse faire, laisser passer» – «пусть идет, как идет».

3. Определяющая роль производства в приращении богатства. Производителен труд, создающий новый материальный продукт не только в сельском, но и в промышленном производстве.

4. Теория разделения и производительности труда в обществе и на предприятии.

5. Теории стоимости, цен и денег.

6. Теория капитала и распределения дохода.

7. Теория земельной ренты.

8. Теория сравнительного преимущества и многие другие теоретические положения.

Марксизм

Марксизм возник на основе критической переработки классической школы и течения, получившего название утопического социализма. Представители последнего (Т.Мор, Т. Кампанелла, Ш.Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн) выступали с критикой капитализма, частной собственности, эксплуатации, конструировали гармоничные модели справедливого социального устройства. Эти идеи были углублены К. Марксом и Ф. Энгельсом. Исследование законов развития капитализма, создание концепции коммунизма– новый социально–экономической формации, «царства свободы» с высочайшим уровнем производства, общенародной собственностью, распределением по потребностям, всеобщим трудом и т.д. – вот основные проблемы, которые занимали марксистов.

Основываясь на фундаментальных положениях классической школы, теории трудовой стоимости, К Маркс разработал теорию прибавочной стоимости, которой посвящен главный труд его жизни– «Капитал». К. Маркс доказывал неизбежное крушение капитализма как системы, раздираемой внутренними антагонистическими противоречиями, которые неизбежно ведут к революционной замене эксплуататорской системы социализмом.

Современные экономические школы

К современным экономическим школам можно отнести неоклассическое направление в экономической мысли, кейнсианство, монетаризм, институционализм и др.

Неоклассическое направление

Один из наиболее выдающихся экономистов конца 19–начала 20в. – Альфред Маршал. Главный его труд «Принципы экономической науки», изданный в 1890г., актуален и сегодня. Исследования А.Маршалла (а также ряда других экономистов– К. Менгера, Ф. Визера, Е. Бем–Баверка и др.) опирались на теорию маржинализма (предельной полезности). При этом А.Маршалл используя методологическую основу маржинализма, в развитии экономической теории пошел дальше. Маржинализм трактовал наиболее сложную категорию экономической теории– стоимость– с позиций, противоположных теории трудовой стоимости. Но А.Маршалл и здесь, в отличие от других маржиналистов, проявил оригинальное видение этой проблемы.

Кейсианство

Эта теория теоретическая школа названа в честь ее основателя, выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Принято считать, что он является создателем нового, современного направления макроэкономической теории, вызванного к жизни углублением противоречий капитализма в условиях рыночной экономики конца 19–20 в.

Участившиеся экономические кризисы рыночной системы поставили перед наукой и хозяйственной практикой новые задачи. Потребовались новые подходы к осмыслению роли государства в подержании макроэкономических пропорций. Поэтому теория Джона Мейнарда Кейнса, работа которого «Общая теория занятости, процента и денег» совершила настоящую революцию во взглядах на экономическую роль государства, была очень своевременной. Он выступил с резкой критикой центрального положения классической школы о способности рыночного механизма поддерживать экономическую систему в состоянии равновесия, обеспечить экономический рост и полную занятость. Обычно кейнсианство трактуется как теория, впервые обосновавшая необходимость систематического и глубокого участия государства в регулировании экономической жизни. Кейнс в рамках этой теории высказал новые положения, перевернувшие привычные представления. Это идеи об эффективном спросе и роли государства в обеспечении его объема. Именно недостаточность такого спроса- основа кризиса и безработицы. Необходимость активного стимулирования спроса, в том числе увеличением государственных расходов, связана с тем , что у людей преобладает стремление к сбережению доходов. Потребление возрастает в меньшей степени, чем растут доходы. Это- следствие открытого им психологического закона. Джон Мейнард Кейнс разработал концепцию мультипликатора – коэффициента, отражающего зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций: прирост дохода равен приросту инвестиций, помноженную на мультипликатор. Это означало, что 100 ед. инвестиций, вложенных в производство через систему межотраслевых связей, дает многократный прирост национального дохода. Исходные категории кейсианства – потребительские, инвестиционные и государственные расходы – определяют объем совокупного спроса, стимулируют производство и занятость.

Монетаризм

Любая экономическая теория в динамично изменяющихся условиях устаревает и уже не может объяснить новые реалии хозяйственной жизни, уступая место новым теоретическим положениям. Так, на смену кейнсианству вновь, хотя и на более высоком витке спирали, приходит экономическая школа неоклассического, либерального направления – монетаризм. Отцом современного монетаризма считается Милтон Фридмен, возглавляющий Чикагскую экономическую школу. В соответствии с представите с представлениями этой теории рынок сам справляется с проблемой неравновесия, время от времени возникающей в экономике. Вмешательство государства в процесс воспроизводства лишь усиливает нестабильность. Монетаризм меняет направление вектора стимулирования спроса на предложение. В основу этой теории положена концепция о тесной связи объема денежной массы и скорости денежного обращения, с одной стороны, и объема внутреннего национального продукта и уровня цен– с другой. Речь идет об уравнении Фишера

МV=PQ; M=PQ|V;

V – скорость денежной массы;

M – объем денежной массы;

P – общий уровень цен;

Q – объем ВНП.

Государству монетаризм отводит скромную роль – регулировать денежное обращение и создать условия для развития частного предпринимательства. На практике ускорению процесса накопления капитала, росту производства и занятости препятствуют необоснованно высокие налоги и ошибки правительства в экономической политике. Рост необоснованных государственных расходов ведет к раскручивание инфляционной спирали, росту процентных ставок, удорожанию кредита, ограничению инвестиционного процесса, сокращению производства, росту безработицы. Какие же рецепты выхода из этой ситуации предлагает монетаризм? Предусматривается через сокращение бюджетного дефицита и удорожание кредита добиться сокращения спроса. Это приведет к банкротству нерентабельных предприятий и временному спаду производства. На рынке сохранятся лишь сильные товаропроизводителями, для которых необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, сократить налоги на бизнес и удешевить кредиты. Следствием станет рост инвестиций, производства и занятости. Увеличение товарного предложения приведет к снижению цен.

Институционализм

В 90–е годах 20в. широкую популярность приобрел институционализм. Самые видные представители этой школы – Торстейн Веблен, Джон Гэлбрейт, Рональд Коуз, Дуглас Норт– исходят в своих трудах их тесной взаимосвязи динамично меняющихся в процессе эволюции экономических и неэкономических факторов. Основное внимание теория уделяет роли, которую выполняют различные институты в принятии экономических решений. Под общественными институтами понимаются самые различные структуры и отношения – от собственности и рынка до семьи и профсоюза. Особое место занимают элементы социальной структуры, формы организации и регулирования экономической деятельности. Без социального контроля со стороны общества за деятельностью всей совокупности институтов, прежде всего экономических, нельзя добиться эффективного функционирования системы. Особенно важно это в тех сферах, где наиболее отчетливо проявляется несостоятельность рынка – экономические, социально-культурные, региональные проблемы.

Наши рекомендации