Основные направления и школы экономической теории

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Возникновение и развитие экономической теории.

Основные направления и школы экономической теории

Экономическая деятельность является основной и определяющей в жизни любого общества. Накопленные знания и опыт систематизировались и фиксировались в виде разного рода заповедей и правил экономического поведения.

В своем развитии экономическая наука прошла ряд этапов:

I этап период древности (7−10 тыс. до н.э. − I в. н.э.) и Средневековье (конец 5 − 17 вв. н.э.)
  Древний мирпредставлен странами Древнего Востока (Индия, Китай, Египет, Вавилон) и античными государствами (Древняя Греция и Древний Рим) Средневековье− странами Западной Европы и арабским Востоком  
  В это время шла накопительная работа по формированию экономической науки.
Особенности • "встроенность" в политико−правовую (часть учения о государстве − Древний мир), философскую мысль (часть философии − в античных обществах), ярко выраженный богословский характер (часть богословия − Средневековье); • собирательный характер; • разработкой экономических проблем занимались ученые−универсалы; • отсутствие собственно экономических разработок и специальной терминологии; • идеализация и стремление сохранить натуральное хозяйство как соответствующее "естественному порядку" и осуждение всего, что этот порядок разрушает: торговля, ростовщичество  
Сам термин "экономия" ввел КСЕНОФОНТ в своем произведении "Домострой" − правила ведения домашнего хозяйства.
На фоне разложения феодального строя возникают первые проекты "справедливого" общества − без эксплуатации, любых форм неравенства − ранний вариант утопического социализма (16 − 17 вв.): Т.Мор − "Утопия" и Т.Кампанелла − " Город Солнца"
     
С конца 17 в. начинается вытеснение натурального хозяйства рыночными (товарно−денежными) отношениями. Для Западной Европы период 15 − 17 вв. − это период разложения феодализма, ускоренный первоначальным накоплением капитала, и зарождения капиталистических производственных отношений. На первый план вышла проблема поиска источников богатства, решение которой связано с первой самостоятельной экономической концепцией меркантилизма.
Меркантилизм учение эпохи первоначального накопления капитала, отражающее интересы торговой буржуазии
Основные черты • единственная форма богатства − деньги (золото и серебро) • источник богатства − внешняя торговля, которая увеличивает количество денег в стране; • накопление богатства обеспечивает государство с помощью политики активного протекционизма; • создателями концепции являлись практики: меркантилизм не связан ни с учением о государстве, ни с философией, ни с богословием
В 1615 г. А. Монкретьенввел термин "политическая экономия" − управление государственным хозяйством.
II этап конец 17 − начало 18 вв. − середина 19 в.
  период абсолютного господства классической школы политической экономии
Экономическая наука превратилась в самостоятельную систему знаний со своим специфическим предметом как наука о законах производства.
Основоположники Англия − У.Петти Франция − П.Буагильбер
Продолжатели Англия − А.Смит, Д.Рикардо Франция − школа физиократов (Ф.Кенэ, А.Тюрго)
Основные черты • источник богатства − сфера материального производства; • трудовая теория стоимости как основа теории распределения доходов; • обоснование принципов "экономического либерализма" (невмешательства государства в экономику) и "невидимой руки" рынка (механизма саморегулирования для обеспечения равновесия экономической системы); • обоснование принципов свободной торговли, абсолютного и относительного преимуществ во внешней торговле  


30е гг. 19 в. кризис классической буржуазной политической экономии
  Три направления: − буржуазное (последователи А.Смита и Д.Рикардо) − мелкобуржуазное (ранняя критика капитализма) − социалистическое (поздний утопический социализм)
Завершает период господства классической школы марксизм (40е гг. 19 в.) как единственное учение о революционном переустройстве общества с позиций рабочего класса.
III этап вторая половина 19 в. − 30е гг. 20 в.
  "маржинальная революция" и установление господства неоклассической школы
Основоположник А.Маршáлл Принципы экономической науки, 1898
Особенность анализ процесса принятия экономических решений на микроуровне (= создание теории микроэкономики)
Связь с классической политэкономией • ориентация на свободное предпринимательство и рыночный механизм; • ограничение государственного вмешательства в экономику
Изменение названия "экономикс"
IV этап 30е − 70е гг. 20 в.: "кейнсианская революция"
  в экономической теории выделяют микро− и макроэкономику
Особенность создание теорий регулируемой экономики
Направления • кейнсианство и его последователи выступают за активное вмешательство государства в экономику; • неолиберализм отстаивает пассивное вмешательство государства  
V этап 70е гг. 20 в.: "монетаристская контрреволюция", "возрождение" неоклассической школы
  неоконсерватизм (современная неоклассическая школа) высказывается за пассивное вмешательство государства в экономику: − обеспечение условий свободной конкуренции; − контроль над ценами; − антимонопольная политика • "неоклассический синтез" предлагает смешанный тип ГРЭ: одновременное и взаимоувязанное использование рыночных и государственных методов; • институционально−социологическое направление: государство обеспечивает нормальные условия функционирования рынка через систему институтов
       

Наши рекомендации