Административно-командная экономика. условия функционирования командной экономики.
3. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики.
Вопрос 1:
Экономическая система — это организованная, скоординированная система связей между производителями и потребителями.
Традиционная система существует в слаборазвитых странах. Она основывается на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии.
Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В странах с традиционной системой большую роль играет мелкотоварное производство, основанное на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их хозяина. Сюда относится крестьянское и ремесленное хозяйства.
В основе традиционной системы лежат передающиеся из поколения в поколение традиции и обычаи, религиозные и культовые ценности, кастовое и сословное деление, выступающие тормозом социально-экономического прогресса.
Существующие уставы в традиционном обществе тормозят технический прогресс, что негативно отражается на производительности труда. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры. В этих странах в условиях относительно слабого развития национального предпринимательства большую роль играет иностранный капитал.
Рыночная экономика эпохи свободной конкуренции (чистый капитализм)- эта система хозяйства при которой производство тех или иных товаров или услуг и распределение ресурсов определяются самими потребителями на основе принципов свободного предпринимательства, действия закона стоимости, закона спроса и предложения. Государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются самостоятельно субъектами хозяйствования, а экономика управляется конкуренцией.
Вопрос 3:
Характерными чертами командной экономики являются общественная (государственная) форма собственности практически на все экономические ресурсы и коллективное принятие экономических решений. Механизм командной экономики через тоталитарный контроль практически лишил самостоятельности хозяйственных субъектов. Государство поставило под свой контроль все производство и распределение продукции, что полностью исключило свободные рыночные взаимосвязи между отдельными субъектами рынка. Отсутствие элементарных рыночных отношений полностью подорвало материальную заинтересованность физических и юридических лиц в результатах труда. Централизация в управлении привела к монополизации производства и сбыта продукции. Гигантские монополии при отсутствии конкуренции выступали тормозом научно- технического прогресса.
Государственное регулирование цен на фоне монополизации экономики, торможение НТП закономерно рождало экономику дефицита. Парадокс заключается в том, что дефицит возникал в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей. Причина этого проста — экономика не работала на спрос, так как структуру общественных потребностей и их изменение предвидеть и детализировать из центра было практически невозможно. Государственные плановые органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей. Централизованное планирование осуществлялось не только в процессе производства, но и в распределении материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов. На практике трудящиеся были удалены от управления производством и превратились в простых исполнителей распоряжений вышестоящих органов.
Они, естественно, стали относиться к государственной собственности как к «ничейной» и не были материально заинтересованы в ее экономической реализации.
Вопрос 4:
Смешанная экономическая система, объединяет элементы командной экономики и чистого капитализма. Государство в современном обществе играет значительную роль, не переходя границ, которые бы нарушили экономические законы рынка. Государство определяет таможенную и налоговую политику, регулирует действия монополий на рынке, имеет свой сектор в экономике.
Существуют различные модели смешанной экономики.
Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот.
Японская модель построена на сохранении национальных традиций при одновременном заимствовании у других стран всех экономических новаций. Национальные традиции позволяют создать такие модели управления и организации производства, которые дают наибольший эффект только в условиях Японии. Для этой национальной модели характерно развитое планирование и координация деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (необязательный) характер. Планы (государственные программы) ориентируют отдельные звенья экономики на выполнение определенных общенациональных задач.
Шведская модель отличается активным участием государства в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта задача решается государством посредством высокой нормы налогообложения, которая составляет более 50 % валового национального продукта. Главное достоинство шведской модели заключается в высоких темпах экономического роста, уровне занятости и благосостоянии населения.
Европейская модель отличается активным воздействием государства на функционирование национального рыночного хозяйства, защитой конкуренции, поощрением малого и среднего бизнеса, системой социального обеспечения.
Характерной чертой смешанной экономики является наиболее эффективное использование ресурсов, что способствует разработке и использованию совершенных технологий. Смешанная экономика характерна для демократического общества, следовательно, личная свобода является ее основой, позволяет капиталам предпринимателей и рабочим в поисках рационального предложения перемещаться из отрасли в отрасль по собственному желанию, без государственных директив.