Характеристика учетных подсистем информационного пространства организации.
Характеристика учетных подсистем информационного пространства организации.
В информационном поле предприятия функционируют три учетные подсистемы. Каждая из них стремится удовлетворить информационные потребности своих пользователей:
- финансовый учет – акционеров, инвесторов, кредитные учреждения, партнеров по бизнесу;
- налоговый учет – налоговую службу;
- управленческий учет – менеджеров.
Все подсистемы функционируют на одном предприятии и должны способствовать улучшению его финансового состояния, каждая по-своему связана с менеджментом.
В информационном поле предприятия значительное место занимает система учета, включающая отдельные подсистемы. Каждая из них может рассматриваться как обособленная система, имеющая входы и выходы, в том числе по связям с другими учетными системами. Под учетной системойможно понимать как всю учетную работу организации, включающую бухгалтерский, налоговый, статистический и оперативный учет, так и более узкие ее области.
Сущность, предмет и объекты управленческого учета.
Управленческий учет – это направление учета предприятия, которое информационно поддерживает систему управления его предпринимательской деятельности.
Управленческий учет – интегрированная система внутрихозяйственного учета, предоставляющая информацию о затратах и результатах деятельности, предназначенную для принятия тактических и стратегических управленческих решений, как всей организации, так и ее отдельных структурных подразделений.
Предмет управленческого учета – производственная и коммерческая деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений в процессе всего цикла управления.
Предметом выступают анализ, учет и планирование, которые необходимы для повышения результативности работы предприятия.
Объекты управленческого учета:
- затраты и доходы организации и ее отдельных структурных подразделений (центров ответственности);
- результаты хозяйственной деятельности организации и ее центров ответственности;
- внутреннее ценообразование;
- бюджетирование и внутренняя отчетность.
Цель, задачи и субъекты управленческого учета, его функции.
Основная цель управленческого учета – представление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений.
Задачи управленческого учета:
- создание интегрированной системы учета затрат и доходов;
- нормирование затрат;
- планирование, контроль и анализ затрат;
- бюджетирование;
- оказание информационной помощи финансовым менеджерам в принятии оперативных управленческих решений;
- контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия и центров ответственности;
- выбор эффективных путей развития предприятия.
Субъекты управленческого учета могут быть представлены несколькими уровнями по видам работы:
1) лица, ответственные за разные объекты учета;
2) лица, занимающиеся подведением общих результатов хозяйственной деятельности по данным объектам;
3) лица, занимающиеся анализом и общей оценкой положения предприятия.
Функции управленческого учета:
· оперативный учет, анализ, контроль, планирование и прогнозирование деятельности центров ответственности;
· создание механизмов мотивации, которые позволяют гармонизировать цели и интересы сегментов со стратегическими и тактическими целями предприятия;
· обеспечение информационной поддержки при принятии управленческих решений, которые направлены на получение максимальной прибыли при условии сохранения капитала предприятия.
Классификация расходов.
1. По принципу отражения в бухгалтерском учете: расходы по обычным видам деятельности; операционные расходы; внереализационные расходы; чрезвычайные расходы.
2. По принципу отражения в налоговом учете: расходы, связанные с производством и реализацией; внереализационные расходы.
3. По отношению к изменению объема производства: постоянные; переменные (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные).
4. По элементам затрат: материальные расходы; расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.
5. По способу включения в себестоимость отдельных видов продукции: прямые; косвенные.
6. По направлению затрат на производство и реализацию: производственные; коммерческие.
7. По связи с технологическим процессом: основные; накладные.
8. По степени агрегирования: одноэлементные; комплексные.
9. По периодичности возникновения: текущие; единовременные.
10. По принятию решений: альтернативные; вмененные.
11. По степени государственного регулирования: нормируемые; ненормируемые.
Классификация доходов.
Классификация доходов зависит от целей их определения.
По периодичности поступления – текущий и капитализированный доход.
По размеру доходы классифицируются на малые, средние, крупные и особо крупные.
Для бухгалтерского учета доходы классифицируются в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» на следующие группы:
- доходы по обычным видам деятельности;
- операционные доходы;
- внереализационные доходы;
- чрезвычайные доходы.
Для целей налогообложения доходы классифицируются на:
-доходы от реализации – выручка от реализации товаров (работ, услуг) и выручка от реализации имущественных прав;
-внереализационные доходы – от долевого участия в других организациях, от сдачи имущества в аренду, в виде безвозмездно полученного имущества и т.д.);
-доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль – имущество или имущественные права, полученные в форме залога, в виде взносов в уставный капитал, средства, полученные по договорам кредита и займа и т.д.).
Варианты организации калькуляционной подсистемы «АВС».
Существуют два основных варианта реализации АВС-модели:
- посредством внедрения специальной ежемесячной отчетности, отражающей результаты группировки затрат по функциям, и расчетов на основе этой группировки. Отчетность используется для внутреннего управления предприятием;
- внедрение АВС-модели в рамках действующей системы бухгалтерского учета. Для этого используют дополнительные подсистемы счетов. Контроль правильности отражения информации в блоке учета затрат по процессам производится посредством использования счетов-зеркал.
Типы и виды бюджетов.
Существует два основных вида бюджета:
Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются: бюджет производства, бюджет продажи продукции, прочих доходов, затрат на материалы и энергию, бюджет оплаты труда, амортизационных отчислений, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, бюджет расходов по налогам.
Финансовый бюджет состоит из четырёх финансовых документов:
1. прогноз отчёта о прибылях и убытках;
2. прогноз отчёта о движении денежных средств;
3. прогноз бухгалтерского баланса;
4. прогноз движения собственного капитала.
Основные типы бюджета:
Функциональный бюджет – бюджет, составляемый центром финансовой ответственности (ЦФО) по определённому функциональному направлению, за которое оно отвечает.
Бюджет ЦФО – составляется на основании функциональных бюджетов и характеризует план работы ЦФО в рамках периода планирования в стоимостном выражении в трёх видах деятельности: операционной, финансовой и инвестиционной.
Управленческий бюджет – бюджет верхнего уровня, совокупность трёх бюджетов: доходов и расходов, движения денежных средств и бюджета по балансовому листу.
Виды бюджетного анализа.
В зависимости от видов бюджетного контроля различают три вида бюджетного анализа: перспективный, оперативный и ретроспективный.
Перспективный (прогнозный, предварительный) бюджетный анализ изучает экономические явления и процессы с позиций перспективы их развития и использования при формировании бюджетов.
Оперативный бюджетный анализ используется непосредственно при исполнении бюджетов при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия.
Ретроспективный анализ исполнения бюджетов проводится на основе итоговых результатов деятельности центров ответственности за период, установленный бюджетом.
36. Документальное оформление результатов бюджетного анализа.
Результаты анализа должны излагаться в отчете о результатах анализа в соответствии с поставленными целями и давать ответы на каждую из них на основе заключений и выводов, сделанных по итогам проверки.
Одновременно с проектом отчета подготавливаются проекты соответствующих документов, содержащих основные выводы по результатам анализа и рекомендации по повышению эффективности использования бюджетных средств, в адрес руководителя проверенного объекта и органов местного самоуправления, в компетенции которых находится решение поставленных вопросов, а также информационных писем в адрес органов местного самоуправления, организаций и учреждений, заинтересованных в результатах бюджетного анализа.
Варианты организации учета затрат, расходов и доходов на счетах управленческого учета.
В зависимости от признака классификации системы управленческого учета подразделяются на следующие виды:
Автономная система управленческого учета предполагает обособленное ведение финансового и управленческого учета, что создает условия для сохранения коммерческой тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных видов продукции. Такая система учета является замкнутой.
Интегрированная система – при которой используется единая система счетов и бухгалтерских проводок. Выделяются специальные разделы, обобщающие счета управленческого учета.
Связь между управленческой и финансовой бухгалтерией осуществляется при помощи контрольных счетов, которыми являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. Данные из одной системы в другую передаются через специально выделенный передаточный счет, который на каждую отчетную дату закрывается и сальдо не имеет. Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся единовременно к управленческому и финансовому учету.
Характеристика учетных подсистем информационного пространства организации.
В информационном поле предприятия функционируют три учетные подсистемы. Каждая из них стремится удовлетворить информационные потребности своих пользователей:
- финансовый учет – акционеров, инвесторов, кредитные учреждения, партнеров по бизнесу;
- налоговый учет – налоговую службу;
- управленческий учет – менеджеров.
Все подсистемы функционируют на одном предприятии и должны способствовать улучшению его финансового состояния, каждая по-своему связана с менеджментом.
В информационном поле предприятия значительное место занимает система учета, включающая отдельные подсистемы. Каждая из них может рассматриваться как обособленная система, имеющая входы и выходы, в том числе по связям с другими учетными системами. Под учетной системойможно понимать как всю учетную работу организации, включающую бухгалтерский, налоговый, статистический и оперативный учет, так и более узкие ее области.