Анализ основных показателей себестоимости

Основными (обобщающими) показателями себестоимости услуг являются:

¾ общая сумма расходов (полная себестоимость);

¾ затраты на 1 рубль объема реализации услуг;

¾ себестоимость единицы услуг.

Общая сумма расходов или полная себестоимость (С общ.)по российским стандартам обычно определяется по факту. Изменение себестоимости можно проследить по изменению тех или иных элементов затрат.

В настоящее время для анализа себестоимости используют также ряд факторных моделей. Например, факторная модель общей суммы затрат принимает следующий вид:

С общ. = S(Qi x З пер. i) + З пост.,

где Qi - объем реализации i-го вида услуг,

З пер. i - переменные затраты на единицу i-го вида услуг,

З пост. - сумма постоянных затрат на весь выпуск услуг.

Данная модель позволяет выявить основные факторы, влияющие на общую сумму затрат, и оценить степень влияния каждого фактора. Таким образом, общая сумма затрат может измениться в связи с изменением физического объема реализации услуг, структуры услуг, уровня переменных затрат на единицу услуг и суммы постоянных затрат на весь выпуск услуг.

Затраты на 1 рубль объема реализации услуг (З) является важнейшим показателем себестоимости услуг, так как показывает взаимосвязь между себестоимостью и объемом реализации услуг:

З = С / V,

где С - общая сумма затрат, V - объем реализации услуг.

Влияние физического объема реализации услуг, как правило, искажает результаты анализа показателей себестоимости, так как некоторые затраты изменяются пропорционально изменению объема реализации. Поэтому для получения более точных результатов анализа необходимо нейтрализовать влияние объемного фактора. Осуществить эту нейтрализацию можно методом прямого пересчета с помощью индекса физического объема.

Основные этапы анализа:

1) Определить индекс физического объема: Jo = Qотч. / Qбаз.[2]

2) Определить себестоимость услуг в базисном периоде, пересчитанную на объем реализации услуг в отчетном периоде: Сбаз./отч. = Сбаз. х Jo

3) Рассчитать затраты на 1 рубль объема реализации услуг

- в базисном периоде:Збаз. = Сбаз. / Vбаз.,

- в базисном периоде, пересчитанные на объем реализации услуг в отчетном периоде:Збаз./отч. = Сбаз./отч. / Vотч.,

- в отчетном периоде: Зотч. = Сотч. / Vотч.

Недостаток данного способа заключается в том, что индекс физического объема не учитывает изменение структуры реализованных услуг. Поэтому для прямого пересчета показателя себестоимости вместо индекса физического объема можно использовать:

1) коэффициент структуры услуг К стр. = SQi отч. / SQi баз.;

2) коэффициент изменения себестоимости услуг (изменение объема реализации услуг в оценке по себестоимости) К с. = Сi отч. / Сi баз.

Затраты на реализацию услуг базисного периода в пересчете на объем реализации услуг отчетного периода можно представить как

С баз./отч. = С баз. х К стр.или С баз./отч. = С отч. / К с.

Таким образом, на показатель затрат на 1 рубль реализации услуг влияет два основных фактора: изменение себестоимости единицы услуг и изменение цены единицы услуг.

Степень влияния этих факторов на изменение затрат на 1 рубль объема реализации услуг можно выразить следующим образом:

- за счет изменения цен на услуги: DЗц = Збаз./отч. - Збаз.,

- за счет изменения общей суммы затрат: DЗс = Зотч. - Збаз./отч.

DЗ = Зотч. - Збаз. = DЗц + DЗс

Более детальная факторная модель показателя затрат на 1 рубль реализации услуг принимает следующий вид:

З = [S(Qi x З пер. i) + З пост.] / [SQi x Цi],

где Цi - цена реализации i-го вида услуг.

Затраты на 1 рубль объема реализации услуг зависят от следующих факторов: физического объема реализации услуг, структуры услуг, уровня удельных переменных затрат на единицу услуг, суммы постоянных затрат на весь выпуск услуг, цены единицы услуг.

Показатель себестоимости единицы услуг (Сi)анализируют с помощью следующей факторной модели:

Сi = З пост. i / Qi З пер. i

На величину этого показателя влияют следующие факторы: физический объем реализации i-го вида услуг, сумма постоянных затрат, сумма удельных переменных затрат.

Сумма постоянных и переменных затрат зависят в свою очередь от общего технико-организационного уровня предприятия, уровня ресурсоемкости услуг и изменения уровня цен на товары, работы услуги в связи с инфляцией.

Наши рекомендации