Глава двенадцатая. Марксизм-ленинизм о войне - 231
1. Происхождение и сущность войн - 231
Война – продолжение политики насильственными средствами. – Справедливые и несправедливые войны. – Несостоятельность и реакционность антимарксистских теорий о происхождении и сущности войн. – Армия – главное орудие ведения войны.
2. Характер войн до эпохи империализма - 237
3. Войны эпохи империализма и пролетарских революций - 238
Неравномерность развития капиталистических стран и империалистические войны. – Гражданские войны пролетариата против буржуазии. – Национально-освободительные войны народов колоний и зависимых стран за освобождение от гнёта империализма.
4. Вооружённая борьба народов Советского Союза в защиту социалистического отечества от нападения империалистов - 242
Гражданская война 1918-1920 гг. – война двух систем: социализма и капитализма. – Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. и её особенности. – Борьба социалистического государства за мир.
5. Способ производства и способ ведения войны - 245
Изменение способов ведения войны в зависимости от развития производства. Военная техника и человек в современной войне. – Советское военное искусство и его превосходство над буржуазным военным искусством. – Советская военная наука и её победа в Великой Отечественной войне.
Глава тринадцатая. Роль народных масс и личности в истории - 251
1. Субъективно-идеалистическое понимание роли личности в истории и его несостоятельность - 251
Возникновение субъективно-идеалистического взгляда на роль личности в истории. – Позднейшие разновидности субъективно-идеалистического взгляда на роль личности в истории. - Современные реакционные империалистические «теории» о роли личности в истории. – Несостоятельность идеалистических теорий о роли народных масс в истории.
2. Фаталистические теории и отрицание ими роли личности в истории - 254
Провиденциализм. – Буржуазно-объективистские концепции исторического процесса.
3. Народ – творец истории - 257
Взгляды русских революционеров-демократов на роль народных масс в истории. – Марксизм-ленинизм о роли народных масс в развитии производства. – Роль народных масс в творчестве духовной культуры. – Роль народных масс в политических революциях и освободительных войнах. – Советский народ – творец и строитель коммунизма.
4. Роль личности в истории - 262
Значение деятельности великих людей. – История создает героев. – О роли случайностей в истории. – Классы и их вожди.
5. Всемирно-историческая роль вождей рабочего класса – Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина - 266
Значение вождей для революционной борьбы пролетариата. – Типы пролетарских вождей. – Всемирно-историческая роль Маркса и Энгельса. – Ленин и Сталин – вожди международного пролетариата, великие продолжатели учения и дела Маркса и Энгельса.
Глава четырнадцатая. Общественное сознание и его формы - 272
1. Общественное сознание как отражение условий материальной жизни общества - 273
Несостоятельность идеалистических взглядов на развитие общественного сознания. – Идеологическая надстройка, её зависимость от экономического базиса. – Отделение умственного труда от физического и его влияние на развитие идеологии. – Преемственность и связь в развитии идеологии. Относительная самостоятельность развития идеологических надстроек.
2. Классовая сущность идеологии- 278
Идеология рабовладельческого общества. – Идеология феодального общества. – Идеология буржуазии. – Идеология пролетариата.
3. Обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие - 282
Роль идей в общественном развитии.
4. Формы общественного сознания - 285
Взаимоотношение различных форм общественного сознания. – Общественная идеология и психология.
5. Нравственность - 286
Что такое нравственность? – Происхождение морали и изменчивость её норм. – Влияние различных форм общественного сознания на развитие морали. – Классовый характер нравственности. – Буржуазная мораль. – Аморализм современной буржуазии. – Коммунистическая мораль. – Единство права и морали в советском обществе. – Коммунистическая мораль – высшая мораль.
6. Религия - 294
Что такое религия? – Происхождение религии. – Фантастическое отражение условий материальной жизни людей в религиозных представлениях и взглядах. – Возникновение и развитие христианства. - Социальные корни религии в условиях капитализма. – Коренная противоположность религии и науки. – Марксизм-ленинизм в борьбе с религией.
7. Искусство - 302
Что такое искусство? – Понятие о прекрасном. – Особенности развития искусства. – Классовое содержание искусства. – Ленинский анализ классового характера искусства. – Буржуазное искусство эпохи империализма и его реакционная роль. – Социалистическое искусство. – Значение искусства в жизни социалистического общества.
8. Философия - 310
Философия как форма общественного сознания. – Два коренных направления в философии. Партийность философии. – Возникновение диалектического материализма – революция в философии. – Банкротство и маразм буржуазной философии.
9. Наука - 314
Что такое наука? – Происхождение науки. – Развитие науки в античном обществе. – Наука в феодальном обществе. – Наука в эпоху Возрождения и капитализма. – Великий вклад народов СССР в науку. – Наука в эпоху империализма. – Отражение классовой борьбы в развитии науки. – Наука при социализме.
Глава пятнадцатая. Роль социалистического сознания в развитии советского общества - 324
1. Процесс формирования социалистического сознания - 324
Руководящая роль коммунистической партии в деле формирования социалистического сознания. - Формирование социалистического сознания советского народа.
2. Основные черты социалистической идеологии. Духовный облик советского человека - 327
Социалистическая идеология и психология. – Революционность социалистической идеологии. - Коллективизм – характерная черта духовного облика советского человека. – Трудовая доблесть советских людей. - Советский патриотизм. – Интернационализм социалистического сознания. – Социалистический гуманизм и демократизм. – Оптимизм.
3. Роль социалистической научной теории в возникновении и развитии социалистического общества - 331
Марксизм-ленинизм – руководство к действию. – Два пути, два итога. – Научная теория – руководство в строительстве социалистического общества. – Коренное изменение соотношения стихийности и сознательности при социализме. – Великая сила научного предвидения.
4. Марксистско-ленинская теория и коммунистическое воспитание масс - 336
Борьба против пережитков капитализма в сознании советских людей. – Идеологическая закалка и теоретическое вооружение кадров. – Коммунистическое воспитание трудящихся.
Глава шестнадцатая. Социализм и коммунизм - 340
1. Две фазы коммунистического общества - 340
Социализм и коммунизм – две ступени экономической зрелости нового общества. – Общность основ социализма и коммунизма. – Основные различия между социализмом и коммунизмом.
2. О постепенном переходе от социализма к коммунизму - 344
Постепенность перехода от социализма к коммунизму. – Решение основной экономической задачи СССР как важнейшее условие, обеспечивающее переход к коммунизму. – Уничтожение противоположности между городом и деревней. – Уничтожение противоположности между трудом умственным и трудом физическим. – От распределения по труду – к распределению по потребностям. – Рост коммунистической сознательности масс как условие перехода к коммунизму.
3. Советское государство – главное орудие построения коммунизма - 351
Необходимость всемерного укрепления Советского государства. – Функции социалистического государства при переходе от социализма к коммунизму.
Глава семнадцатая. Движущие силы развития социалистического общества - 354
1. Социалистическая система хозяйства – экономический фундамент советского общества - 354
Новые движущие силы развития производства. – Связь между развитием экономического базиса социалистического общества и его надстройкой.
2. Роль политической надстройки в развитии советского общества - 356
Соотношение между политикой и экономикой в советском обществе.
3. Морально-политическое единство, дружба народов СССР, советский патриотизм, критика и самокритика как движущие силы советского общества - 359
Морально-политическое единство советского общества – движущая сила его развития. – Дружба народов СССР – движущая сила развития советского общества. – Советский патриотизм – движущая сила развития социалистического общества. – Критика и самокритика – движущая сила развития социалистического общества.
Глава восемнадцатая. Партия Ленина – Сталина – руководящая и направляющая сила Советского общества - 365
1. Руководящая и направляющая роль партии большевиков в развитии советского общества - 366
Возрастание роли и значения партии после завоевания пролетариатом политической власти. - Сознательное руководство партии развитием советского общества. – Морально-политическое единство советского общества и направляющая роль большевистской партии.
2. Партия большевиков – вождь, организатор и воспитатель советского народа - 368
Коммунистическая партия – политический руководитель советского народа. – Партия как организатор советского народа. – Партия как воспитатель советского народа.
3. Строительство коммунизма и дальнейшее укрепление партии - 374
Усиление идейной и организационной сплочённости партии. – Критика и самокритика как средство укрепления коммунистической партии. – Связь с массами – источник силы партии.