Марксизм-ленинизм и идеалы общественного прогресса

Важную часть мировоззрения рабочего класса составляют идеалы общественного прогресса — представления о целях борьбы пролетариата, об обществе, которое будет построено в результате этой борьбы.

Идеологические прислужники буржуазии, пытаясь ослабить притягательную силу марксизма, немало потрудились над тем, чтобы извратить и фальсифицировать марксистский взгляд на идеалы общественного прогресса. Послушать их, так мировоззрению пролетариата и дела нет до гуманизма, цивилизации, свободы личности и счастья людей. Подобные высокие идеалы, твердят критики марксизма, органически чужды грубому материализму, который-де не замечает ничего помимо «низменных» материальных потребностей людей.

Такие утверждения представляют собой злобную карикатуру на марксизм, бессовестную спекуляцию на обывательских представлениях о материализме. Высмеивая эти представления, Энгельс писал, что обыватель, филистер под материализмом «понимает обжорство, пьянство, тщеславие и плотские наслаждения, жадность к деньгам, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне» 6.

Марксистский материализм не имеет ничего общего с подобными карикатурными представлениями. Это лучше всего Доказывает уже тот факт, что наиболее последовательные материалисты — коммунисты зарекомендовали себя такими самоотверженными борцами за высокие общественные идеалы, за свободу, независимость и счастье народа, каких не рождало ни одно другое движение, известное истории.

Правда, в отличие от идеологов «сытых» классов, никогда не знавших нужды и лишений, марксисты считают, что ни о каком счастье людей не приходится говорить, пока массы живут в нищете, испытывают голод и лишения. Но это вовсе не значит, что они видят единственную цель общественного прогресса в том, чтобы одеть и накормить, избавить от

нужды вcex членов общества. Марксистские идеалы общественного прогресса несравненно шире и богаче. Они охватывают все стороны общественной жизни, не только экономику, но и политику, культуру, мораль. Их воплощение — коммунистическое общество.

Цель построения коммунизма — общества, в котором раз и навсегда будет покончено с частной собственностью, эксплуатацией, самим существованием классов и государства, — мог поставить перед собой только рабочий класс. Но это не значит, что такие черты социалистического и коммунистического общества, как всеобщее благосостояние, национальное равноправие, мир между народами, политическая свобода и демократия, расцвет культуры, отношения братского сотрудничества между отдельными людьми и целыми народами, всестороннее развитие личности и т. д., являются идеалами одного только рабочего класса. На деле их разделяют все трудящиеся, все прогрессивные люди, подавляющее большинство человечества.

В этом нет ничего удивительного. Ведь общественные идеалы — представления людей о высших целях их деятельности, о счастливом будущем — имеют свои корни, как и все идеи, в общественных условиях жизни людей. А условия эксплуататорского общества обрекают на всевозможные бедствия не одних только рабочих, но и всех трудящихся. Это неизбежно ведет к тому, что рабочих и представителей других трудящихся классов объединяют многие общие стремления и чаяния. Сама жизнь, повседневный опыт показывает им, от каких уродств должно быть избавлено общество, чтобы люди зажили свободной и счастливой жизнью.

Сходными чертами условий жизни объясняется и определенная преемственность между идеалами современного рабочего класса и идеалами трудящихся масс прошлого. И те и другие родились на почве классовой борьбы с эксплуататорами, защиты интересов трудящихся. Марксизм, подчеркивал Ленин, не сектантское учение, возникшее в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. И это относится не только к марксистской философии и политэкономии, явившимся обобщением и итогом всего развития мировой науки, но и к марксистским идеалам общественного прогресса. В них нашло свое воплощение все лучшее, прогрессивное, что было в идеалах трудящихся масс и прогрессивных классов прошлого. Социализм и коммунизм представляют собой реальное осуществление самых благородных идеалов, выработанных человечеством на его многотрудном пути.

Это, конечно, не значит, что марксистские идеалы общественного прогресса включили в себя все идеалы трудящихся классов прошлого и современности. В представлениях непролетарских классов трудящихся об идеальном общественном

устройстве было и есть немало неверного, неприемлемого для рабочего класса, . утопического, такого, что марксизм-ленинизм неизбежно должен был отбросить или во всяком случае критически переработать.

Основной отличительной чертой марксистского идеала общественного прогресса является то, что он покоится не на благих пожеланиях, а на научном предвидении последующих ступеней развития общества. Марксистская теория, основанная на глубоком понимании закономерностей общественного развития, превращает вековую мечту о лучшем будущем, о справедливой жизни в твердое знание о той ступени развития общества, к которой с необходимостью ведут законы истории, объективный процесс развития производительных сил и производственных отношений, процесс развития классовой борьбы в современном обществе.

Могут спросить: почему законы истории, которые до сих пор вели лишь к замене одних форм эксплуатации и гнета другими, теперь вдруг открыли простор для осуществления самых светлых надежд и чаяний людей? Что это? Случайность, счастливое совпадение?

Нет, это не является случайностью. Как уже отмечалось выше, мечты трудящихся о счастливом будущем возникали на определенной материальной почве, были порождены условиями их жизни в эксплуататорском обществе. По своему содержанию социальные идеалы трудящихся классов всегда были так или иначе связаны с избавлением людей от тягот и бедствий, на которые их обрекает эксплуататорский строй. Вот почему с момента, когда закономерное развитие общества ставит на повестку дня ликвидацию этого строя, осуществление идеалов рабочего класса и всех трудящихся становится возможным и необходимым, превращается из утопической мечты в научно обоснованное предвидение.

«Куда ни кинь — на каждом шагу встречаешь задачи, которые человечество вполне в состоянии разрешить немедленно, — писал В. И. Ленин. — Мешает капитализм. Он накопил груды богатства — и сделал людей рабами этого богатства. Он разрешил сложнейшие вопросы техники — и застопорил проведение в жизнь технических улучшений из-за нищеты и темноты миллионов населения, из-за тупой скаредности горстки миллионеров.

Цивилизация, свобода и богатство при капитализме вызывают мысль об обожравшемся богаче, который гниет заживо и не дает жить тому, что молодо.

Но молодое растет и возьмет верх, несмотря ни на что» 7.

Эти слова Ленина подтверждены историей. Она показала, что уже в социалистическом обществе смогло найти свое осуществление многое из того, о чем давно мечтали трудящиеся. Победа социализма навсегда положила конец экс-

плуатации человека человеком, национальному угнетению, нищете масс, создала еще невиданные в истории: возможности расцвета личности, расширения демократии и т. д. Другие общественные идеалы марксизма, выражающие вековечные мечты народа и передовых мыслителей, будут осуществлены в условиях коммунизма, когда еще неизмеримо большим станет господство людей над силами природы и общественного развития. Исторический опыт уже доказал, что ликвидация эксплуататорского строя делает эти идеалы реальными, осуществимыми.

В этом один из источников огромной притягательной силы социалистических и коммунистических идеалов рабочего класса для самых широких народных масс, для всех прогрессивных людей, независимо от их социального положения. Все большее число людей принимает эти идеалы, приходит к убеждению, что в них выражен единственный реальный путь осуществления чаяний и надежд всех трудящихся.

Даже многие твердолобые руководители реакционной буржуазии начинают понимать, что именно в этом, а не в приписываемой ими коммунистам «заговорщической деятельности» следует искать источник гигантских успехов сил прогресса и социализма, что, следовательно, бороться с коммунизмом они могут лишь с помощью «созидательных идей» и «высоких идеалов».

Но у реакционной буржуазии нет и не может быть идей и идеалов, способных привлечь на ее сторону широкие массы народа. Вот почему она идет на прямой обман, пытается пустить в ход ставшие ей чуждыми, преданные ею буржуазно-демократические идеалы ее революционной юности либо идеалы, украденные у освободительной борьбы трудящихся масс. Демократия, гуманизм, свобода, цивилизация, мир — эти слова в наши дни не сходят с уст буржуазных пропагандистов, хотя, как показала история, империализм на деле является злейшим врагом мира и равноправия народов, свободы и демократии, гуманизма и цивилизации.

Коммунистические и рабочие партии всегда боролись с такими попытками обмануть людей, с попытками изобразить «идеальными» бесчеловечные порядки эксплуататорского строя. Эту борьбу коммунистов противники марксизма хотели бы изобразить как выступление против идеалов, разделяемых большинством человечества. Но такие утверждения представляют собой очевидную ложь и клевету.

Разоблачая фальшь буржуазной демократии, коммунисты остаются убежденными защитниками демократических идеалов. Они против буржуазной демократии именно потому, что они сторонники подлинной демократии, демократии для народа, которая может быть завоевана лишь в результате ликвидации эксплуататорского строя. Разоблачая фальшь

буржуазного гуманизма, они борются не против гуманизма вообще, а как раз за подлинный гуманизм, воплощением которого является коммунизм. Точно так же, выступая против буржуазного индивидуализма, за коллективизм, коммунисты отнюдь не принижают ценности, достоинства и свободы человеческой личности, а отвергают лишь противопоставление личности коллективу, народным массам, отвергают попытки обосновать право буржуазной «личности» развиваться, принижая и подавляя сотни и тысячи других личностей. Разоблачая обман реакционной пропаганды, пытающейся приукрасить цепи капиталистического гнета и эксплуатации, коммунистические и рабочие партии вносят огромный вклад в борьбу за идеалы общественного прогресса. «Критика, — писал Маркс, — сбросила с цепей украшавшие их фальшивые цветы — не для того, чтобы человечество продолжало носить эти цепи в их форме, лишённой всякой радости и всякого наслаждения, а для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым цветком»8.

В нашу эпоху перед миром открылся реальный путь к осуществлению самых светлых идеалов, о которых мечтали лучшие представители человечества. Путь этот состоит в преобразовании общества на социалистических, а затем коммунистических началах.

ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ

Наши рекомендации