Международный опыт управления качеством продукции животноводства.
По мнению ряда зарубежных специалистов, повышение качества продукции – это основное условие обеспечения успеха на рынке. За счет этого фактора организация на 80% успешнее работает и является конкурентоспособной.
Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Общепризнанными мировыми лидерами в области управления качеством являются предприятия США, Японии и ряда стран Западной Европы.
В США. Одна из наиболее популярных программ, включает такие положения:●убеждение сотрудников в важности осуществления программы и личного участия в этом каждого; ●определение уровня дополнительных затрат на качество; ●разработка приемов мотивации качественного труда; ●конкретизация методов контроля; ●всеобщее обучение методам качественной работы и внедрения принципа «ноль дефектов»; ●установление единого «дня размышлений» (дня качества); ●разработка индивидуальных программ бездефектной работы; ●поощрение достижения результатов и т. д. Вся работа в рамках программы заканчивается обычно анализом проделанного, подведением итогов, созданием программы на следующий период.
В США считают, что контроль качества значительно влияет как на создание проектов высокого технического уровня, так и на высококачественное изготовление и обслуживание продукции в сфере эксплуатации.
На американских предприятиях широко используют вмонтированные технические средства контроля, в которых запрограммированы методы статистического контроля. Такие средства не только накапливают, но и обрабатывают соответствующую информацию и выдают необходимые данные для принятия решения.
Характерной особенностью современной деятельности американских фирмпо улучшению качества является проведение регулярной оценки систем управления качеством с целью повышения их эффективности. Некоторые фирмы проводят такие оценки каждый год.
По результатам оценки делается заключение о соответствии (несоответствии) системы политике качества, проводимой фирмой.
Но, пожалуй, самым важным критерием эффективности системы управления качеством считается степень удовлетворения запросов покупателей. Этот показатель обычно определяется методом опроса, проводимого отделами маркетинга, посредническими организациями, представителями торговых фирм и, конечно же, организациями самих потребителей. Полученные по всем позициям такой ревизии данные оцениваются в баллах. Система управления качеством считается эффективной, если сумма баллов не ниже 95 (из 100).
Япония. Японский опыт управления качеством продукции позволил этой стране выпускать товары высокого качества и дешевле, чем аналогичные американские и западноевропейские.
Японское экономическое развитие направлено на выпуск конкурентоспособной продукции более высокого качества, чем в других странах-производителях аналогичной продукции. Такая целевая установка обусловлена бедностью сырьевых и энергетических ресурсов, что вызывает необходимость выпуска высококачественной продукции для эффективного функционирования и развития экономики.
Во-вторых, широко распространенная в промышленности страны система управления качеством охватывает всю деятельность фирмы.
В-третьих, достижения Японии – это заслуга руководителей промышленности и специалистов, которые смогли практически реализовать принципы и методы комплексного управления качеством продукции успешнее, чем в какой-либо другой стране.
Отличительной особенностью японских программ повышения качества и системного управления им является направленность на предотвращение дефектов, а не обнаружение их путем контроля.
Японские специалисты считают, что сегодня явно недостаточно учитывать лишь существующие потребности, необходимо выявлять скрытые потребности и брать их за основу при планировании качества и разработке товара.
В системе управления качеством на японских предприятиях реализован принцип заинтересованности и участия каждого работника.
Для японских фирм характерна внутрифирменная проверка системы управления качеством руководством высшего звена компании.
Считают, что каждой фирме лучше составить собственную программу обучения, задав при этом необходимые цели (повышение производительности, снижение уровня дефектности).
Таким образом, можно выделить главное в отношении к качеству в Японии:
1. Широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии;
2. Высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством;
3. Максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала.
На японских предприятиях ответственность за соответствие продукции стандартам возложена на самих рабочих, а в Американской промышленности – на специальную службу. Еще одно преимущество японской системы, это то, что не производится входной контроль качества сырья, комплектующих и деталей, что играет немаловажную роль в минимизации затрат на производство.
В японской системе возможна остановка производственных линий. Этот фактор вырабатывает у работников более ответственный подход к выпуску готовой продукции, т.к. они гонятся не за повышением производительности труда во что бы то ни стало, а за повышением качества выпускаемой продукции.
Германия.Работа по внедрению систем обеспечения качества ведется там поэтапно. На каждом этапе реализуется определенная программа, подготовленная группой менеджеров по качеству, внедряются конкретные меры, повышающие эффективность работы по качеству.
На первом этапе в задачу менеджеров входит детальное изучение всех случаев нарушения предусмотренных нормативов. На втором этапе составляется калькуляция расходов на качество, причем они должны быть снижены хотя бы на 2%, чтобы доказать тем самым действенность и эффективность начатой работы. На последующих этапах проблема качества решается более глубоко и масштабно с целью значительного снижения расходов. Заключительным этапом следует считать внедрение комплексной системы управления качеством как органической части производства.