Подходы к изучению теории отраслевых рынков. Гарвардская парадигма.
В начале ХХ в. сформировались основные подходы к анализу организации отраслевых рынков:
1. системный подход - анализ с точки зрения парадигмы, получившей название «структура – поведение – результат» или SCP (гарвардская школа).
2. микроэкономический подход – анализ с точки зрения теории цен (чикагская школа).
Тон задает гарвардская школа. Гарвардские ученые обратили внимание на то, что в рыночный механизм связи производителей и потребителей входят существенными составными элементами:
- структура рынка;
- поведение фирм в отраслях;
- результативность функционирования рынков.
Эти элементы взаимосвязаны, и чтобы рыночный механизм работал с минимальными сбоями, необходимо воздействовать на все три составляющие. Схема парадигмы «структура-поведение-результативность» представлена на рисунке 2.
Структура рынка | → | Поведение фирмы | → | Результативность рынка |
Рис. 2. Базовая парадигма экономики отраслевых рынков «структура – поведение – результат»
Результативность функционирования отраслевых рынков зависит от поведения продавцов и покупателей. Иначе говоря, формируются некоторые поведенческие правила и традиции правового, административного и нравственного характера, задается уровень взаимоотношений продавцов и покупателей на отраслевом рынке. Она включает общественное благосостояние и прибыль продавцов.
Поведение продавцов и покупателей зависит от сложившейся структуры отраслевых рынков, т.е. от количества продавцов и покупателей, наличия барьеров для входа на конкретный отраслевой рынок, степени дифференциации продукта, развитости сети институтов рыночной инфраструктуры.
Позднее стал использоваться более сложный вариант предложенной парадигмы. Сначала схема была дополнена базовыми условиями (на основании работ Дж. Карлтона, Ж. Перлоффа). Далее был сформирован так называемый, вариант с обратными связями (см. рис. 3).
Рисунок 3. Схема Гарвардской парадигмы
Здесь присутствует, помимо базовых условий, еще один важный элемент – государство. Государственная политика направлена на повышение результативности функционирования отраслевых рынков. С помощью регулирующих мер можно оказывать постоянное или периодическое влияние на структуру рынка, например, при запрещении слияний либо при их поощрении. Государственные органы могут воздействовать непосредственно на результативность рынка, регулируя цены производителей-монополистов. Но при этом вмешательство государства приветствуется только в отношении несостоятельных отраслевых рынков. Если же рынки самостоятельно осуществляют эффективную деятельность, то вмешательство государства не допустимо.
Гарвардская парадигма исходит из того, что структура рынка определяет поведение его субъектов. Чем выше рыночная концентрация (меньше продавцов), тем ниже конкуренция и выше цены.
Она была подвергнута критике со стороны Чикагской школы, представители которой характеризуют отраслевой рынок с позиций микроэкономики(на основе моделей микроэкономики и теории ценообразования). Один из первых сторонников микроэкономического подхода Джордж Стиглер даже высказывал точку зрения, что экономика отраслевых рынков не существует как отдельная область знаний в экономической теории, а просто совпадает с теорией договорных цен в микроэкономике. Развитие этого подхода связано с мнением, что ни на теоретическом уровне, ни на эмпирическом влияние структуры рынка на конкуренцию не является обоснованным. Не концентрация влияет на конкуренцию, а конкуренция – на рыночную концентрацию, при этом чем выше конкуренция, тем ниже стимулы входа на рынок и ниже концентрация.
Представители чикагской школы утверждали, что:
o Рыночная доля эндогенна, зависит от издержек (отрицательно). Прибыль также зависит от издержек отрицательно.
o Рыночная доля в принципе не может рассматриваться в качестве экзогенного показателя. Рыночная доля эндогенна, формируется под воздействием входа, слияний и т.д., на стимулы к которым влияет прибыль
o Традиционная гипотеза SCP не учитывает достижения теории игр, в частности, вывод о том, что концентрация не является единственным или даже важнейшим фактором, определяющим рыночную власть
o Даже если мы получили положительную зависимость прибыли от концентрации - не можем разграничить «гипотезу рыночной власти» и «гипотезу эффективности»
На протяжении многих лет эти подходы развиваются, взаимно обогащая и дополняя друг друга.