Прибыль как показатель эффективности работы предприятия. Функции прибыли, их характеристика.

Конечным результатом деятельности коммерческой организации является прибыль, представляющая собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами.

Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток.

В литературных источниках рассмотрены различные походы к определению прибыли. Наибольший интерес с точки зрения планирования представляют три подхода, которые можно считать как базовые:

Ø академический (экономическая прибыль)

Ø предпринимательский (предпринимательская прибыль)

Ø бухгалтерский (бухгалтерская прибыль).

Названия подходов являются условными, все они взаимосвязаны и известны как экономистам, так и бухгалтерам.

Первые два подхода определяют гипотетическую величину прибыли - они интересны в теоретическом плане.

Под экономической прибылью понимается гипотетическая величина, определяемая как разница между доходами фирмы и ее экономическими из­держками, предусматривающими учет затрат отвергнутых (упущенных) возможностей. При данном подходе к планированию прибыли трудности заключаются в обосновании альтернативных издержек особенно для многопрофильного, многономенклатурного производства, поэтому величина прибыли является условной.

Под экономическими (альтернативными) издержками понимается совокупная стоимость других благ, которые можно было бы приобрести при максимально выгодном использовании имевшихся ресурсов.

Суть предпринимательской прибыли заключается в ее расчете по результатам изменения чистых активов предприятия. Этот показатель выступает в качестве индикатора успешности фирмы с позиции участников рынка капитала, фактических и потенциальных инвесторов (собственников фирмы и лендеров).

Известны несколько вариантов идентификации и расчета прибыли, основывающиеся на рыночных оценках:

1. Расчет прибыли через изменение рыночной капитализации фирмы. Прибыль равна приросту капитала собственников (за исключением операций по преднамеренному его изменению), имевшему место в отчетном периоде и проявляющемуся в увеличении чистых активов фирмы (в рыночной оценке), исчисляемых как капитализированная стоимость будущих чистых поступлений за вычетом обязательств.

2. Расчет на основе критерия добавленной экономической стоимости (EVA). EVAпредставляет собой разность между чистой операционной прибылью, скорректированной на налоговые выплаты, и нормальными затратами капитала. Нормальные затраты капитала определяются произведением рыночной оценки капитала (собственного и заемного) на средневзвешенную его стоимость.

3. Альтернативной концепцией (EVA) является расчет показателя «добавленная рыночная стоимость» (MVA) определяемая как разность между совокупной рыночной стоимостью фирмы (сумма рыночных оценок капитала собственного и заемного) и совокупной учетной (балансовой) стоимостью фирмы (сумма балансовых оценок капитала собственного и заемного), т.е. сравнивается совокупная рыночная стоимость фирмы с вложенным в нее капиталом.

Основное различие между этими показателями заключается в том, что EVA позволяет оценить успешность работы с позиции прошлого и настоящего, а MVA – с позиции будущего.

В практическом плане наибольший интерес представляет бухгалтерский подход.

Бухгалтерская прибыль определяется как разница между признанными доходами и затратами за определенный период.

Поскольку понятия доходов и расходов могут быть определены для каждого конкретного случая по существу и количественно, то прибыль, полученная таким образом, будет более точная. Однако необходима четкая и однозначная идентификация алгоритмического и информационного обеспечения показателя прибыли, которая позволит обосновано оценить ее.

Основные функции прибыли:

В экономической литературе нет единого мнения по вопросу о функциях прибыли. Можно выделить следующие функции, наиболее соответствующие природе прибыли:

ü прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия, который зависит от уровня себестоимости, качества, количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения и прочих доходов, а главное - от удовлетворения запросов потребителя. Получение прибыли означает, что доходы превышают все расходы, связанные с деятельностью предприятия. Однако рост прибыли, как обобщающего показателя деятельности, не всегда является следствием эффективной экономической деятельности. Эффективность хозяйственной деятельности выражается экономической категорией рентабельности. Рентабельность в общем виде выступает как доходность, прибыльность. В этом заключается противоречивость прибыли.

ü прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Стимулирующая функция прибыли проявляется в процессе формирования, распределения и использования прибыли, а не только в части ее направления на экономическое стимулирование. Рост прибыли позволяет повысить заинтересованность в комплексном использовании всех направлений и методов улучшения результатов хозяйственной деятельности. Увеличение прибыли означает возможность больше средств использовать в финансировании расширенного воспроизводства, социального развития и материального поощрения участников хозяйственной деятельности.

ü воспроизводственная функция прибыли раскрывается там, где она выступает как один из основных источников ресурсов расширенного воспроизводства.

ü прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Представим механизм формирования показателей прибыли согласно Ф№2 «Отчет о прибылях и убытках»

Схема формирования прибыли предприятия

В случае если в учетной политике организации не принят порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от продаж, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость проданной продукции.

Основные источники получения прибыли:

1) источник за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;

2) источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции; от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров; от объемов производства; от структуры снижения издержек производства;

3) источник связан с инновационной деятельностью предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение суммы прибыли.

Управление прибылью организации. Планирование прибыли.

Процесс управления финансовыми результатами предприятия включает в себя два замкнутых цикла:

Ø цикл управления формированием финансовых результатов

Ø цикл управления распределением финансовых результатов.

Каждый цикл состоит из ряда этапов процесса управления финансовыми результатами. Этими этапами являются:

1) прогнозирование и планирование финансовых результатов;

2) организация и регулирование процессов формирования и распределения финансовых результатов через соответствующие механизмы;

3) учет формирования и распределения финансовых результатов;

4) составление и представление отчетности;

5) контроль за законностью формирования и распределения финансовых результатов;

6) анализ формирования и распределения финансовых результатов;

7) принятие решения о способах мобилизации выявленных резервов роста прибыли;

8) подготовка исходных данных для прогнозирования и планирования.

Как видно, большая часть этапов связано с формированием и распределением прибыли.

Законодательно распределение прибыли регулируется в той части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия определяется путем вычитания из налогооблагаемой прибыли сумм налога на прибыль и иных обязательных платежей (рентных платежей, налога на экспорт и импорт). При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами.

Чистая прибыль предприятия распределяется по следующим направлениям:

- на формирование резервных фондов;

- на выплату доходов учредителям (участникам);

- на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).

При этом существует два подхода к ее распределению.

При первом подходев учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть:

- фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества;

- фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальной вложений в социальную сферу;

- фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы кроме капитальных вложений (материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т.п.

Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия.

При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление.

При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.

Законодательно регулируется образование резервного фонда предприятий различных организационно-правовых форм.

Наши рекомендации