Показатели оценки результатов текущей производственной, финансовой, коммерческой деятельности предприятия.

Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся: прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); прибыль (убыток) от прочей реализации; доходы и расходы от внереализационных операций; балансовая (валовая) прибыль; чистая прибыль.

Для оценки эффективности работы организаций недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности той или иной организации. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность - тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций: как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.

Как объективная экономическая категория рентабельность характеризует прибыльность, доходность различных направлений деятельности (операционной, инвестиционной), финансовый результат деятельности организации.

В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности: 1) прибыльность; 2) отношение полезного результата производственной деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение; 3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами; 4) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.

В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объёму продаж, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств; капиталу предприятия и др. Показатели рентабельности, методика их расчета приведена в приложении 3.

Показатели рентабельности взаимосвязаны и направлены на управление результативностью предприятия.

В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли или к затраченным средствам, или к выручке от продажи, или к активам предприятия.

Показатели рентабельности представим в таблице.

Показатель рентабельности Формула расчета Назначение
Рентабельность продукции   (Прибыль от продажи / Себестоимость проданной продукции) х 100% Характеризует прибыльность различных видов продукции и рентабельность (доходность) предприятия
Рентабельность производства   (Чистая прибыль / Сумма ОПФ и материальных оборотных средств) х 100% Характеризует доходность основной деятельности предприятия
Рентабельность продаж   (Прибыль от продажи / Выручка от продажи) х 100%   Характеризует величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль реализованной (проданной) продукции


Рентабельность продаж более правильно называть прибыльностью, обычно она обозначается термином маржа (разница между продажной ценой и себестоимостью), который понимается как коэффициент прибыльности, доходности продаж, допустим термин "отдача от продаж".

Самым общим понятием, используемым для обозначения рентабельности, является рентабельность инвестиций. Она показывает отдачу на некоторую сумму вложенных в бизнес или проект денежных средств. Все остальные показатели можно считать производными от него, только базой инвестиций для них выступают, соответствующие части пассивов или активы предприятия. База инвестиций может быть представлена различными активами. Под инвестициями понимается собственный капитал, совокупные активы, часть активов и т.д.

Применение показателя рентабельности собственного капитала имеет определенные ограничения. Реальный доход появляется не от активов, а от продаж. На основе этого показателя нельзя оценить эффективность бизнес-единиц компании. Кроме того, в большинстве случае компании имеют весомую долю заемного капитала. Например в банковском секторе, заемный капитал вообще является основой всего бизнеса. Таким образом, рентабельность совокупных активов определяется двумя факторами: прибыльностью продаж и оборачиваемостью активов. Оба эти фактора образуют мультипликативную модель.

Наличие в пассивах предприятия заемного капитала принято называть финансовым рычагом.

Рентабельность собственного капитала зависит от финансового рычага. Для определения этого влияния рассчитывается эффект финансового рычага. Он равен произведению дифференциала финансового рычага на величину рычага. Финансовый рычаг обычно определяется как отношение заемного капитала к собственному капиталу. Дифференциал финансового рычага - это разность между рентабельностью совокупных активов и стоимостью заемного капитала. В свою очередь, стоимость заемного капитала определяется как отношение процентных расходов к величине заемного капитала с учетом эффекта налогового щита [26].

Для сопоставления безрисковых и рисковых проектов требуется использовать специальные показатели, которые обобщенно называются измерителями, учитывающими риск - рентабельность капитала, скорректированная с учетом рисков. Этот показатель может применяться для определения эффективности всего рискового капитала и его отдельных групп. Для оценки экономической эффективности компании в определенном периоде данный показатель целесообразно использовать только в том случае, если деятельность была связана с риском, который затрудняет интерпретацию величин рентабельности, полученных обычными методами. В этой связи показатель нашел применение в банковском и страховом секторе. Также активно применяется для оценки результатов торговли ценными бумагами. Может использоваться для оценки и сравнения эффективности инвестиционных проектов с различными характеристиками риска.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж находятся между собой в тесной функциональной связи.

[1] Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 528 с. - (Высшее образо­вание). Тема 18, с.390

Наши рекомендации