Способы группировки информации
При статистическом анализе деятельности предприятия широкое применение имеет группировка информации – разбиение значений признаков, характеризующих явления и процессы производственной деятельности предприятия на количественно однородные группы. В зависимости от цели анализа используются типологические, структурные и аналитические группировки.
Примером типологических группировок могут быть группы экономически активного населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.
Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношение между частями совокупности и объемом совокупности. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению нор выработки, состав предприятий по темпам производства продукции, состав себестоимости продукции и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств и других крупных структурных единиц, так как позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска скрытых резервов.
Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.
По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинационные (разбиение совокупности по одному или нескольким существенным признакам).
Методика построения группировок:
1) определение цели анализа;
2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;
ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;
4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;
5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;
6) анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.
В случае построения комбинационных группировок четвертый и пятый пункты повторяются столько раз, сколько признаков участвует в группировке.
1.7. Способы табличного и графического представления
аналитических данных
Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.
Составление аналитических таблиц требует знания сущности изучаемых явлений, методики их анализа, правил оформления таблиц. Существует три вида таблиц: простые, групповые и комбинационные.
В простых таблицах перечисляются единицы совокупности изучаемого явления. В групповых таблицах данные по отдельным единицам изучаемой совокупности объединяются в группы по однородному существенному признаку. В комбинационных таблицах подлежащее разбивается на группы и подгруппы по нескольким признакам. В групповых таблицах находит отражение простая группировка, а в комбинационных – комбинационная. Они служат целям установления связей между изучаемыми явлениями. Простая же таблица ставит задачу анализа перечня информации об изучаемом явлении.
Внешне аналитическая таблица состоит из общего заголовка, системы горизонтальных строк и вертикальных граф(столбцов, колонок). Как известно, каждая таблица состоит из подлежащего и сказуемого. Подлежащее показывает, о чем идет речь, содержит перечень показателей, характеризующих явление. Сказуемое указывает, какими признаками характеризуется подлежащее.
Каждая таблица должна иметь заголовок, кратко выражающий ее содержание. Графы, содержащие подлежащее, нумеруются заглавными буквами алфавита, а графы, содержащие сказуемое, - арабскими цифрами. Все слова в заголовках подлежащего и сказуемого должны писаться полностью. В необходимых случаях в заголовках граф нужно указывать единицу измерения показателя. Если все элементы таблицы выражены в одинаковых единицах измерения, то эту единицу можно вынести в заголовок таблицы. Для удобства пользования таблицами с абсолютными и относительными показателя следует сначала приводить абсолютные, а затем относительные данные. При отражении динамики показателей данные нужно располагать в хронологическом порядке.
По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие характеристику изучаемого объекта по тем или другим признакам, порядок расчета показателей, динамику изучаемых показателей, структурные изменения в составе показателей, взаимосвязь показателей по различным признакам, результаты расчета влияния факторов на уровень исследуемого показателя, методику подсчета резервов, сводные результаты анализа.
В таблицы, характеризующие объект, включаются показатели, отражающие то или другое экономическое явление, и их уровень за отчетный период по одному или нескольким объектам (см. табл. 1.3.4).
В таблицах, отражающих порядок расчета аналитических показателей, вначале приводится исходная информация, а затем делается расчет производных данных, необходимых для исчисления требуемого показателя. Например, для расчета коэффициента корреляции необходимо произвести вычисления Σx, Σy, Σxy, Σx2, Σy2 (см.табл.2.3.2) и затем по формуле (2.3.17.) найти его значение.
При изучении динамики показателей в таблице сначала приводится исходная информация за ряд лет в хронологическом порядке, на основании которой затем рассчитываются базисные и цепные темпы роста и прироста, выраженные в процентах или индексах (см. табл.1.3.1.).
В таблицах, характеризующих выполнение плана, сначала отражаются плановые и фактические данные за отчетный период по каждому объекту, после чего исчисляются абсолютные отклонения от плана и процент выполнения плана (см. табл. 1.3.2.).
При оформлении структурных изменений в составе показателей в таблице приводят данные о составе изучаемого явления в базисном и отчетном периодах, на основании которых рассчитывается удельный вес каждого элемента или части в общем целом и устанавливаются его изменения ( см. табл. 1.4.2.).
При отражении взаимосвязи явлений составляется таблица, в которой индивидуальные или групповые данные по одному из показателей ранжируют в возрастающем или убывающем порядке и соответственно этому располагают данные по другим взаимосвязанным с ним показателям. (см. табл. 1.3.4.).
В таблицах, предназначенных для оформления результатов факторного анализа, необходимо сначала отразить информацию по факторным показателям, затем по результативному и изменение последнего в целом и за счет каждого фактора в отдельности. Аналогичным образом оформляются таблицы, отражающие результаты подсчета резервов. В них приводится фактический и возможный уровень факторных показателей и резерв увеличения результативного показателя за счет каждого фактора.
Для обобщения результатов анализа составляют сводные таблицы, в которых систематизируется материал исследования тех или иных сторон деятельности предприятия.
Широкое применение в анализе находит и графическое изображение информации. Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение, изучаемый материал становится доходчивым и понятным.
Графическое изображение данных имеет и большое аналитическое значение. В отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.
Наиболее часто используются формы графиков – диаграммы: столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные. По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, контроля и т.д.
Современные компьютерные технологии обработки информации значительно облегчают процесс построения графиков и повышают их качество (выразительность, контрастность, масштабность, эстетичность). Задача аналитика – выбрать наиболее удачную форму графического представления результатов анализа.
Вопросы и задания для проверки и закрепления знаний:
1. В чем сущность приема сравнения показателей?
2. Охарактеризуйте основные виды относительных величин.
3. Чем может быть вызвана несопоставимость показателей? Назовите основные способы приведения показателей к сопоставимому виду.
4. Какова сущность и виды средних величин?
5. Какова роль табличного метода в анализе данных? Перечислите основные типы таблиц.
6. Какие виды графиков используются в анализе.
7. Приведите к сопоставимому виду объем валовой продукции по ценовому фактору и вычислите абсолютный прирост и темп прироста:
Вид продукции | Количество выпущенной продукции, т | Валовая продукция, млн.руб. | ||
Прошлый период | Отчетный период | Прошлый период | Отчетный период | |
Конфеты шоколадные | ||||
Конфеты карамель | ||||
Итого |
8. определите абсолютный прирост и темп прироста затрат, предварительно нейтрализовав влияние объемного фактора.
Вид продукции | Количество выпущенной продукции, т | Сумма затрат на производство продукции, млн.руб. | ||
Прошлый период | Отчетный период | Прошлый период | Отчетный период | |
Конфеты шоколадные | ||||
Конфеты карамель | ||||
Итого |
9. Приведите объем производства свеклы в сопоставимый вид с учетом ее сахаристости.
Показатель | Прошлый период | Отчетный период |
Объем производства свеклы, т | ||
Содержание сахара, % |
10. По данным задания 7. приведите объем валовой продукции к сопоставимому виду по структуре произведенной продукции.
11. По данным задания 7 рассчитайте средний индекс цен на продукцию предприятия.
12. На основании приведенных ниже данных рассчитайте:
- базисные и цепные темпы роста объема производства продукции;
- среднегодовой темп роста продукции;
- среднегодовой объем производства продукции;
Постройте график динамики производства продукции.
Год | ||||||
Объем производства продукции, т |