Важное условие, которое нужно соблюдать при статистическом анализе, - необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.

Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике показателей, неодинаковыми календарными периодами и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели приводятся к единой базе сравнения по уровню перечисленных выше факторов.

Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах. Например, для обеспечения сопоставимости валовой продукции ее физический объем в отчетном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:

Важное условие, которое нужно соблюдать при статистическом анализе, - необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. - student2.ru , (1.4.1.)

где q1 и q0 – физический объем производства i-го вида продукции соответственно в отчетном и базисном периодах;

р0 - цена i-го вида продукции в базисном периоде.

Многие показатели могут быть несопоставимы из-за объемного фактора. Если сравнить сумму затрат отчетного периода (Σ(q1z1пер+C1 )) с затратами базисного периода (Σ(q0z0пер+C0 )), то разность этих показателей обусловлена не только изменением переменных затрат на единицу продукции(z0пер) и общей суммы постоянных расходов (C0), но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего сумму переменных затрат базисного периода надо пересчитать на объем производства продукции отчетного периода (Σ(q1z0пер+C0 )) и после этого сравнить с суммой затрат отчетного периода.

Важное условие, которое нужно соблюдать при статистическом анализе, - необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. - student2.ru . (1.4.2.)

Для нейтрализации воздействия качественного фактора объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество.

Таблица.1.4.1.

Анализ динамики нейтрализации влияния качества молока
на объем его производства и себестоимость

Показатель Прошлый год Отчетный год Отчетный год к базисному, %
Затраты на производство молока, тыс.руб.      
Жирность молока, % 3,5 3,3 94,3
Базисная жирность, % 3,4 3,4
Объемы производства молока, ц: по фактической жирности      
по базисной жирности 113,1
Себестоимость 1 ц молока, руб по фактической жирности  
по базисной жирности 116,6


Как видно из табл. 1.4.1. показатели, рассчитанные с учетом жирности молока, существенно отличаются от показателей без учета этого фактора: объем производства молока по фактической жирности выше прошлогоднего на 20%, а в пересчете на базисную жирность – на 13,1%. Фактический уровень себестоимости молока при фактической его жирности составляет 660 руб, а в пересчете на базисную – 680 руб. В первом случае он выше прошлогоднего на 10%, а во втором – на 16,6%.

Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объем производства продукции пересчитать на структуру базисного периода:

Важное условие, которое нужно соблюдать при статистическом анализе, - необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. - student2.ru (1.4.3.)

Важное условие, которое нужно соблюдать при статистическом анализе, - необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. - student2.ru , (1.4.4.)

где q1,q0 – объем производства в отчетном и базисном периодах

di – удельный вес i-го вида продукции в общем выпуске продукции;

pi – цена i-го вида продукции.

Таблица 1.4.2.

Объем и структура производства

Вид продукции Цена, тыс.руб. Объем производства, шт. Удельный вес
q0 q1 d0 d1
Шубы натуральные 0,5 0,6
Шубы искусственные 0,5 0,4
Итого   1,0 1,0

Важное условие, которое нужно соблюдать при статистическом анализе, - необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. - student2.ru тыс.руб.

Важное условие, которое нужно соблюдать при статистическом анализе, - необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. - student2.ru тыс.руб.

В приведенном примере в обоих случаях структура производства и цены одинаковые, разный только общий выпуск продукции. Это позволяет правильнее оценить прирост физического объема продукции.

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины.

Нельзя, например, сравнивать, без учета производственной базы предприятия, такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумма прибыли и т.д. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, например, производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то такие сопоставления вполне корректны.

1.5. Расчет статистических обобщающих показателей при анализе
деятельности предприятия

Экономические явления и процессы характеризуются обычно абсолютными и относительными показателями.

Абсолютные показатели показывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д.

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту (получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения – коэффициент при базе 1 или процент при базе 100).

В анализе деятельности предприятия (фирмы) используются разные виды относительных величин: пространственного сравнения, планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности.

Относительная величина пространственного сравнения определяется сопоставлением уровней показателей, относящихся к различным объектам, взятым за одни и тот же период или на один момент времени.

Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему его уровню за три-пять предыдущих лет.

Относительная величинавыполнения плана – отношение между фактическим и плановым уровнем показателя отчетного периода, выраженное в процентах.

Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используются относительные показатели динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Их также называют темпами роста (прироста), выражаются в виде коэффициента или в процентах. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень ряда сравнивается с базисным годом, а в другом – уровень показателя следующего года относится к предыдущему.

Относительные величины или показатели структуры – это относительные доли (удельные веса) частей совокупности в общем объеме совокупности, выраженные в долях или процентах.

Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной части основных производственных фондов, собственного и заемного капитала, основных и оборотных фондов и т.д.

Относительные величины интенсивности характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в определенной среде, например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д.

Относительные величины эффективности – это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например прибыль на рубль затрат, на рубль выручки, на рубль вложенного капитала и т.д.

В практике статистического и экономического анализа применяются также средние показатели. Они используются для обобщенной количественной характеристики однородных явлений по какому-либо признаку, то есть одним числом характеризуют всю совокупность. Например, средняя зарплата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, разные районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.

При использовании в анализе средних величин следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. В этом их сила и недостаток. Нередко бывает, что за общими средними показателями, которые выглядят довольно неплохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов и других хозяйственных подразделений. За средними данные не видны и достижения передовиков производства, поэтому при анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.

Наши рекомендации