Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности

Широкое применение в АХД находит группировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. Взависимости от цели анализа используются типологические, структурные и ана­литические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы насе­ления по роду деятельности, группы предприятий по формам соб­ственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строе­ние показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помо­щью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрас­ту, выполнению норм выработки; состав предприятий по темпам прироста производства продукции; состав себестоимости продук­ции и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группи­ровки при анализе сводной отчетности объединений, министерств и других крупных структурных единиц, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировки использу­ются для определения наличия, направления и формы связи меж­ду изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть каче­ственной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одно­му признаку, а потом внутри каждой группы — по другому призна­ку и т.д. Таким образом могут быть построены двух-, трехуровне­вые группировки. Они позволяют изучать разнообразные и слож­ные взаимосвязи.

При построении группировок нужно очень серьезно относить­ся к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок коротко может быть пред­ставлена в виде следующего алгоритма:

1) определение цели анализа;

2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3) ранжирование совокупности по выбранному для группиров­ки признаку;

4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировоч-ным и факторным признакам;

6) анализ полученных средних величин, определение взаимо­связи и направления воздействия факторных показателей на изу­чаемый результат.

В случае построения комбинированных группировок этот алго­ритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов.

По данным табл. 3.4 выполним группировку предприятий по уровню фондовооруженности труда и определим наличие, направ­ление и форму связи между данным фактором и производитель­ностью труда (табл. 3.7).

В отличие от приведенных в табл. 3.4 параллельных рядов сгруп­пированный в табл. 3.7 материал более наглядно отражает взаимо­связь между изучаемыми явлениями. При группировке индивиду­альные величины показателей заменяются среднегрупповыми. В результате этого взаимно погашаются разного рода случайные от­клонения, вызванные неявным воздействием других факторов, по­этому взаимосвязь проявляется более четко.

Таким образом, правильная группировка информации дает возможность видеть зависимость между показателями, более глу­боко разбираться в сущности изучаемых явлений, систематизиро­вать материалы анализа, выделить в них главное, характерное и типичное.


Наши рекомендации