Экономическая система. Типы экономических систем.
Экономическая система – способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.
Выделяют 4 типа экономической системы.
1. Традиционная экономическая система. Тип организации экономики, при которой земля и капитал (основные факторы производства) принадлежат общине, племени или в общем пользовании, ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
2. Командная (централизованная или административная) экономическая система. Тип организации экономики, при которой земля и капитал (основные средства производства) находятся в собственности государства, ресурсы распределяет тоже государство.
3. Рыночная (капиталистическая) экономическая система. Тип организации экономики, при которой земля и капитал находятся в частной собственности, ресурсы распределяются с помощью рынка спроса и предложения.
4. Смешанная экономическая система. Тип организации экономики, при которой земля и капитал (основные факторы производства) находятся в частной собственности, ресурсы распределяются государством и рынком.
Типы экономических систем | Основные характерные черты |
Традиционная | 1.коллективная собственность (земля и капитал – основные факторы производства принадлежат общине, племени или в общем пользовании) 2. главный мотив к производству – удовлетворение собственных потребностей (не на продажу), т.е. преобладает натуральное хозяйство (фермерство, подсобное хозяйство и др.) 3. экономический порядок – экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями 4.принцип распределения ресурсов и материальных благ – добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям. 5.развитие экономики – использование экстенсивной технологий в производстве, при которых используются простейшие орудия труда и ручной труд. |
Командная (централизованная) | 1.государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия. 2.главный мотив к производству – выполнение плана. 3.власть производителя. 4.принцип коллективизма в общественных отношениях. 5.централизованное планирование, всеобщий контроль государства. 6.уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ. 7.экономический порядок – введение жестких административных и уголовно-правовых мер. 8.строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата. |
Рыночная (капиталистическая) | 1.различные виды собственности (включая частную собственность). 2.главный мотив к производству – получение прибыли. 3.власть потребителя. 4.принцип индивидуализма в общественных отношениях. 5.свобода предпринимательства, власть государства ограничена. 6.предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта. 7.личный интерес – главный мотив экономического поведения. 8.цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции. |
Смешанная | 1.частная собственность на подавляющую часть экономических ресурсов. 2.участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов). 3.ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку. 4.экономический порядок – главные экономические вопросы решаются рынками. 5.рыночный принцип распределения ресурсов и материальных благ. 6.главный мотив к производству – личный интерес и получение прибыли. 7.достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов. 8.восприимчивость к НТП (научно-техническом прогрессу). |
12) Рынок, его принципы и функции. Достоинства и недостатки рыночной экономики.
рынок — это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
Рынок -это система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
Сущность рынка реализуется через его функции. К основным функциям рынка относятся: информационная;
• регулирующая;
• посредническая;
• стимулирующая;
• ценообразующая;
• контролирующая.
• Информационная функция рынка очень важна, так как она дает возможность провести анализ различного рода экономических показателей: уровня цен, процентной ставки, доходности, средней заработной платы и т. д. Получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовать бизнес и перестроить структуру производства.
Регулирующая роль состоит в том, что через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т. е. решаются проблемы, что производить, как производить, для кого производить.
Суть посреднической функции такова: через рынок устанавливается связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременным покупателем и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни или собственного производства товары, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо рабочую силу.
Значение стимулирующей функции в том, что через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет производиться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.
Важнейшей функцией рынка является ценообразующая. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а следовательно, производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого станет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением и как следствие этого — равновесная цена.
Суть контролирующей функции состоит в том, что рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.
Рынок имеет достоинства и недостатки. Положительными чертами являются: гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям; оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли; независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т. д.; способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и высокого качества.
Негативные стороны рынка касаются главным образом социальной сферы:
рынок не гарантирует права на труд и доход, более того, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;
рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т. п.);
рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.
Выводы. 1)Рынок является наиболее эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы.
2)Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства.