Экономическая система: сущность, виды экономических систем.

Экономическая система: сущность, виды экономических систем.

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма- социально-экономические отношения; - организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; - хозяйственный механизм; - система стимулов и мотиваций участников; - экономические связи между предприятиями и организациями.

Нерыночная

существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования.

Рыночная

Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

а) рынок с совершенной конкуренцией(чистый капитализм)

.б) Рынок несовершенной конкуренции (смешанная экономика)

Спрос как экономическая категория. Функции спроса. Факторы, определяющие спрос. Эластичность спроса.

Кривая спроса

Функция спроса — функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него. Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

Изменение доходов потребителей,Изменение вкусов и предпочтений.Изменение цен на товары Изменение количества покупателей

Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов.

Сущность рынка и его виды. Структура и инфраструктура рынка.

Рынок – это способ взаимодействия продавцов и покупателей:

Рынок товаров и услуг..Рынок факторов производства. Финансовый рынок Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.

Рыночное равновесие. Равновесная цена.

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом.
'Равнове́сная цена или нормальная цена — это цена, при которой объём спроса равен объёму предложения

Прибыль фирмы. Пути максимизации прибыли при различных типах конкуренции.

Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров.
Валовая прибыль Чистая.
Экономическая прибыль

Максимизация прибыли на рынке

тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Издержки: сущность, виды. Эффект масштаба.

Экономические издержки - это выплаты, которые фирма обязана сделать, или доходы, которые фирма должна обеспечить поставщикам ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от альтернативных вариантов использования.Краткосрочный период - короткий промежуток времени, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные.Долгосрочный период .

Постоянные издержки .Переменные издержки

Эффект масштаба - соотношение между изменением объемов используемых ресурсови изменением соответствующих производственных результатов.

Производственная функция.

Производственная функция — технологическая зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции.

Постоянные и переменные ресурсы. постоянные и переменные:

Постояннымипроизводственные площади, особые знания высококвалифицированного персонала, технологии и ноу-хау.

Ресурсы, количество которых напрямую зависит от объема выпуска, называются переменными

Краткосрочный и долгосрочный период

Рынок труда. Формирование цен на рынке труда. Дискриминация на рынке труда. Равновесие на рынке труда.

Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.: объектом купли-продажи рабочей силы, знаний, оплатой труда. Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы..

Стимулирующая политика

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу.

.

Методы исчисления ВВП.

Производственный метод

Этот метод заключается в суммировании добавленных стоимостей, созданных хозяйственными единицами, резидентами в стране.

Оценка ВВП в постоянных ценах

Валовой внутренний продукт исчисляется в фактически действо­вавших в рассматриваемом периоде ценах и в постоянных ценах ба­зисного периода.

Оценка ВВП в фактических (или текущих) ценах используется: для определения объема и структуры производства;

• для характеристики процесса распределения и перераспределения ВВП;

• для изучения конечного использования валового внутреннего продукта по различным направлениям;

• для отражения фактически сложившихся в экономике пропорций и взаимосвязей;

• для сопоставления с другими макроэкономическими показателями общественного воспроизводства (фондом оплаты труда, прибылью, товарооборотом, объемом основных фондов, численностью занятых или отработанным временем, затратами материальных ресурсов, дефицитом государственного бюджета, государственным долгом и др.).

Понятие финансового результата, его роль в деятельности коммерческих организаций. Классификация доходов и расходов. Содержание отчета о прибыли и убытках.

Конечный финансовый результат - это прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка

Доходы организации:1.От обычных видов деятельности:

- выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг2. Прочие доходы: 2.Прочие расходы:Выбытие активов, связанное с:-с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции;- оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;-

Форма отчета о прибылях и убытках составляется последовательной структурой многошаговым способом, который дает промежуточные итоги.

24. Информационно-аналитическое обеспечение процесса снабжения: сущность, порядок оценки материальных ресурсов, документальное оформление движения материальных ценностей на складах, обеспечение внутреннего контроля за сохранностью материальных ценностей.

Оценка мат.ценнсотей.ТМЦ принимаются к б.у. по фактической с/сти.Факт.с/стью ТМЦ, приобретенных за плату, признается сумма факт. затрат орг-ции на приобретение за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных з/дательством РФ).Оценку ТМЦ, списываемых на пр-тво, разрешается производить одним из следующих методов:1)по средней с/сти;2)по с/сти каждой единицы;3)по с/сти первых по времени закупок (метод ФИФО);4)по с/сти последних по времени закупок (метод ЛИФО).

Учет мат.цен. на складах и в бухгалтерии.

Учет движения и остаток МЦ ведут в карточках складского учета материалов.

приходный ордер (акт о приемке материалов по ф. № М-71 в.При составлении авансового отчета о суммах, оправдательные документы,: счета и чеки магазинов, квитанции приходных ордеров, а также акты (справки), накладная

Сущность, эволюция и сравнительная характеристика типов организационных структур. Адаптивные, или органические, структуры. Факторы, влияющие на выбор типа организационных структур. Норма управляемости.

Линейная структура и функциональная.

Линейная структура функцианирует при решении задач, с выполнением повторяющихся операций, но трудно приспосабливается к новым целям и задачам. Её используют мелкие и средние фирмы.

Функциональная структура - это одно продуктовые предприятия, налаживающие сложные и длительные инновационные проекты и др.

На структуры могут влиять:

1)внешняя среда;

2)технология работы в организации;

3)стратегический выбор руководства фирмы относительно ее целей;4)поведение работников

Виды цен:1)Розничная цена-цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыльпредприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке.2)Оптовая цена3)Закупочная цена1. Рыночный метод формирования цены, ориентированный на покупателей другими словами на полезность / ценность товара и отражающий конъюнктуру рынка.2. Затратный метод формирования цены, базирующейся на расчете расходов продавца по созданию и реализации товара.3. эконометрический метод формирования цены основанный на соотношении цены к определенному параметру, характеризующему ценность товара аналогичного ряда или входящих в товар других составных частей.4.Административный метод формирования цены, основанный на директивном распоряжении по установлению того или иного уровня или пределов цен уполномоченными на то государственными органами.

43. Планирование и прогнозирование как основные функции управления. Сущность и основные принципы макроэкономического планирования и прогнозирования.

Прогн-ие – процесс разработки научно-обоснованного состоянии эк-ки и возможном ее изменении в будущем. Он предполаг. осущ-е анализа достигнутого уровня пок-ей, выявление ф-ров, влияющих на их изменение, проведение многовариантных прогнозных расчетов, обоснование рекомендаций по выбору наиболее приемлемого варианта.

Процесс прогн-ия базируется на 3 осн. этапах:1.оценка прошлого (ретроспекция)2.определение характеристик прогноза (диагноз)3.собственно прогноз (проспекс)

Директивное план-ие обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение командно-адм. рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задаСтратегическое план .Индикативное план-ие.

Содержание и формы международной экономической интеграции.

На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики.

Приложения.

72.Стратегическое планирование развития предприятия: сущность, задачи, структура, предварительные анализ, установка целевых ориентиров, формирование стратегической карты и системы сбалансированных показателей.

долгосрочное (10 — 15 лет), среднесрочное (5 лет), текущее (годовое) и оперативное. Этапы формирования стратегии развития фирмы:1)выработка миссии предприятия;2)определение его стратегического положения в отрасли и регионе;3)оценка сил конкуренции;4)анализ внешних и внутренних факторов успеха, сильных, слабых сторон, опасностей и возможностей предприятия (SWOT-анализ);5)разработка альтернативных стратегий развития предприятия;6)выбор окончательной стратегии.

Стратегическое планирование на фирме направлено на долгосрочное развитие, достижения более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно — технических факторов и организационно — управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы. Этапами стратегического планирования:1)программа деятельности фирмы;2)цели и задачи предприятия;3)план развития хозяйственного портфеля;4)стратегия роста предприятия.

Планирование ассортимента и производственной программы.

Товарный ассортимент характеризуется широтой, глубиной и насыщенностью. Ширина опред. наличием ассортимента групп. Глубина. наличием товарных марок в каждой ассортиментной группе.Насыщенность совокупностью дифференцированных товаров в каждой ассортиментной группе. 1. Стратегия наращивания. Цель - удлинение товарной линии. 2. Стратегия насыщения - менее затратна чем 1.

План производства разрабатывается на основе:- расчета спроса на продукцию, наличия заказов и плана маркетинга;- производственной мощности выпуска каждого вида продукции;- расчета потребностей в материальных ресурсах, План производства состоит:- перечня, номенклатуры (ассортимента) и краткой характеристики продукции, планируемой к выпуску, указания о количестве каждого вида продукции (услуг) в натуральном и денежном выражениях;- состава промышленных услуг (их характер, объем) другим организациям;- данных об изменениях объема незавершенного производства (прирост со знаком «+», убыль со знаком «-»).Различают показатели плана: - натуральные — шт., м, т и т. п.;- стоимостные — руб., тыс. руб.

Планирование численности персонала и фонда оплаты труда.

Планирование персонала — это комплекс мер по обеспе­чению потребности предприятия в работниках.

Общая потребность предприятия в кадрах (А) определяется как сумма:

А=Ч+ДП,где Ч – базовая потребность в кадрах, определяемая объемом производства, ДП – дополнительная потребность в кадрах.

Ч=ОП/В,где ОП – объем производства,В – выработка на одного работающего.

Дополнительная потребность в кадрах (ДП) – это разница между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода.

Затем расч, трудоемкости выполняемых работ и услуг заработной платы на 1 рубль продукции, работ и услуг.

Фг = Тпл * Чср * (1 + Кд),

где Тпл — трудоемкость годовой производственной программы, ч; Чср — средняя тарифная часовая ставка, руб./ч; Кд — коэффициент (процент) дополнительной оплаты труда с учетом премии рабочим.

Среднемесячная заработная ЗПср=Фг/Рс, где Фг — годовой фонд оплаты труда, руб.; Рс — среднегодовая чис­ленность работников.

Планирование затрат и результатов. Расчет точки самоокупаемости.

Планирование затрат заключается в выявлении состава –затрат и их количественной оценке. Оно осуществляется для определения общей стоимости потребляемых в процессе производства ресурсов (материальных, трудовых, денежных) и расчета предполагаемой прибыли, а также для контроля за рациональным использованием ресурсов.

При планировании решаются следующие задачи:- расчет стоимости ресурсов, необходимых для производства продукции;- определение общего объема затрат на производство;- исчисление себестоимости по видам продукции.Плановый объем затрат рассчитывают исходя из намечаемой структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции и объема ее производства.

Банкротство – сущность, виды, порядок установления, процедура. Содержание антикризисного управления.

«О несостоятельности (банкротстве)» понятие «банкротство» трактуется следующим образом: «Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом несостоятельность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».


89.Предпринимательство в сфере сервиса: сущность, организационно-правовые формы, последствия выбора организационно-правовой формы для собственника бизнеса.

Предпринимательство - это прежде всего деятельность.

Важнейшими чертами предпринимательства являются:

1) Самостоятельность хозяйствующих субъектов. Каждый предприниматель свободен в принятии решений.

2) Экономическая заинтересованность. Главная цель-получение максимальной прибыли.

3) Хозяйственный риск и ответственность за принимаемые решения.

Виды предпринимательства

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство государственное;

б) предпринимательство частное.

90.Методы формирования собственного бизнеса: учреждение предприятия, приобретение или реорганизация бизнеса, приватизация. Механизм регистрации бизнеса в РФ. Права и ответственность предпринимателя.

Процесс принятия предпринимательского решения должен начинаться с оформления идеи — для кого производить продукцию, товары, выполнять работу, кому оказывать услуги; что производить, какие конкретно товары, какие конкретно выполнять услуги, а затем уже определить, есть ли у него условия и факторы для своей деятельности. осуществления своей предпринимательской идеи; формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме; подбор квалифицированных и надежных соучредителей нового дела; определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования организации; разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов; проведение комплекса организационных мероприятий по созданию собственного дела: проведение первого собрания учредителей, принятие на нем решения об учреждении организации, утверждение учредительных документов, избрание исполнительных органов управления, выбор наименования организации, подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного знака и др.; разработка обоснованного бизнес-плана; государственная регистрация организации в установленном порядке; постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя); постановка на учет в территориальных органах Пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования, в территориальном фонде обязательного медицинского страхования; получение соответствующих кодов экономической деятельности в территориальном статистическом органе; открытие в установленном порядке в любом банке расчетных (текущих) и других счетов

Экономическая система: сущность, виды экономических систем.

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма- социально-экономические отношения; - организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; - хозяйственный механизм; - система стимулов и мотиваций участников; - экономические связи между предприятиями и организациями.

Нерыночная

существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования.

Рыночная

Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

а) рынок с совершенной конкуренцией(чистый капитализм)

.б) Рынок несовершенной конкуренции (смешанная экономика)

Наши рекомендации