Эластичность спроса: понятие, измерение, факторы, виды. Практическое значение анализа эластичности спроса по цене.
Эластичность - степень реакции одной переменной на изменение другой переменной. Показывает, в какой степени изменение цены или другого фактора влияет на величину спроса или предложения.
Степень реакции величины спроса на товар при изменении его цены - эластичность спроса по цене. Мерой
Коэффициент эластичности спроса по цене – отношение изменения объема спроса (в %) к изменению цены (в %). Показывает, на сколько процентов изменяется спрос на товар в результате изменения его цены на 1%.
Если с изменением цены объем спроса и, соответственно, продаж изменится на больший процент, чем цена, то спрос на этот товар будет эластичным. Если же изменение цены вызовет незначительное изменение спроса, на меньший процент, чем изменилась цена, то спрос на этот товар неэластичен. Единичная эластичность спроса имеет место тогда, когда изменение цены вызывает соответствующее изменение величины спроса. В этом случае коэффициент эластичности спроса по цене равен единице.
Если при неизменной цене или при ее незначительных колебаниях величина спроса увеличивается до предела покупательских возможностей - совершенно (абсолютно) эластичный спрос (обычнопри инфляции). Если изменение цены не влияет на величину спроса - совершенно (абсолютно) неэластичный спрос.
Практич. значение. С величиной эластичности спроса по цене непосредственно связана денежная выручка от реализации товаров. Если спрос эластичен, то изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении. Если же спрос неэластичен, то изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении, но в меньшей степени, чем изменение цены. При единичной эластичности спроса увеличение или уменьшение цены не ведет к изменению общей выручки.
Факторы:
1. Значимость товара для потребителя. Неэластичным является спрос на товары первой необходимости, т.к. люди без них не могут обходиться.
2. Доля затрат на приобретение данного товара в общем объеме расходов потребителя. Обычно, чем большую долю занимает товар в бюджете потребителя, тем выше будет при прочих равных условиях эластичность спроса на него, и наоборот.
3. Наличие товаров-субститутов. Чем больше имеется хороших заменителей у данного продукта, тем эластичнее будет спрос на него, и наоборот.
4. Фактор времени, т.е. период времени, в течение которого потребитель имеет возможность отреагировать на изменение цены: чем длиннее будет этот период, тем эластичнее будет спрос. Обусловлено это тем, что в долгосрочном периоде у потребителя есть возможность изменить структуру потреб. корзины, подобрать товары-заменители.
Коэфф.перекрестной эластичности спроса по цене - показывает, как изменится величина спроса на данный товар при изменении цены другого товара.
Эластичность спроса по доходу показывает, как изменится спрос при изменении дохода. Зависит от того, какие товары покупаются: то ли это продовольственные товары; то ли промышленные товары, входящие в стандартный набор потребителя; или это высококачественные товары длительного пользования.
6. Спрос и предложение в механизме рынка и факторы их определяющие. Отраслевое рыночное равновесие. Изменение спроса и предложения и их влияние на рыночную цену.
Спрос - форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Спрос - это платежеспособная потребность.
Индивид-й - спрос конкретного потребителя на данный товар.
Рыночный - складывается из спроса множества потребителей в определенный промежуток времени.
Закон спроса: чем выше цена, тем меньше покупателей, готовых его приобрести, тем ниже спрос, и наоборот.
Кривая спроса - показывает количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести по соответствующей цене в данный период времени:
Каждая точка этой кривой
Неценовые факторы:
1) доходы покупателей;
2) изменение цены на один из взаимозаменяемых или взаимодополняющих товаров;
3) общее число покупателей или размер рынка;
4) вкусы, привычки, мода;
5) потребительские ожидания (ожидание уменьшения цены в будущем вызывает уменьшение спроса сегодня).
При изменении цены, происходит движение по кривой спроса. Когда изменение других факторов, то происходит сдвиг кривой спроса вправо или влево.
Предложение–количество товаров с определенными ценами, которое предлагается для продажи в конкретном месте и в определенное время.
Рост цены товара стимулирует предложение - закон предложения и.
Неценовые факторы:
1. Изменения в затратах на производство единицы продукции в результате технических нововведений, изменения цен на производственные факторы. Если при данном уровне цены продукции затраты на ее производство снизятся, то производитель от продажи каждой единицы товара будет получать большую прибыль. Поэтому он стремится больше произвести и продать, и наоборот.
2. Изменение цены на другие товары, приводящие к переливу ресурсов из менее прибыльных в более прибыльные производства. Уход фирм из данной отрасли в другие уменьшит предложение в данной отрасли. В более прибыльных производствах предложение возрастет.
3. Общее число производителей данного товара.
4. Ожидания производителей. Так, ожидание повышения цены в ближайшем будущем может привести к уменьшению предложения в настоящее время.
Неценовые факторы вызывают сдвиг кривой предложения вправо или влево.
Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают, т.е. совпадает то количество товара, которое потребители хотят и могут купить, а производители хотят и могут продать (точка Е):
Условия равновесия: установление равновесной иены; наличие равновесного объема товаров.
Если цена станет выше равновесной (РЕ), то возникнет ситуация товарного излишка или избытка предложения. Избыток появляется во всех случаях, когда объем предложения превысит объем спроса. Избыток предложения будет оказывать понижающее воздействие на уровень фактической цены. Объем спроса будет расти, а объем предложения - сокращаться до тех пор, пока они не уравняются.
Если цена ниже равновесной – ситуация товарного дефицита. Т.е., что объем спроса превысит объем предложения. Как следствие, избыток спроса будет оказывать давление на цену в сторону повышения. По этой причине объем спроса будет сокращаться, а объем предложения расти, и, в конечном итоге, на рынке установится равновесная цена, уравновешивающая спрос и предложение.
Так работает механизм саморегулирования рынка, который через реакцию цен на возникающей избыток или дефицит товара изменяет рыночное поведение покупателей и продавцов, вынуждая их то сокращать, то расширять спрос и предложение, приводя рынок в равновесие.