Эластичность предложения: понятие, измерение, факторы. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения по цене.

Эластичность - степень реакции одной переменной на из­менение другой переменной.

Эластичность по цене показывает, в ка­кой степени изменение цены влияет на величину предложения.

Коэфф.эластичности предложения – рассчитывается как отношение изменения предложения (в %) к изменению цены (в %).

В зависимости от степени реакции предложения на измене­ние цены предложение может быть:

1) эластичным, если объем предложения изменяется на больший процент, чем процент изменения цены;

2) неэластичным, если объем предложения изменяется на меньший процент, чем процент изменения цены;

3) совершенно (абсолютно) эластичным, если при дан­ной цене производители готовы предложить любое тре­буемое количество товара;

4) совершенно (абсолютно) неэластичным, если измене­ние цены не вызывает изменения предложения.

Предложение, поскольку оно связано с производствен­ным процессом, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому важнейшим фактором, влияющим на эла­стичность предложения, является фактор времени, т.е. пери­од времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. И чем продол­жительнее этот период, тем эластичнее будет предложение.

При оценке эласт. предложения обычно выделяют три временных периода: кратчайший (мгновенный), короткий и длительный. Под кратчайшим понимают период времени, недо­статочный для осуществления производителем каких-либо изме­нений в объеме выпускаемой продукции. Предложение совершенно неэластично.

В пределах короткого периода производственные мощ­ности остаются неизменными, но производители имеют доста­точно времени для увеличения объема производства и, соответ­ственно, предложения на тех же производственных мощностях за счет повышения интенсивности их использования (найма допол­нительных работников, закупки большего объема сырья и увели­чение сменности работы оборудования). Предложение в более эластично.

Длительный период достаточно продолжителен для того, чтобы производители расширили свои произв.мощно­сти и увеличили объемы пр-ва и предложения, а также для притока новых фирм в отрасль в случае увеличения спроса на продукцию. Эластич. предложения в этом периоде будет зна­чительно выше, чем в коротком периоде.

Ценовая эластич. предложе­ния зависит от следующих факторов:

1. Степень загрузки производственных мощностей. Чем выше степень загрузки произв. мощнос­тей, тем ниже возможности для увеличения пр-ва и предложения и тем ниже эластич. предложения.

2. Возможность хранения продукции и затраты на ее хранение. Если имеются возможности хранения про­дукции до лучшей ситуации на рынке, то эластичнее бу­дет предложение, и наоборот.

3. Технологическая специфика производства. В тех сферах деятельности, где произв. цикл харак­теризуется значительной продолжительностью, доволь­но сложно манипулировать объемом производства. По­этому в таких производствах предложение неэластично.

4. Степень монополизации произв-ва и возмож­ности перелива (миграции) капитала из одного про­изводства в другое. Если в силу монополизации произ­-ва перелив капитала в данное произв-во затруд­нен, то это ведет к затуханию реакции производства на изменение цены.

10.Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Виды и организационно-правовые формы предприятий.

Предприятие - хозяйственная единица, имеющая в соб­ственности, хозяйственном владении или оперативном управле­нии обособленное имущество и обладающая правами, позволяю­щими ей выполнять специфич. функции по произв-ву и (или) реализации товаров и услуг под свою имущ. от­ветственность с целью получения прибыли.

Предприятие характе­ризуется технико-производственным и организационным единством. С одной стороны, предприятие - это комплекс средств произв-ва, обладающих технологическим единством, приспособленный для создания определенных экономич. благ. С другой сторо­ны, предприятие —это коллектив работников, связанных друг с дру­гом в произв. процессе кооперацией труда и общими экономическими интересами. В рамках этого технико-производственного и организационного единства предприятие выступает экономически обособленным субъектом хозяйствования.

Наряду с формой собственности, степень его хозяйственной само­стоятельности обусловливают нормативные акты соответствую­щих надстроечных институтов, регламентирующие деятельность предприятия.

Понятия «фирма» и «предприятие» - как синонимы правомерно, в том случае, когда под фирмой понимают самостоятельную про­изводственную единицу, обладающую правом юридического лица и состоящую из одного предприятия.

Критерии классификации: - вид деятельности, отрасль, или выпускаемая продук­ция; - организационно-правовая форма; - размеры фирмы; - форма собственности и др.

Организационно-правовые формы предприятия:

Единоличное владение - в буквальном смысле самостоя­тельное ведение дел в своих интересах. Владелец имеет матери­альные ресурсы и капитальное оборудование, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, и лично контролиру­ет эту деятельность, при этом несет неограниченную ответствен­ность по своим обязательствам.

Объединение предпринимателей реализуется в виде то­вариществ (партнерства) и обществ.

Товарищество (партнер­ство) - это форма организации бизнеса, при которой два или бо­лее отдельных лица договариваются о владении предприятием и его управлении. Обычно они объединяют свои финансовые ре­сурсы и умение вести дела. Подобным образом они распределя­ют риски, а также прибыли или убытки, которые могут выпасть на их долю, при этом несут неограниченную имущественную от­ветственность по обязательствам фирмы.

Общество с ограни­ченной ответственностью - это такая правовая форма объе­динения вкладчиков капитала, при которой участники отвечают по обязательствам фирмы только своим вкладом. Внесенный вклад дает право на получение части прибыли в форме дивиден­дов и право на голос. Ведущей формой обществ с ограниченной ответственностью является акционерное общество—корпорация.

Корпорация - объединение вкладчиков капи­тала - акционеров, но такого объединения, при котором имуще­ство корпорации полностью обособлено от имущества акционе­ров. При несостоятельности общества акционеры не несут от­ветственности по его обязательствам перед кредиторами, а рис­куют лишь возможным обесценением акций.

Домашнее хозяйство как экономический субъект. Понятие рационального потребителя и полезности. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Равновесие потребителя и правило максимизации полезности.

Домохозяйство (ДХ)— экономич. единица, состоящая из одного или более лиц, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги (доходы) для приобрете­ния товаров и услуг, удовлетворяющих потребности человека. В рыноч. экономике ДХ являются собственни­ками большинства факторов производства (большая часть зем­ли, зданий и оборудования в экономике принадлежит частным фирмам, но все фирмы, в конечном счете, принадлежат тем же домохозяйствам). За счет их продажи или предоставления в арен­ду домашние хозяйства получают свой доход, часть которого рас­ходуют на приобретение товаров и услуг, производимых фирмами (предприятиями), а другую часть сберегают.

Распределяя свои денежные доходы на покупку различных товаров и услуг, ДХ как потребитель действует в со­ответствии с достаточно четко определенными предпочтениями. В процессе потребления оно переходит от удовлетворения более настоятельных потребностей к менее настоятельным, при этом домохозяйство не может купить все, что ему хочется, так как сталкивается с бюджетными ограничениями: его денежный доход имеет ограниченную величину, а продукты, которые оно же­лает приобрести - определенную цену.

Продукты выбираются потребителем исходя из их полез­ности.

Полезность- это то удовлетворение, которое получает по­требитель от потребления материального блага или услуги.

Рациональный потребитель— такой рыночный субъект, который при его потребительских предпочтениях и су­ществующих ценах благ стремится так использовать свой огра­ниченный бюджет, чтобы получить максимальную полезность от приобретенных благ.

Предель­ная полезность (MU) - добавочная полезность, или удовлетворение, извлекаемое из каждой дополнительной едини­цы конкретного блага.

Общая полезность (TU) - сумма по­лезности всех единиц конкретного блага.

С увеличением количества потребляемых единиц конкрет­ного блага его общая полезность возрастает до определенного периода. По мере «насыщения» потребности в каком-то конкретном благе, полезность каждой последующей единицы этого блага уменьшается. Это уменьшение предельной полезности блага с увеличением объема его потребления выражает суть закона убы­вающей предельной полезности.

Убывание предельной полезности блага оказывает непос­редственное влияние на спрос. Ведь если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей полезностью, то потребитель станет приобретать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения цены. Если этого нет, то потребитель отдаст предпочтение другим благам, которые принесут ему боль­шую величину полезности, затратив на их приобретение одну и ту же сумму денег.

Потребитель вынужден выбирать между альтернатив.благами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворитель­ный, с его точки зрения, набор благ, который принесет ему наиболь­шую полезность. – равновесие потребителя:

Эластичность предложения: понятие, измерение, факторы. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения по цене. - student2.ru

Правила максимизации полезности- мак­симальная общая полезность достигается при условии, если после­дняя денежная единица, израсходованная на приобретение каж­дого вида товара, приносила равную предельную полезность. Ма­тематически:

MUa/Pa = MUb/Рb = MUc/Pc....,

т.е. предельная полезность каждого блага, деленная на его цену должна быть одинаковой для всех благ.

Наши рекомендации