Совокупный спрос и совокупное предложение. Определение,влияние ценовых и неценовых факторов.
Одной из обобщающих характеристик национальной экономики является совокупный спрос и совокупное предложение . Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения приводит к формированию равновесного общенационального уровня цен и равновесного объема национального производства.
Совокупный спрос— это теоретически представленная модель, характеризующая реальный объем национального производства товаров и услуг, который готовы приобрести население, предприятия и государство при любом возможном уровне цен. Иначе говоря, совокупный спрос определяется суммой денег, которую общество может и желает затратить на приобретение товаров и услуг для всеобщего удовлетворения потребностей. В общем объеме совокупного спроса выделяют: 1) спрос на потребительские товары и услуги, предъявляемый со стороны населения; 2) спрос на экономические ресурсы (инвестиционные товары; 3) спрос со стороны государства на различные социальные услуги, экономические ресурсы иготовые товары; 4) международный спрос на отечественные товары и услуги.
Решающее значение для характеристики совокупного спроса имеет уровень рыночных цен. При прочих равных условиях чем ниже рыночная цена, тем большую часть национального производства может приобрести общество. На уровень совокупного спроса влияют в основном два фактора — объем денежной массы (предложение денег) и скорость их обращения.
В свою очередь, увеличение процентных ставок приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Эффект богатства выражается в том, что при высоком уровне рыночных цен покупательная способность накопленных денежных активов населения уменьшается, денежные вклады обесцениваются. Население становится беднее, а в связи с этим сокращает свои потребительские расходы. При повышении общего уровня цен эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на товары и услуги. В то же время сравнительное уменьшение цен способствует сокращению импорта и увеличению экспорта. Благодаря этому обеспечивается увеличение чистого экспорта в совокупном спросе.
К неценовым факторам совокупного спросаотносятся: 1) изменения в потребительских расходах:уровень благосостояния населения, потребительские ожидания, потребительская задолженность, уровень налогов и др.; 2) изменения в инвестиционных расходах: уровень процентных ставок, технологические изменения в производстве, наличие избыточных производственных мощностей, уровень прибыли от инвестиций, уровень налогов на доходы от предпринимательской деятельности и др.; 3) изменения в государственных расходах. Увеличение государственных закупок приводит к возрастанию совокупного спроса при условии, если налоговые ставки остаются неизменными; 4) изменения в расходах на реализацию общего объема чистого экспорта; 5) валютный курс национальной денежной единицы.
Падение покупательной способности национальной денежной единицы в связи с возрастанием валютного курса неизбежно приводит к росту рыночных цен и снижению совокупного спроса.
Другим фактором макроэкономического равновесия является совокупное предложение. Совокупное предложениехарактеризует реальный объем национального продукта, который может быть произведен в обществе и направлен для продажи при каждом уровне рыночных цен. Между уровнем цен и совокупным предложением существует прямая зависимость: рост рыночных цен расширяет объем национального производства.
Кривая совокупного предложения обычно выражается в виде трех различных отрезков. 1) горизонтальный или кейнсианский отрезок. Он означает потенциальный объем национального производства при полной занятости. Горизонтальный отрезок свидетельствует также о том, что экономика находится в состоянии депрессии, а различные факторы производства используются не в полном объеме. Изменение реального объема производства происходит при неизменном уровне рыночных цен;2)промежуточный или восходящий отрезок показывает, что увеличение национального производства сопровождается ростом уровня рыночных цен. При этом в производстве' используются эффективные технологии и менее квалифицированная рабочая сила, что ведет к возрастанию издержек производства на единицу продукции.3) классический или вертикальный отрезок соответствует полной занятости. Реальный объем национального производства достигает максимального уровня. Совокупное предложение находится под воздействием не только ценовых, но и неценовых факторов: 1) изменение цен на экономические ресурсы. Удорожание ресурсов сокращает совокупное пред ложение; 2) изменение производительности труда. Рост производительности труда расширяет совокупное предложение; 3) изменение уровня налогов. Увеличение налогов на доходы от предпринимательской деятельности сокращает совокупное предложение, и,' наоборот, их снижение расширяет производство товаров и услуг.