Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффективность конкурентных рынков.

Особенности предложения конкурентной фирмы и отрасли изучаются в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде мощности предприятия не меняются, и у фирм, функционирующих в отрасли, недостаточно времени для реализации долгосрочных решений. Цель анали­за ситуации — определение объема производства отдельной конкурентной фирмы, при котором достигается максимальная прибыль (или минимальные убытки) при сложившейся на рынке цене выпускаемой ею продукции, т. е. определение оптимального объема производства.

Долгосрочный период предполагает, что фирма может реаги­ровать на изменение ситуации разными способами: увеличивая или уменьшая используемые производственные мощности; может меняться само количество фирм, действующих на рынке.

Таким образом, при совершенной конкуренции рынок всегда находится в состоянии равновесия, а размер выпуска про­дукции фирм оптимален. Однако это условие оптимальности не означает, что фирмы в любом случае получают прибыль. Все зави­сит от соотношения спроса и предложения. Если спрос высок, то высоки и равновесные цены. Следовательно, фирмы получают от­носительно большую прибыль. Если спрос снижается, то цены па­дают, а фирмам приходится либо приспосабливаться к низким це­нам (в том числе и неся убытки), либо уходить с рынка. В условиях совершенной конкуренции предложение отдельных фирм не ока­зывает воздействия на рыночное равновесие. Однако предложение отрасли в целом, меняющееся в результате изменения цен, ресур­сов производства, природно-климатических факторов и т.п., может на него повлиять.

Эффективность конкурентных рынков состоит в распределении ограниченного количества ресурсов,чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.

Производственная эффективность означает,что каждый товар,включенный в состав выпускаемой продукции,произволится наименее дорогостоящим способом. Конкурентный рынок вынуждает фирмы в долгосрочном периоде вести производство при минимальных издержках.

Эффективность распределения ресурсов существует тогда,когда нельзя изменить производства,чтобы получить доп.чистую выгоду для общества. Ресурсы распередяляются так,что производилась продукция,состав котороц наилучшим образом предпочтениям потребителей. Равенство цены предельным издержкам обеспечивает эффективное распределение ресурсов.

Дополнительное свойство конкурентных рынков-способоность восстанавливать эффективность использования ресурсов,когда она нарушается. Ограниченность ранка чистой конкуренции состоит в том,рыночная система не регулирует распределение доходов,которое сожжет быть неравномерным.

15.Монополия. Предложение и ценообразование. Рыночная власть. Ценовая дискриминация

Монополия-отраслевая организация,когда отрасль представлена одной фирмой-единственным поставщиком продукта,не имеющих билзких товаров-заменителей. Монополия не имеет конкурнетов,поэтому она может устанавливать выгодную ей цену. Признаки: единственный продавец(единственный производитель или поставщик- газпром,РАО ЕЭС росси),отсутствие близких заменителе й, возможность диктовать цену,заблокированное вступление (отсутствие конкуренции), экономия на масштабах производства(чтобы проникнуть на рынок,занаятый монополистом,нужно предложить низкие цены.это возможно только при низких издержках и большом масштабе производства).

Предложение монополии является рыночным предложением. Спрос на товар монополиста также является рыночным спросом. Монополист, в отличие от конкурентного продавца, не является получателем цены, и даже наоборот, сам назначает цену на рынке. Монополия может выбрать цену, которая максимизирует ее прибыль, и предоставить, самим покупателям выбирать, сколько покупать данного товара. Фирма решает: сколько товаров производить, основываясь на информации о спросе на ее продукт. Если такая информация существует, то фирма назначает такой выпуск, при котором предельный доход равняется предельным издержкам.

Монопольное ценообразование предполагает одну фирму в производстве одного товара. Заблуждения относительно монопол.ценообразования очень распрстанены:1)не самая высокая цена: монополист избегает цен более высоких,чем те которые позволяют получить макс.прибыль.2)прибыли совокупные,а не на единицу товара. Монополист стремится к максиму совокупной прибыли,а не к макс.прибыли на единицу продукции.3)убытки.чисатя монополия не гарантирует прибылей,но вероятность получения рпибыли выше,чем для чисто конкурнетного производителя.

Рыночная власть- возможность диктовать цены на рныке,она отсутствует только при чистой конкуренции,в той или иной мере она присуща всем рынкам с несовершенной конкуренцией и типична для монополии.

Ценовая дискриминация-продажа продукта более чем по одной цене.причем ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Условия ценовой дискриминации: продавец должен обладать нек.степенью монопольной власти,способностью контроливать производство и ценообразование; продавец должен быть способен разделить покупателей на отд группы,для каждой из кот.характерен разный спрос приодной цене. Примеры: фирмы,назначающие разные цены в разных странах,скидки пенсионерам.

Наши рекомендации