Эластичность спроса, ее факторы. Эластичность спроса по цене и по доходу. Перекрестная эластичность. Эластичность предложения, ее факторы.

Все товары отличаются по степени реакции приобретаемого количества товара на изменение цены. Это называется эластичностью спроса и эластичностью предложения товара. Спрос может быть эластичным, неэластичным.

Эластичность спроса зависит от изменения цены. Если снижение цены (Р) вызывает такое увеличение количества продаваемого товара (Q), что общая выручка (произведение количества товара на цену – P х Q) возрастает, то речь идет об эластичном спросе. При этом эластичность больше 1.

Если снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом количества продаваемого товара так, что общая выручка остается совершенно неизменной, то это означает существование единичной эластичности спроса. При этом эластичность спроса численно равна 1.

При условии, что снижение цены вызывает очень незначительный рост количества продаваемых товаров и общая выручка падает, то существует неэластичный спрос. Величина же эластичности спроса меньше единицы, но не меньше нуля.

Следовательно, общее понятие эластичности, неэластичности и единичной эластичности представляет собой характеристику относительной реакции количества продаваемого товара на изменение цены и характеристику изменений общей выручки.

Расчет коэффициента эластичности (Е) представляет собой соотношение между процентом роста количества продаваемого товара и процентом падения цен.

Процент роста Q

Коэффициент эластичности Е = ––––––––––––––––––

Процент падения P

В представленном коэффициенте эластичности количество продаваемых товаров и величина цены изменяются в противоположных направлениях согласно закону спроса.

Эластичность спроса определяется также доходами покупателя. При неизменных доходах и росте цен происходит как бы уменьшение дохода и покупатель меньше приобретает товара. При росте дохода и увеличении цен может происходить рост спроса на одни товары и падение спроса даже на те товары, цены на которые не менялись или уменьшились. Одновременно могут меняться цены и доходы в разных направлениях или в одном направлении. Это порождает перекрестную эластичность спроса, когда эффект эластичности гасится или увеличивается эффектом эластичности другого товара. Таких случаев на реальном рынке множество и каждый раз необходим мониторинг таких случаев.

Предложение товаров тоже эластично относительно цены. Если предложение товара остается строго постоянным и продается по любой цене, какую дадут на рынке (например, в случае со скоропортящимся товаром), то этот случай называется неэластичным предложением.

Если же малейшее уменьшение цены вызывает сокращение предложения товара чуть ли не до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает очень большой рост предложения, то это означает существование абсолютно эластичного предложения. Эластичность предложения менее значимо для рынка, чем эластичность спроса. Но очень важно, что эластичность предложения проявляется в длительном периоде. В короткие же отрезки времени эластичность предложения мало влияет на рыночные процессы.

Алгебраическое выражение коэффициента эластичности предложения товара по цене таково:

% изменения предложения товара

Е = –––––––––––––––––––––––––––––––––

% изменения цены

Эластичность предложения товара зависит от того, может ли товар долго храниться; может ли быстро и гибко расширяться, уменьшаться производство товара; сколько нужно времени производителю, чтобы закупить необходимые для производства ресурсы, реагируя на увеличение спроса на товар, рост на него цен.


Глава 3. Основы формирования рыночного спроса. Теория поведения потребителя.

3.1.Рациональность поведения потребителей. Предельная полезность.

3.2.Кардинализм и ординализм: категории потребительских предпочтений. Бюджетная линия. Потребительское равновесие. Законы Госсена.

3.3.Излишек потребителя и излишек производителя

3.4.Современные характеристики личного потребления.

Наши рекомендации