Взаимосвязь рынков. Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу

Взаимосвязь рынков разных товаров и услуг носит универсальный характер. В самом простом случае, если потребители станут тратить больше денег на каком-либо одном рынке, то, значит, на другие рынки останется меньше денег. Существуют также и более тесные и конкретные взаимосвязи – это зависимость между рынками взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров.

Взаимодополняющими обычно являются сопутствующие друг другу товары, которые используются совместно. Механизм взаимодействия рынков взаимодополняющих товаров таков, что увеличение цены на один товар при неизменной кривой спроса приводит к падению величины спроса на этот товар и результате этого снижается спрос на взаимодополняющий товар (кривая спроса смещается влево) и, соответственно, снижается его цена.

Взаимозаменяемыми товарами являются такие, которые в той или иной мере удовлетворяют одну и ту же потребность. Снижение цены на один взаимозаменяемый товар при неизменной кривой спроса на него приводит к росту величины спроса на него и, соответственно, к уменьшению спроса (смещению кривой спроса влево) на товары-заменители. В результате снижается цены товаров-заменителей.

Однако возможна и другая ситуация: если цена исходного товара меняется за счет сдвига самой кривой спроса. Если, к примеру, спрос на исходный товар вырос, то цена на него также должна увеличиться. Но в этом случае спрос на взаимодополняющие товары также вырастет, а на взаимозаменяемые снизится.

Таким образом, спрос на некоторые товары испытывает влияние динамики цен на другие товары и измерить значимость этого взаимного влияния позволяет расчет перекрестной эластичности спроса.

Перекрестная эластичность спроса по цене– это процентное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара.

Взаимосвязь рынков. Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу - student2.ru

1. Если х и у – независимые товары, то ЕР у = 0;

2. Если х и у – взаимозаменяемые товары, то ЕР у > 0;

3. Если х и у – взаимодополняющие товары, то ЕР у < 0.

Эластичость спроса по доходу – это процентное изменение величины спроса, вызванное увеличением дохода.

Взаимосвязь рынков. Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу - student2.ru

Эластичность спроса по доходу существенно зависит от качественной характеристики товара:

- Если EdI > 0, то товар относится к категории «нормального или качественного» товара;

- Если EdI < 0, то речь идет о неполноценных благах;

- EdI = 0 – для нейтральных товаров.

Эластичность спроса по доходу для нормальных товаров зависит от степени значимости товара для потребителя:

- для товаров первой необходимости значение эластичности меньше единицы, то есть 0 < EdI < 1;

- для товаров второй необходимости или повседневного спроса - EdI = 1;

- для товаров длительного пользования и предметов роскоши EdI > 1.

1.2.7.Эластичность предложения: понятие, измерение, факторы. Три периода эластичности предложения во времени

Так же как и спрос, предложение описывается эластичностью, показывающей силу влияния какого-либо фактора на величину предложения. Чаще всего применяется эластичность предложения по цене (также как и со спросом: точечная и дуговая). Расчет коэффициентов эластичности предложения аналогичен формулам эластичности спроса, только без знака минус, так как при увеличении цены предложение увеличивается.

Эластичность предложения по цене– это процентное измерение величины предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены.

Взаимосвязь рынков. Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу - student2.ru

Также как и спрос предложение может быть эластичным и неэластичным. Реакция предложения на изменение цены может быть:

а) сильная – 1 < Esp <  - предложение эластично (рис. 2.3.1);

б) слабая - 0 < Esp < 1 – предложение неэластично (рис. 2.3.2);

в) единичная реакция предложения по цене - Esp = 1 (рис. 2.3.3).

Взаимосвязь рынков. Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу - student2.ru

Возможны два крайних случая:

1. Esp = 0 – предложение абсолютно неэластично по цене. Кривая предложения строго вертикальна.

Esp =  - предложение абсолютно эластично по цене. Кривая предложения строго горизонтальна.

Основными факторами, влияющими на эластичность предложения по цене, являются:

1. наличие избыточных мощностей;

2. наличие запасов товара у продавцов;

3. мобильность ресурсов, то есть способность нарастить объемы производства;

4. время.

В отличие от спроса, при анализе динамики предложения существенную роль играет фактор времени. Если спрос в зависимости от цен, доходов и других факторов меняется, как правило, достаточно быстро, то для существенного изменения предложения требуется привлечение значительных ресурсов и реорганизация производства.

Со времен А. Маршала при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода – кратчайший (или мгновенный) период, краткосрочный и долгосрочный.

В условиях кратчайшего периода не удается изменить предложение, несмотря на изменение цен, потому что по определению кратчайшего периода факторы производства в течение этого периода неизменны. Таким образом, предложение совершенно неэластично Esp = 0. Следует отметить, что для разных товаров возможность увеличить производство и, соответственно, длительность кратчайшего периода может варьироваться в довольно широких пределах.

В условиях краткосрочного периода хотя бы один фактор производства остается неизменным. Поэтому в этот период возможности изменения производства ограничены. Как правило, в краткосрочном периоде считают неизменными технологию и оборудование, а материальные и трудовые ресурсы рассматриваются в качестве переменных.

Долгосрочный период позволяет все факторы рассматривать как переменные. Он предполагает изменение производственных мощностей фирмы, а также изменение количества фирм в отрасли. Возможно, также и изменение технологии производства, которое позволит существенно повысить производство товара. Поэтому в долгосрочном периоде эластичность предложения выше, чем в двух предыдущих случаях.

1.2.8. Рента (излишек) покупателя и продавца

Согласно теории предельной полезности, цена товара определяется полезностью его последней единицы, выраженной в денежной форме, а все остальные единицы товара продаются по одной и той же цене. Однако предельная полезность каждой предшествующей единицы товара больше уплаченной цены. Этот выигрыш потребителя, обусловленный превышением полезности приобретенных единиц товара на его ценой, называется излишком потребителя.

Излишек потребителя –избыток, который экономический субъект готов заплатить за товар (т.е. за полезность) сверх того, что он платит обыкновенно.

Предельный излишек потребителя (MCS) –избыток полезности от потребления дополнительной единицы товара (MU) над уплаченной ценой.

Например, если цена блага 20р., а потребитель готов за него платить 25р., то предельный излишек потребителя составит 5р.

MCS = MU –Р

Общий излишек потребителя –превышение общей полезности субъекта от потребления товара (TU) над общими затратами (ТЕ) :

ТCS = ТU – ТЕ, где

ТЕ= P*Q –общие затраты покупателя.

2. Поведение потребителя. Равновесие (оптимум) потребителя:

2.1.Способы достижения равновесия ( оптимума) потребителя:

Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их доходов и личных предпочтений.

На рынке потребитель сталкивается с множеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т. е. набор товаров, обладающих для него определенной полезностью

Наши рекомендации