Проблема эффективности управления
Рассматривая вопрос об оценке эффективности управления персоналом, следует отметить, что в последние годы работа по этой тематике проводилась как научными организациями, так и отдельными учеными. Работать эффективно – означает добиваться значительных результатов при меньших затратах труда, времени, средств. Для оценки управления персоналом с позиции эффективности необходимо выработать ее методику, позволяющую определить действительную ситуацию в области управления персоналом, выявить слабые места и дать рекомендации для ее улучшения.
Известно, что оценка эффективности управления персоналом - это систематический, четко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связанных с программами деятельности управления персоналом для соотнесения их результатов с итогами базового периода, с показателями конкурентов и с целями предприятия. Для оценки эффективности управления персоналом необходима информация о работниках: продвижение по службе, их профессиональные, квалификационные, половозрастные характеристики, медицинские и психологические параметры, производительность и новаторская активность. Реальная эффективность системы управления персоналом может быть определена только из сопоставления степени реализации целей с затраченными на это средствами. Необходимо оценивать эффективность управления персоналом по результатам работы всей фирмы.
Для оценки эффективности управления персоналом требуется: уточнение целей и задач исследуемой области; определение совокупности мероприятий и средств, необходимых для их достижения; установление реальных сроков достижения намеченных целей и задач, исходя из имеющихся средств и возможностей; нахождение средств и методов для действенного контроля сроков реализации намеченных целей и задач на всех уровнях.
Отдельные экономисты определяют необходимость оценки эффективности управления персоналом для того, чтобы: улучшить функционирование управления персоналом через обеспечение их средствами решения вопросов о том, когда необходимо прекратить, а когда усилить какую-либо деятельность; определить реакцию со стороны работников и менеджеров низшего звена на эффективность управления персоналом.
Оценка эффективности управления персоналом может выступать мощным рычагом роста результативности управленческого процесса.
Целесообразно позволяет выделить две основные концепции, положенные в основу оценки эффективности управления персоналом:
во-первых, эффективность управления персоналом оценивается исходя из единства управления и производства, при этом вклад управления персоналом в эффективность производства не определяется;
во-вторых, определение вклада управления персоналом в эффективность производства, в количественном выражении, оценка которого представляет собой чрезвычайно трудную задачу, так как даже соответствующие отчетные показатели не разработаны.
Большинство методик оценки эффективности управления персоналом придерживаются первого подхода, позволяющий оценивать не столько вклад управления персоналом в эффективность производства, но и качественное его влияние на эту эффективность. Оценку эффективности управления персоналом предлагается осуществлять несколькими методами: оценка достижения целей, оценка компетенций, оценка мотивации, изучение статистики человеческих ресурсов, оценка издержек.
Предлагаемые и используемые на практике методы целесообразно на три группы: количественные, качественные (или описательные) и комбинированные (или промежуточные). К количественным методам оценки относятся: балльный, коэффициентный, метод рангового порядка, метод парных сравнений, система графического профиля, метод "эксперимента" и т. д. К качественным (описательным) - система устных и письменных характеристик, метод эталона, матричный и биографический методы, метод групповой дискуссии. Комбинированными являются метод стимулирующих оценок, группировка работников, тестирование. Распространение получили количественные методы оценки управленческого труда, особенно балльный, коэффициентный и балльно-коэффициентный методы, так как они обладают объективностью, независимостью от личного отношения экспертов к специалисту, наличием возможностей формализации результатов, сравнения параметров, систематизации результатов и использования математических методов.
В ряде европейских стран получили распространение так называемые центры оценки управленческого персонала. Центры оценки оказывают помощь в продвижении управляющих работников, повышению их квалификации. К недостаткам центров оценки следует отнести: высокую стоимость осуществления их программ, кроме того, применяемые оценки не гарантируют отсутствие ошибок. Эффективное управление и развитие фирмы во многом определяются личностными и профессиональными качествами самого руководителя фирмы, степенью осознания им необходимости учиться самому и способствовать обучению других. Эти и другие критерии, на наш взгляд, должны лечь в основу исследования эффективности управления персоналом. Оценка эффективности как система процедур, является средством, помогающим руководителю увидеть и оценить в достаточно конкретном смысле качество системы управления персоналом в целом и свои профессиональные способности в частности и те недостатки в подготовке, которые соответственно можно определить как потребность в обучении, с целью повышения результативности работы.