Порядок контроля над прохождением практики
Завершающим этапом практики является подведение ее итогов. Подведение итогов учебной и производственной практик предусматривает выявление степени выполнения студентом программы практики, полноты и качества собранного материала, наличия необходимого анализа, расчетов, степени обоснованности выводов и предложений, выявление недостатков в прохождении практики, представленном материале и его оформлении, разработку мер и путей их устранения. Приложения, размещенные в учебно-методическом пособии, являются обязательными к заполнению.
Студент, получив замечания и рекомендации руководителя учебной и производственной практик от кафедры, после соответствующей доработки выходит на защиту отчета о практике.
Защита отчета по практике проходит в виде доклада и презентации студента перед комиссией, состоящей из преподавателей выпускающей кафедры.
Результаты прохождения производственной практики оцениваются по пятибалльной шкале. Оценка результатов производственной практики производится комиссией по результатам защиты отчета о производственной практике с учетом оценки работы студента в ходе практики, данной руководителем производственной практики от учреждения в характеристике. Оценки заносятся в соответствующую ведомость.
Отрицательный отзыв о работе студента во время практики, несвоевременная сдача отчета или неудовлетворительная оценка при защите отчета по практике считаются академической задолженностью.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИК И ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Содержание учебной практики
Учебная практика направлена на приобретение студентами умений и навыков по избранному направлению. Учебная практика проходит по окончании IV семестра и аттестуется в форме защиты отчета о прохождении практики. Форма контроля - зачет. Учебная практика проводится по групповой форме обучения.
Цели учебной практики по «Статистике»:
- закрепление и углубление знаний по статистическому наблюдению, анализу рядов динамики и структуры;
- овладение навыками сбора и обработки первичной статистической информации,
- знакомство с формами федерального статистического наблюдения (ФСН) и методами выборочного обследования;
- получение практических навыков обработки и анализа статистической информации на основе самостоятельного использования прикладных программ для статистических исследований.
Задачи учебной практики по «Статистике»:
- изучить теоретические основы статистического наблюдения, анализа рядов динамики и структуры;
- ознакомиться с формами, видами и способами статистического наблюдения, а также с формами ФСН и инструкциями к ним;
- выбрать объект наблюдения, определить цель и задачи наблюдения, обосновать форму, вид и способ наблюдения; составить план статистического наблюдения, разработать формуляр (таблицу), самостоятельно провести статистическое наблюдение;
- собранную в процессе исследования первичную статистическую информацию представить в виде обобщающей таблицы; представить на кафедру отчет о практике в установленные сроки.
Цели учебной практики по «Информатике»
- закрепление полученных теоретических знаний по построению компьютерных моделей решаемых задач;
- выравнивание навыков работы на персональном компьютере;
- закрепление и расширение навыков использование офисных программ, графических редакторов, других прикладных программ.
Задачи учебной практики по «Информатике»:
- закрепить у студентов полученные теоретические знания по построению компьютерной модели;
- научить студентов свободно ориентироваться в классификациях компьютерных моделей;
- привить навыки работы со следующими программами: текстовый редактор, табличный процессор, а также освоить программу составления презентаций;
- дать новые знания по работе с программным обеспечением: связанные объекты, работа в локальной сети, работа в INTERNET и т.д.;
- научить студентов применять полученные в ходе прохождения практики знания для построения своей компьютерной модели по предложенной преподавателем теме;
- подговорить студентов к практическому использованию возможностей современной техники при составлении отчета по практике.
Общая трудоёмкость учебной практики составляет 3,0 зачётных единицы или 108 академических час. (табл. 2.).
Таблица 2.
Учебно-тематический план учебной практики бакалавра
Трудоемкость, час. | Содержание | |
«Статистика» | ||
1. | Изучение теоретических основ статистического наблюдения, анализа динамики и структуры | |
2. | Проведение статистического наблюдения | |
3. | Анализ вариации данных, полученных - в результате статистического наблюдения; изучения динамики и структуры статистических показателей, графического представления динамических рядов и структуры | |
5. | Оформление, сдача и защита отчета по практике. | |
6. | ИТОГО: | 108 час. |
«Информатика» | ||
1. | Подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности | |
2. | Лекционный этап | |
3. | Работа на компьютере с программными продуктами | |
4. | Обработка и анализ полученной информации | |
5. | Оформление, сдача и защита отчета по практике. | |
6. | ИТОГО: | 108 час. |
Освоение программы учебной практики по «Статистике» предполагает следующую последовательность:
1. Аудиторное вводное занятие, на котором реализуются следующие образовательные технологии. Обзорная лекция, представленная в традиционной форме с использованием слайд-презентации, подразумевает применение объяснительно-иллюстративной образовательной технологии. Тренинг для отработки серий стандартных коммуникативных навыков, необходимых при проведении опроса и сбора первичных статистических данных.
2. Самостоятельный сбор первичных статистических данных, решение задач по анализу вариации, динамики, структуры и взаимосвязей. Виды самостоятельной деятельности студентов: практическая, интеллектуальная, научно-познавательная.
3. Аудиторная работа под руководством преподавателя с использованием информационных технологий, в процессе которой студент анализирует собранную информацию с помощью табличных и графических редакторов и готовит отчет по практике.
4. Защита отчета по практике, предназначенная для выяснения понимания, развития когнитивной сферы студентов, формирования и развития навыков статистического исследования, формирования моделей профессиональной деятельности.
Освоение программы учебной практики по «Информатике» предполагает освоение теоретического материала по следующим темам:
1. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Реализация цепочки: объект - информационная модель - математическая - компьютерная.
2. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
3. Табличные редакторы как средство моделирования многих задач управления, логистики, прогнозирования. Задачи на поиск оптимальных решений.
4. Трудно формализуемые задачи. Имитационное моделирование.
5. Планирование текста, создание оглавления.
6. Внедренные в текст объекты.
7. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе).
Для самостоятельной работы студентов предлагаются методические разработки по формализации описания реальных объектов и процессов, примеры информационно-логического моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного моделирования. В зависимости от поставленной задачи могут быть выбраны различные программные средства.
Практическое задание для студентов.
1. Изучить предложенные преподавателем компьютерные модели решения задач (расчетные задачи по математике и статистике, экономические расчеты, построение диаграмм, задачи на поиск оптимального решения и т.д.).
2. Выбрать для решения поставленной преподавателем задачи свою компьютерную модель.
3. Создать алгоритм ее решения.
4. Решить и оценить адекватность модели объекту и целям моделирования.
5. Провести эксперимент с различными исходными данными. Сделать выводы по полученным результатам.
6. Построить различные типы диаграмм либо по полученным данным, либо по предложенным преподавателем данным.
7. Создать слайд-шоу по презентации решения компьютерной модели,
8. Создать отчет по практике в виде учебной публикации (электронная версия).
После прохождения практики по «Информатике» студент в семидневный срок составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от кафедры. Отчет должен содержать решение с пояснениями трех задач в период практики.
При оценке итогов работы студента принимается во внимание своевременность сдачи отчета по и правильность выполнения заданий.
Студент, не выполнивший программу практики по «Статистике» и «Информатике» по уважительной причине, направляется на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студент, не выполнивший программу практики без уважительных причин или получивший неудовлетворительную оценку, может быть отчислен из университета как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и соответствующими Положениями.
Отчет по практике оформляется студентом отдельным документом.
Содержание производственной практики
Далее приводится содержание производственной практики студентов по направлениям подготовки. Такое деление несколько условно. По возможности, не зависимо от направления подготовки, студент собирает на практике все доступные материалы, представленные в разделе 4.2, 4.3, 4.4.
4.2. Содержание производственной практики студентов по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»
На производственной практике студент должен ознакомиться с подразделениями организации, особенностями их функционирования и анализа (табл. 3.).
Таблица 3.
Учебно-тематический план производственной практики бакалавра
№ п/п | Сроки | Содержание |
1. | 2 дня | Согласование программы практики. Знакомство с организацией. Изучение и анализ документов, регламентирующих деятельность организации. |
2. | 2 дня | Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации. |
3. | 4дня | Знакомство, изучение и описание особенностей бизнес-процессов организации. |
4. | 3 дня | Знакомство, изучение и описание маркетинговой деятельности организации. |
5. | 3 дня | Знакомство, изучение и описание финансовой, инвестиционной и инновационной деятельности организации. |
6. | 3 дня | Знакомство, изучение и описание кадрового потенциала организации, мотивации сотрудников. |
7. | 3. дня | Знакомство, изучение и описание основных элементов стратегического планирования в организации. |
8. | Оформление, сдача и защита отчета по практике. | |
10. | ИТОГО: | 4 недели (20 рабочих дней) |
1. Согласование программы практики. Знакомство с организацией. Изучение и анализ документов, регламентирующих деятельность организации.
В отчете студент должен отразитьинформацию о следующих аспектах деятельности организации:
- название организации; юридический адрес; назначение (миссия);
- правовые основания деятельности (устав, лицензия, свидетельство о государственной регистрации и т.д., дата выдачи, сроки действия);
- отраслевая принадлежность (по ОКВЭД); организационно-правовая форма и вид собственности;
- этапы становления организации (изменение названия, организационно-правовой формы, вида собственности, слияния или поглощения);
- характеристика производственной структуры организации, ассортимент выпускаемой продукции или услуг, их назначение;
- основные технико-экономические показатели (ТЭП) работы организации за 3 года, их динамика (табл. 4.), которые могут быть расширены по усмотрению руководителя практики от университета;
- оценка эффективности деятельности организации за 3 года, отобрав только те показатели, которые соответствуют анализируемой организации (коммерческая, производственная, социальная).
Таблица 4.
Основные технико-экономические показатели
Показатели | Ед. изм. | 20__г. | 20__г. | 20__г. | Изменения | |
+/- | % | |||||
Производственная мощность | ||||||
Объём выпускаемой продукции | ||||||
Выручка | ||||||
Балансовая прибыль | ||||||
Рентабельность производственных фондов | ||||||
Рентабельность текущих затрат | ||||||
Рентабельность собственного капитала | ||||||
Производительность труда | ||||||
Численность работников, в т.ч.: руководители; специалисты; служащие; рабочие | ||||||
Фонд оплаты труда | ||||||
Социальные отчисления | ||||||
Среднегодовая заработная плата | ||||||
Стоимость основных фондов | ||||||
Фондоотдача | ||||||
Фондоёмкость | ||||||
Фондовооруженность | ||||||
Себестоимость продукции |
2. Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации. После ознакомления с основными организационными документами (уставом, коллективным договором, положениями об отделах, должностными инструкциями, штатным расписанием) студент должен:
- представить организационную структуру в виде схемы, определить уровни управления, количество структурны подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них (табл. 5.);
- привести примеры должностей, наделенных рекомендательными, согласовательными, функциональными, параллельными полномочиями;
Таблица 5.
Характеристика структурных подразделений
Наименование подразделения | Цель | Решаемые задачи | Функции | Количество сотрудников |
- привести примеры, объясняющие содержание операций (утверждает, согласовывает, готовит и т.п.) при работе с документацией;
- выполнить анализ административной деятельности;
- проанализировать схему документопотока в организации;
- установить особенности распределения функционала и делегирования полномочий в организации, закрепления ответственности за результат;
- охарактеризовать организацию с точки зрения масштабов производства, уровня специализации, комбинирования, кооперирования.
3. Знакомство, изучение и описание особенностей бизнес-процессов организации предполагает:
- изучение студентом взаимосвязи и взаимодействиявсех структурных элементов организации как производственной системы;
- формулировка и обоснование миссии и цели организации;
- обоснование производственной программы организации;
- обоснование построения бизнес-процесса в организации на основе информацию, представленной в таблице 6;
Таблица 6.
Комплексная схема для разработки бизнес-процесса организации
Компоненты бизнес-модели | Базовый уровень | Уровень собственнический | Уровень правил |
Факторы предложения | |||
Факторы рынка | |||
Факторы внутренних возможностей | |||
Факторы конкурентной стратегии | |||
Экономические факторы | |||
Факторы целей бизнеса |
- форма организации производства (концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование) и её характеристика;
- виды производственных процессов на предприятии (табл. 7.);
Таблица 7.
Виды производственных процессов на предприятии
№ | Признаки классификации производственных процессов | Виды производст- венных процессов | Характеристика производственных процессов |
1. | Значение и роль в изготовлении продукции | ||
2. | Характер протекания производственного процесса | ||
3. | Стадии изготовления | ||
4. | Степень непрерывности | ||
5. | Степень технической оснащенности | ||
6. | Особенности используемого оборудования |
- описание производственного процесса, реализуемого на базе структурного подразделения, где проходится практика;
- описание метода организации производства, используемого на предприятии (поточный, партионный, индивидуальный);
- характеристика системы качества, используемой в организации, описание процесса контроля качества в подразделении; оценка эффективности организации производства (показатели за 2 года, используемые методики расчета).
4. Знакомство, изучение и описание маркетинговой деятельности предполагает знакомство студента с подразделениями организации, выполняющими маркетинговые функции. Студент изучает: структуру маркетинговой службы и ее функции; ассортиментный перечень продукции (указывает ее сильные и слабые стороны), ее рынки сбыта; изучает структуру конкуренции (количество конкурентов, работающих на территории, и их рыночные доли; особенности их маркетинговых действий). В отчете студент представляет следующую информацию:
- краткая характеристика рынка, на котором работает организация;
- характеристика конкурирующих организаций;
- описание сильных и слабых стороны конкурентов и организации;
- характеристика основного продукта, его сильных и слабых сторон;
- сегментные группы потребителей основной продукции организации (по полу, возрасту, роду занятий, стилю жизни и т.д.);
- методы формирования цены на основные виды продукции, производимые или реализуемые организацией (привести примеры); рассмотреть в динамике изменения цены на основные виды продукции (услуги) за последние три года, сделать прогноз;
- маркетинговые инструменты, используемые организацией для формирования спроса и стимулирования сбыта (реклама, сервис, послепродажное гарантийное обслуживание, дополнительные услуги, лотереи, скидки при повторной покупке и т.д.).
В Приложении 1 представлены варианты таблиц для заполнения.
6. Знакомство, изучение и описание финансовой, инвестиционной и инновационной деятельности организации.
Студент знакомится с организацией финансовой деятельности на предприятии, изучает учетную политику предприятия. По результатам ознакомления студент должен знать основные формы бухгалтерских документов, приемы финансового менеджмента, используемые организацией; перевод денежных средств (кредитные карточки, дебетовые карточки, платежное поручение, аккредитив, трансферт и т.д.); иметь представление об организации учета денежных средств и расчетов; учета производственных запасов; учета капитальных и финансовых вложений; учета основных средств и нематериальных активов; учета фондов, резервов и займов; учета готовой продукции и ее реализации; учета и анализа финансовых результатов и использования прибыли; особенности налогообложения результатов деятельности организации. Студент должен самостоятельно выполнить оценку финансовой устойчивости организации, используя следующие показатели (табл. 8.).
Таблица 8.
Анализ финансовой устойчивости
Показатели | Начало периода | Конец периода | Изменение за период |
1. Источники собственных средств | |||
2. Основные средства и вложения | |||
3. Наличие собственных оборотных средств | |||
4. Долгосрочные, среднесрочные кредиты и займы | |||
5. Наличие собственных, долгосрочных и среднесрочных заемных источников | |||
6. Краткосрочные кредиты и займы | |||
7. Общая величина основных источников | |||
8. Общая величина запасов и затрат | |||
9. Излишек/недостаток собственных оборотных средств | |||
10. Излишек/недостаток собственных долгосрочных и среднесрочных заемных источников | |||
11. Излишек/недостаток общей величины основных источников |
Возможно выделение 4-х типов финансовой устойчивости предприятия.
- абсолютная устойчивость финансового состояния;
- нормальная устойчивость финансового состояния;
- неустойчивое финансовое состояние;
- кризисное (критическое) финансовое состояние.
По итогам оценки показателей студент делает выводы о финансовой устойчивости организации.
Студент знакомится с подразделениями организации, занимающимися инновационной деятельностью (НИОКР, функциональные лаборатории, планово-финансовые структуры и т.д.) и в отчете описывает:
- виды инновационной деятельности в организации;
- формы привлечения финансовых источников;
- соотношение собственных, привлеченных и заемных средств;
- возможность использования собственных источников финансирования;
- планирование инновационной деятельности организации;
- оценку эффективности инвестиционной деятельности предприятия (например, оценка эффективности использования нового оборудования) по традиционной методике (NPV, ROI, PP, IRR, PI).
7. Знакомство, изучение и описание кадрового потенциала организации, мотивации сотрудников. На данном этапе производственной практики студент должен познакомиться с функциями отдела по управлению персоналом. В отчете студент представляет следующую информацию:
- перечень функций отдела по управлению персоналом;
- расчет основных технико-экономических показателей по труду и заработной плате, выявление основных наметившихся тенденций (табл. 9.);
Таблица 9.
Основные показатели оценки персонала организации
Показатели | Ед. изм. | 20__г. | 20__г. | 20__г. | Изменения | |
+/- | % | |||||
Численность персонала списочная | ||||||
Численность персонала явочная | ||||||
Средняя заработная плата | ||||||
Квалификационная структура персонала | ||||||
Демографическая структура персонала (возраст и пол) |
- расчет показателей состояния и движение персонала за 2 года и их объяснение (табл. 9., 10.);
- оценить производительность труда работников (натуральным, стоимостным и трудовым методами):
1) объем производства (или реализации) на 1 сотрудника в физических мерах = объем за период / численность сотрудников;
2) объем производства (или реализации) на 1 сотрудника в стоимостном выражении = стоимость объема за период / численность сотрудников;
3) показатель производимой продукции за час производительного труда на 1 сотрудника;
Таблица 9.
Обеспеченность организации персоналом (по категориям работников) на начало финансового года
Категории работников | Количество по штатному расписанию (план) | Количество по табелю на постоянной основе (факт) | Процент обеспеченности |
Руководители | |||
Специалисты | |||
Служащие | |||
Рабочие | |||
Итого |
Таблица 10.
Показатели движения персонала в организации
Показатели | Расчет показателей | 20__г. | 20___г. |
Коэффициент оборота по выбытию | |||
Коэффициент оборота по приему | |||
Коэффициент замещения | |||
Коэффициент текучести кадров | |||
Коэффициент внутренней мобильности кадров | |||
Коэффициент стабильности кадров | |||
Коэффициент закрепленности определенной категории работников |
- указать, какие кадровые технологии используются в данной организации и в каких формах;
- порядок организации найма новых сотрудников;
- порядок аттестации рабочего места сотрудника;
- порядок адаптации новых сотрудников;
- порядок прохождения сотрудниками испытательного срока;
- программа и порядок обучения новых сотрудников;
- кодекс прав и обязанностей сотрудника, памятка молодому сотруднику;
- порядок оценки работы сотрудника;
- положение об аттестации руководящего состава компании;
- технологическая карта работы сотрудника;
- положение о мотивации сотрудников;
- положение о социальной поддержке сотрудников;
- основы корпоративной политики компании;
- порядок ротации сотрудников;
- порядок учета и ведения базы персональных данных сотрудников;
- положение о корпоративном обучении сотрудников;
- порядок заключения трудовых договоров и их хранения;
- порядок организации кадрового делопроизводства;
- порядок выдвижения и обучения резерва руководящих кадров и ведущих специалистов.
8. Знакомство, изучение и описание основных элементов стратегического планирования в организации. Студент знакомится с организацией плановой деятельности на предприятии. В отчете необходимо указать:
- виды планов, разрабатываемых в организации, их состав и структуру;
- используемые методы планирования, привести пример;
- дать характеристику используемым в организации инструментам стратегического планирования (табл. 11.);
- на основе использования инструментов стратегического планирования обосновать стратегию организации.
Таблица 11.
Характеристика используемых в организации инструментов стратегического планирования
Инструменты стратегического планирования | Область применения | Достоинства | Недостатки | Как используются в организации |
По каждому разделу отчета по практике делаются выводы, по материалом практики – заключение.
В заключение по собранному о деятельности организации материалу студент делает вывод об экономическом и организационном состоянии предприятия и может предложить комплекс мер по повышению эффективности работы. При анализе деятельности организации во время производственной практики необходимо уделить основное внимание тому виду функциональной деятельности, которой будет посвящена выпускная квалификационная работа.
4.3. Содержание производственной практики студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»
На производственной практике студент должен ознакомиться с подразделениями организации, особенностями их функционирования и анализа (табл. 12.).
При прохождении производственной практики студентом по месту учебной практики возможно использование материалов отчета предыдущей практики. При этом студент должен скорректировать используемые материалы в соответствии с программой производственной практики и изменившимися условиями деятельности организации.
Таблица 12.
Учебно-тематический план производственной практики бакалавра
Сроки | Содержание | |
1. | 3 дня | Согласование программы практики. Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, регламентирующих деятельность организации. Особенности государственного регулирования деятельности организации. |
2. | 2 дня | Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации. |
3. | 3 день | Изучение содержания работы менеджера по специальным функциям управления. Принятие управленческих решений. |
4. | 3 дня | Изучение маркетинговой и логистической деятельности организации |
5. | 3 дня | Изучение деятельности организации в сфере управления персоналом организации. |
6. | 3 дня | Изучение особенностей организации финансовой деятельности и антикризисного управления. |
7. | 3 дня | Изучение особенностей организации производства и управления качеством. |
8. | Оформление, сдача и защита отчета по практике. | |
9. | ИТОГО | 4 недели (20 рабочих дней) |
1. Согласование программы практики. Знакомство с организацией. Изучение и анализ документов, регламентирующих деятельность организации.
В отчете студент должен отразитьинформацию о следующих аспектах деятельности организации:
- название организации; юридический адрес; назначение (миссия);
- правовые основания деятельности (устав, лицензия, свидетельство о государственной регистрации и т.д., дата выдачи, сроки действия);
- отраслевая принадлежность (по ОКВЭД); организационно-правовая форма и вид собственности;
- этапы становления организации (изменение названия, организационно-правовой формы, вида собственности, слияния или поглощения);
- характеристика производственной структуры организации, ассортимент выпускаемой продукции или услуг, их назначение;
- основные технико-экономические показатели (ТЭП) работы организации за 3 года, их динамика (табл. 13.), которые могут быть расширены по усмотрению руководителя практики от университета;
- оценка эффективности деятельности организации за 3 года, отобрав только те показатели, которые соответствуют анализируемой организации (коммерческая, производственная, социальная).
Таблица 13.
Основные технико-экономические показатели
Показатели | Ед. изм. | 20__г. | 20__г. | 20__г. | Изменения | |
+/- | % | |||||
Производственная мощность | ||||||
Объём выпускаемой продукции | ||||||
Выручка | ||||||
Балансовая прибыль | ||||||
Рентабельность производственных фондов | ||||||
Рентабельность текущих затрат | ||||||
Рентабельность собственного капитала | ||||||
Производительность труда | ||||||
Численность работников, в т.ч.: руководители; специалисты; служащие; рабочие | ||||||
Фонд оплаты труда | ||||||
Социальные отчисления | ||||||
Среднегодовая заработная плата | ||||||
Стоимость основных фондов | ||||||
Фондоотдача | ||||||
Фондоёмкость | ||||||
Фондовооруженность | ||||||
Себестоимость продукции |
2. Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации. После ознакомления с основными организационными документами (уставом, коллективным договором, положениями об отделах, должностными инструкциями, штатным расписанием) студент должен:
- представить организационную структуру в виде схемы, определить уровни управления, количество структурны подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них (табл. 14.);
- привести перечень должностей, наделенных рекомендательными, согласовательными, функциональными, параллельными полномочиями (табл. 15.);
Таблица 14.
Характеристика структурных подразделений
Наименование подразделения | Цель | Решаемые задачи | Функции | Количество сотрудников |
- привести примеры