Оценка эффективности монополистической структуры
С помощью излишков потребителя и производителя
Оценить последствия монополизации отрасли для общества можно с помощью излишков потребителей и производителей. На рис. 7.5 представлена модель совершенной конкуренции для отрасли.
Рис. 7.5. Отрасль в условиях совершенной конкуренции.
Кривая отраслевого предложения (S) есть сумма кривых предельных издержек всех фирм отрасли (S=Σmc). Кривая D есть отраслевой спрос. Рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции достигается в точке E, при этом цена равна pe, а равновесный объем производства – Qe. Излишек потребителя при этом составит объем, равный площади треугольника peBE, а излишек производителя – Ape E.
В случае, когда отрасль представлена одной фирмой (чистая монополия), излишек потребителя и производителя иной (рис. 7.6).
E
Рис. 7.6. Отрасль в условиях чистой монополии.
В условиях чистой монополии обнаруживаются следующие различия по сравнению с совершенной конкуренцией:
1) объем производства сократится. Монополист будет ограничивать объем производства до уровня Qm (Qm < Qe), при котором MR=MC;
2) потребительский излишек (pmBC) окажется меньше, чем в условиях совершенной конкуренции (площадь peBE);
3) излишек производителя (площадь фигуры ApmCM) будет больше по сравнению с чистой конкуренцией за счет уменьшения излишка потребителя;
4) суммарные излишки потребителя и производителя становятся меньше на величину, равную площади треугольника MCE, что и составляет чистые потери для общества. Понятие «чистые потери» (или дедвейт-убытки) применяется для обозначения ситуации, когда утраченное благо одной стороной не получено другой;
5) если бы монополист мог удержать цену pm для объема производства Qm, а дополнительную продукцию QmQe продавал бы по цене pe, то чистых потерь не было бы. Такая ситуация может быть при ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация (разделение) – это продажа одного товара (услуги) разным потребителям по различным ценам.
Ценовая дискриминация применяется монополией для расширения рынка сбыта своей продукции.
Для ценовой дискриминации необходимы два условия:
1) наличие возможности выделения различных сегментов рынка в зависимости от эластичности спроса покупателей;
2) невозможность перепродажи товара (услуги) первичным покупателем другому потребителю.
На дорогом рынке спрос низкоэластичен и повышение цен позволит увеличить прибыль. На дешевом рынке спрос высокоэластичен и увеличить прибыль можно за счет снижения цен и продажи большего количества продукции.
Примером ценовой дискриминации может быть установление различных цен на железнодорожные билеты в зависимости от социальной группы пассажиров (взрослые, дети, студенты и др.), на авиабилеты – в зависимости от дня недели, тарифов на междугородные телефонные разговоры – в зависимости от времени суток и др. Графически это можно представить следующим образом (рис. 7.7):
Рис. 7.7. Ценовая дискриминация на рынке телефонных услуг.
На рис. 7.7 первый рынок представлен бизнесменами, для которых важна быстрота передачи деловой информации в течение рабочего дня, а не размер тарифа. Спрос с их стороны неэластичен. Второй рынок – это небогатые люди, которые при высоких тарифах на телефонные разговоры предпочтут воспользоваться почтой. Их спрос высокоэластичен. В обоих случаях предельные издержки фирмы одинаковы, но на различных рынках эластичность спроса неодинакова.
При тарифе 400 руб. за 1 минуту потребители первого рынка используют 100000 минут в месяц. Снижение тарифа в ночное время (с 2100 до 900 ч) в 2 раза привлечет потребителей и увеличит доход компании на 20 млн. рублей ежемесячно.
В результате ценовой дискриминации увеличиваются доходы монополиста, а с другой стороны, расширяется доступ потребителей к товарам (услугам) данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна и производителям и потребителям. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как нарушение конкуренции, усиление монопольной власти и поэтому ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.
ВЫВОДЫ
1. Чистая (абсолютная) монополия как рыночная структура имеет следующие черты: а) в отрасли одна фирма; б) выпускаемый товар (услуга) не имеет близких заменителей; в) фирма-монополист обладает значительным контролем над ценой на продаваемый ею продукт в связи с возможностью изменения объема его предложения; г) наличие ограничений для вступления новых фирм в отрасль; д) производимый продукт не нуждается в рекламе.
2. Факторы монополизации: а) эффект масштаба; б) финансовые барьеры; в) патенты; г) лицензии; д) частная собственность на важнейшие виды невозобновляемых природных или редких ресурсов; ж) нелегальные методы борьбы с конкурентами.
3. В зависимости от характера барьеров вступления новых фирм в отрасль выделяются следующие виды монополий: естественная, закрытая и открытая.
4. Монопольная (рыночная, или экономическая) власть заключается в том, что фирма может повышать цены и получать сверхприбыль за счет ограничения объема производства (сбыта).
5. Степень (сила) монопольной власти ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию фирмы, которая, в свою очередь, зависит от ценовой эластичности отраслевого спроса, количества фирм на рынке, характера взаимосвязи между фирмами.
6. Степень монопольной власти можно измерить с помощью коэффициента Лернера, коэффициента концентрации, индекса Херфиндаля-Хиршмана.
7. Принципиальное отличие между различными рыночными структурами лежит на стороне спроса. Кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с отраслевым спросом, имеет вид нисходящей кривой, в связи с чем кривая предельного дохода проходит ниже и круче ее.
8. Фирма-монополист избегает неэластичного участка спроса, для получения максимума массы прибыли руководствуется правилом MR=MC.
9. При чистой монополии не достигается производственная эффективность, так как p > min AC; производственные ресурсы распределяются неэффективно, так как p >MC.
10. Термин «динамическая эффективность» обозначает изменение средних издержек во времени. Издержки монополиста могут быть больше либо меньше издержек конкурентной фирмы, на что влияют следующие обстоятельства: а)эффект масштаба; б)X-неэффективность; в) расходы на поддержание монополии; г) научно-технический прогресс.
11. В условиях чистой монополии суммарные излишки потребителя и производителя становятся меньше по сравнению с совершенной конкуренцией. Эта разница есть чистые потери для общества.
12. Монополист может увеличивать объемы реализации и свои прибыли за счет ценовой дискриминации, для которой необходимы следующие обстоятельства: 1) наличие возможности выделения сегментов рынка, где спрос на данный товар (услугу) имеет различную эластичность; 2) первоначальный покупатель товара (услуги) не может его перепродать.