Безопасность жизнедеятельности
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Охрана труда
Вредные и опасные факторы в машинном отделении
По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные.
Квредным относятся такие факторы, которые становятся в определенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности. При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности.
Опасными называют такие факторы, которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья.
В машинном отделении присутствуют следующие вредные и опасные факторы: физические, химические и психофизиологические.
Физические вредные и опасные факторы.В машинном отделении возможны следующие физические вредные и опасные факторы.
- Высокие уровни шума и вибрации;
- значительные тепловыделения, приводящие к повышению температуры воздуха;
- инфракрасное излучение от сильно нагретых поверхностей;
- недостаточная естественная и искусственная освещённость;
- возможность поражения током при различных ситуациях;
- неограждённые движущиеся части машин и механизмов;
- сильно нагретые и недостаточно изолированные части оборудования;
- взрывы в картерах двигателей;
- недостаточная ширина, высота и загромождённость проходов;
- крутые трапы недостаточной ширины без специальных площадок.
Химические вредные факторы.К химическим вредным факторам можно отнести опасность проникновения в организм человека токсических вредных веществ, например пары нефтепродуктов.
Психофизиологические вредные факторы.К психофизиологическим вредным факторам в машинном отделении можно отнести:
- физические перегрузки при некоторых работах;
- повышенное напряжение зрения и слуха в связи с неправильным расположением на нем приборов управления, неудачным выбором световой и звуковой сигнализации;
Нормативные документы
Вредные и опасные факторы в машинном отделении регулируются следующими нормативными документами:
- ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы.
- ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
- ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.
- ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.
- ГОСТ 12.1.047-85. Вибрация. Метод контроля на рабочих местах и в жилых помещениях морских и речных судов.
- ГОСТ 12.1.020-79. Шум. Метод контроля на морских и речных судах.
- ГОСТ 12.1.001-89 ССБТ. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряжённости и требования к проведению контроля на рабочих местах.
ГОСТ 12.1.045-84 ССБТ. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля.
ГОСТ 12.4.124-83 ССБТ. Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования.
ГОСТ 12.1.005-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.
Нормы по вредным факторам
Шум.В машинном отделении нормируемые параметры – это эквивалентные уровни звука в дБА и эквивалентные уровни звукового давления (дБ) в октавных полосах частот. ПС – предельный спектр уровней шума.
Допустимые параметры шума для речных судоввнутреннего и смешанного плавания | ||||||||
Таблица 5.1 | ||||||||
Уровни звукового давления (дБ) на средних частотах октавных полос, Гц | Уровень | |||||||
звука, | ||||||||
дБА | ||||||||
Машинное помещение (отделение)* : | ||||||||
Постоянная вахта (ПС 80) | ||||||||
Периодическое обслуживание (ПС 100) | ||||||||
Безвахтенное обслуживание (ПС 105) | ||||||||
Центральный пост управления ЦПУ (ПС 70) | ||||||||
Вибрация Предельно допустимые уровни вибрации (по ускорению) в помещениях | ||||||||
судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания Таблица 5.2 | ||||||||
Помещения | Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц | |||||||
Машинное отделение | ||||||||
Суда 1 и 2 группы (ПС 57) | ||||||||
Суда 3 группы (ПС 60) | ||||||||
Освещенность.В случае, если освещённость поверхности превышает нормативное значение, то она считается соответствующей норме. Таблица 5.3
Нормируемая освещённость Е (лк) на судах | |||||||||
Производствен- | Рабо- | Люминесцентные | Лампы | ||||||
ные помещения | чая | лампы | накаливания | ||||||
поверх- | Комбинирован- | Одно | Комбинирован- | Одно | |||||
ность | ное освещение | общее, | ное освещение | общее, | |||||
Общее + | Общее, | Еоб. | Общее + | Общее, | Еоб. | ||||
местное, | Екоб. | местное, | Екоб. | ||||||
Екоб. + | Екоб. + | ||||||||
Ем. | Ем. | ||||||||
Машинные отделения, | На палубе | Горизон- | |||||||
помещения вспомога- | тальная | ||||||||
тельных двигателей, | Шкалы | Вертикаль- | |||||||
распределительных | приборов | ная | |||||||
щитов, постов | Ступеньки | Горизон- | |||||||
управления. | трапов | тальная | |||||||
Шкалы при- | Вертикаль- | ||||||||
боров ГРЩ | ная | ||||||||
Микроклиматические условия.
Таблица 5.4
Назначение помещения | Холодный период года | Тёплый период года | ||||||
Темпера- | Скорость движения | Перепад между | Скорость движения | |||||
тура воз- | воздуха V, м/с | внутренней и наруж- | воздуха V, м/с | |||||
духа, tоС | ной температурой | |||||||
не больше | ||||||||
Жилые каюты | 19-21 | - | 0,15-0,5 | |||||
Рулевые рубки | 15-17 | 0,15-0,25 | 0,15-0,5 | |||||
Камбузы | 15-17 | 0,25-0,5 | 0,2-0,7 | |||||
Машинные | не ниже | - | 0,5-1,5 | |||||
отделения | 12оС | |||||||
Центральный пост | 19-21 | 0,15-0,5 | 0,3-0,8 | |||||
управления (ЦПУ) | ||||||||
Мастерские, | 15-17 | - | 0,5-1,0 | |||||
электростанции | ||||||||
Нормируемые значения показателей микроклимата в судовых помещениях,
оборудованных системами отопления и вентиляции.
Предельно допустимые концентрации пыли в воздухе рабочей зоны
Таблица 5.5
Пыли | ПДК, q мг/м3 | Класс опасности | ||||
Окиси алюминия (глинозём, электрокорунд) | ||||||
Кремнеземосодержащие | ||||||
Цемента, апатита, глины, нефелинового | ||||||
концентрата | ||||||
Каменного угля | ||||||
Чугуна | ||||||
Чугуна в смеси с электрокорундом | ||||||
Электрокорунда в смеси с легированными | ||||||
сталями | ||||||
Электрокорунд хромистый | ||||||
Известняк | ||||||
Кремния карбид (карборунд) | ||||||
Легированные стали и их смеси с алмазом | ||||||
Медно-никелевая руда | ||||||
Нефелин концентрат | ||||||
Мучная, хлопчатобумажная, древесная | ||||||
Асбест | ||||||
Кокс сланцевый |
Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных газообразных веществ и аэрозолей в воздухе рабочей зоны
Таблица 5.6
Вещество | ПДК, q мг/м3 | Класс опасности | ||||||
Ацетон | ||||||||
Аммиак | ||||||||
Бензин-растворитель | ||||||||
Бензин топливный | ||||||||
Бутилацетат | ||||||||
Ксилол, толуол | ||||||||
Озон | 0,1 | |||||||
Окись углерода | ||||||||
Ртуть (пары) аэрозоль | 0,01 | |||||||
Соляная кислота (пары) | ||||||||
Серная кислота (аэрозоль) | ||||||||
Сероводород | ||||||||
Спирт метиловый | ||||||||
Тетраэтилсвинец | 0,005 | |||||||
Окись железа с примесью окиси марганца | ||||||||
(аэрозоль) | ||||||||
Фенол | 0,3 | |||||||
Формальдегид | 0,5 | |||||||
Хлор | ||||||||
Циклогексанон | ||||||||
Расчёт внешнего шума судна
1. Общие сведения | |||||||
Внешний шум судна обусловлен шумом: | |||||||
газоотвода главных и вспомогательных двигателей; | |||||||
открытых световых люков машинного отделения; | |||||||
гидродинамических источников от носового и кормового | |||||||
бурунов. | |||||||
В качестве внешней шумовой характеристики судна принимается | |||||||
наибольшее значение уровня звука в дБА на расстоянии 25м от плос- | |||||||
кости борта. Уровень звука в дБА - это общий уровень шума откор- | |||||||
ректированный с учётом особенности восприятия человеком шума | |||||||
различных частот. Сложение уровней шума производится по правилу | |||||||
логарифмического суммирования. | |||||||
Уровень звука, создаваемый системой газоотвода двигателей, | |||||||
определяется по формуле: | |||||||
где | Lвых - | уровень звука у газоотводного коллектора, дБА; | |||||
Lгт - | затухание шума в газоотводном тракте, дБА; | ||||||
| затухание шума в заглушающих устройствах, дБА; | ||||||
в - | расстояние от выхода газоотвода до борта, дБА. | ||||||
Уровень звука на срезе шахты одного светового люка | |||||||
определяется по формуле: | |||||||
где | LpA - | уровень звуковой мощности двигателя, дБА; | |||||
n - | количество двигателей; | ||||||
Lп - | затухание звука в машинном отделении, дБА; | ||||||
Lзк - | эффективность звукопоглощения, дБА; | ||||||
Lшс - | затухание звука в шахте машинного отделения, дБА; | ||||||
Уровни звука от кормового и носового буруна определяются: | |||||||
| ширина судна(м) и скорость движения(км/ч). | ||||||
2. Программа расчёта внешнего шума судна | Р33ЛТ | ||||||
СЭУ с дизель-генераторами | |||||||
2.1. Исходные данные | |||||||
Мощность главной энергетической установки, кВт | |||||||
Скорость движения судна, км/ч | 20,5 | ||||||
Ширина судна, м | 8,4 | ||||||
Длина судна, м | 34,3 | ||||||
Расстояние от кормы до центра машинного отделения, м | 8,8 | ||||||
Характеристики главных двигателей: | |||||||
марка двигателя | 8NVD36U | ||||||
мощность двигателя, кВт | |||||||
число оборотов, об/мин | |||||||
диаметр цилиндра, м | 0,24 | ||||||
число цилиндров | |||||||
коэффициент тактности | 0,5 | ||||||
диаметр выпускного трубопровода у дизеля, м | 1,1 | ||||||
диаметр трубопровода в фальш-трубе, м | 1,2 | ||||||
поправка на наличие наддува | |||||||
количество двигателей | |||||||
расстояние от выходного коллектора до среза | |||||||
выхлопной трубы, м | 8,6 | ||||||
количество поворотов на этом участке | |||||||
расстояние от выхода газоотводного тракта | |||||||
до борта судна, м | 6,2 | ||||||
суммарное затухание шума в заглушающих | |||||||
устройствах(табл. 1, Лист3), дБА | |||||||
Характеристики дизель-генераторов: | |||||||
марка двигателя | 6Ч12/14 | ||||||
мощность двигателя, кВт | |||||||
число оборотов, об/мин | |||||||
диаметр цилиндра, м | 0,12 | ||||||
число цилиндров | |||||||
коэффициент тактности | 0,5 | ||||||
диаметр выпускного трубопровода у дизеля, м | 0,9 | ||||||
диаметр трубопровода в фальш-трубе, м | |||||||
поправка на наличие наддува | |||||||
количество работающих дизель-генераторов | |||||||
расстояние от выходного коллектора до среза | |||||||
выхлопной трубы, м | 6,4 | ||||||
количество поворотов на этом участке | |||||||
расстояние от выхода газоотводного тракта | |||||||
до борта судна, м | 4,3 | ||||||
суммарное затухание шума в заглушающих | |||||||
устройствах(табл. 1, Лист3), дБА | |||||||
поправка, учитывающая расположение дизель-генераторов; 1 | |||||||
Полная площадь ограждений машинного отделения, м2 | |||||||
Расстояние от светового люка до борта, м | |||||||
Количество световых люков на одном борту | |||||||
Площадь проёма светового люка, м2 | 0,75 | ||||||
Высота шахты машинного отделения, м | |||||||
2.2. Расчёт максимальных характеристик внешнего шума судна | |||||||
2.2.1. Составляющие внешнего шума судна на расстоянии 25м | |||||||
Уровень звука от газоотвода главных двигателей, дБА | 37,7 | ||||||
Уровень звука от газоотвода дизель-генераторов, дБА | 41,5 | ||||||
Уровень звука, создаваемый открытыми на один борт | |||||||
световыми люками машинного отделения: | |||||||
уровень звука от главных двигателей, дБА | 53,0 | ||||||
уровень звука от дизель-генераторов, дБА | 45,8 | ||||||
Уровень звука от кормового буруна на расстоянии | |||||||
25м от борта судна, дБА | 66,1 | ||||||
Длина кормового буруна, м | 17,1 | ||||||
Уровень звука от носового буруна на расстоянии | |||||||
25м от борта судна, дБА | 67,6 | ||||||
2.2.2. Суммарные уровни звука с учётом затухания шума от | |||||||
кормового и носового бурунов до района машинного отделения | |||||||
Уровень звука от газоотвода двигателей, дБА | 43,0 | ||||||
Уровень звука от световых люков, дБА | 53,8 | ||||||
Уровень звука от кормового буруна, дБА | 65,2 | ||||||
Уровень звука от носового буруна, дБА | 65,2 | ||||||
Суммарный уровень внешнего шума судна, дБА | 68,4 | ||||||
Допустимый уровень внешнего шума дБА | |||||||
Превышение уровня звука над нормой, дБА | -6,6 |
ВЫВОДЫ:
Одним из основных источников шума, излучаемого судном, являются открытые световые люки шахт МО. При расчете уровня звука предполагается, что в МО, имеющем шахту, расположены только главные двигатели и дизель-генераторы. Шумом остальных механизмов пренебрегают как незначительным по сравнению с уровнем звуковой мощности главных и вспомогательных двигателей.
Защита от ЧС
Рекомендации по предотвращению пожара на судне.
Для предотвращения пожара на судне проводятся пожарно-технические обследования (ПТО).
Организация и проведение пожарно-технических обследований судов осуще-ствляется на основании анализа оперативной обстановки и планирования службами Капитана порта, подразделениями морской безопасности.
ПТО судов подразделяются на следующие виды: детальные; контрольные; внеочередные и повторные проверки.
Детальные пожарно-технические обследования судов проводятся специали-стами подразделений морской безопасности совместно с Инспекцией государст- венного надзора порта (ИГНЛ), не реже одного раза в год, в период нахождения судна в Российском порту, с участием представителя судовой администрации, от- вечающего за пожарную безопасность.
При проведении детального ПТО должностные лица осуществляют контроль за:
а) соблюдением требований и норм пожарной безопасности, а также выполнение предыдущих актов ИГНП, актов пожарно-технических обследований и проверок судна (для судов река-море – актов речной пожарной инспекцией государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства);
б) наличием, состоянием, действием систем и средств противопожарной защиты судов, их соответствие требованиям Международных соглашений и конвенций по охране человеческой жизни на море, Правилам классификации и постройки судов Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС, регламентное обслуживание, освидетельствование), наличием сертификатов на первичные средства пожаротушения, оборудование и снабжение от предприятий, имеющих на данный вид противопожарных услуг лицензии Государственной противопожарной службыМВД РФ, а также свидетельства о признании РМРС;
в) ведением судовой документации по организации и обеспечению про-тивопожарного режима, соблюдением процедур свидетельства управления безопасности судна, в части организации пожарной вахты, готовностью аварийных партий и групп, содержанию, обслуживанию и ремонту противопожарного снабжения, систем и средств противопожарной защиты по заведованию;
г) осуществлением мер по обеспечению пожарной безопасности в различных режимах эксплуатации судна;
д) проведением профилактической работы, противопожарной пропаганды, обучения и инструктажей судовых экипажей, пассажиров о мерах пожарной безопасности.
Результаты детального обследования судов оформляются письменно актом по форме «Акт пожарно-технического обследования судна», с использованием кодовой системы базы данных (БД FSC-RU).
На основании акта ПТО инспекция государственного надзора порта принимает решение на выход судна из порта.
При проведении контрольных ПТО производится проверка устранения нарушений, выявленных при проведении последнего детального ПТО и (или) нарушений, выявленных при проведении предшествующих внеочередных проверок.
При проведении контрольного ПТО должностные лица осуществляют:
а) наружный осмотр и проверку исправности систем и средств противопожарной защиты судна;
б) проверку наличия соответствующей судовой документации, записей в ней о проведении экипажем или компетентными органами, в установленные сроки, определенных видов проверок, обслуживания и ремонта оборудования, обучения экипажа;
в) проверку соблюдения противопожарного режима в судовых помещениях, на палубах и содержание установленного на них оборудования;
г) проверку соответствия фактического количества первичных средств пожаротушения, противопожарного снабжения нормам, установленным для данного судна;
д) проверку соответствия количества членов экипажа обученных правилам работы в изолирующих дыхательных аппаратах, имеющих практические навыки по привидению в действие стационарных систем пожаротушения;
е) проверку знаний вахтенной службы своих служебных обязанностей по стояночному расписанию, по борьбе с пожаром.
Более расширенные методы проверки могут быть использованы в случае возникновения у проверяющего сомнений в исправности оборудования и готовности экипажа к тушению пожара.
Результаты контрольного ПТО судна должны оформляться соответствующим актом, аналогично порядку оформления результатов детального ПТО, с указанием срока очередного обследования и соответствующего заключения.
Внеочередные обследования судов проводятся специалистами подразделений морской безопасности, самостоятельно или совместно с ИГНП, неоднократно (в любое время суток) в период стоянки и исходя из оперативной обстановки на судах и в порту, а также в целях проведения обследования судов при расследовании аварийных и чрезвычайных ситуаций.
Повторный обследования- проводятся специалистами подразделений морской безопасности самостоятельно или совместно с ИГНП по заявке капитана судна (агента, судовладельца) после устранения замечаний, указанных в акте ПТО, выявленных в ходе обследования и отмеченных для устранения до оформления отхода судна.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Охрана труда