Прибыль и предпринимательский риск
В условиях рыночных отношений использование показателя прибыли при оценке эффективности хозяйственной деятельности предприятия объясняется следующими причинами. Во-первых, прибыль является основным источником жизнеспособности предприятия. Во-вторых, прибыль как стоимость прибавочного продукта создается за счет хорошо организованной взаимосвязи и взаимодействия всех подразделений предприятия.
Величина прибыли зависит от труда основных производственных рабочих, а ее прирост – от сокращения текущих затрат вследствие повышения технической вооруженности промышленного предприятия, совершенствования структуры парка основного технологического оборудования в целях повышения доли прогрессивного оборудования и сокращения среднего возраста единицы установленного оборудования.
Между тем прибыль как абсолютная величина не полностью отражает деятельность предприятия, связанную с производством и реализацией продукции, поскольку на нее оказывают влияние две группы факторов: факторы, зависящие от деятельности предприятия (формирование себестоимости и плановой цены, конкурентоспособность продукции и уровень организации производства, производительность труда и рациональное использование материальных и энергетических ресурсов и т. п.); факторы, не зависящие от возможностей предприятия (уровень цен на используемые в производстве ресурсы и сырье, предложения на рынке, сокращение числа конкурентов и появление рыночных ниш и т. п.). Поэтому прирост прибыли обеспечивается при определенной вероятности риска. Риск и прирост прибыли, а также прибыль вообще – это объективные условия товарного производства, т. е. рыночных отношений, которые тесно связаны между собой неопределенностью.
Для товаропроизводителя наиболее высокая степень вероятности приходится на риск возникновения потерь, что является следствием частых отклонений в сопряженности спроса и предложения, т. е. запланированного изменения коэффициента ценовой эластичности спроса и предложения.
Например, при отсутствии достаточно объективной информации об экономической ситуации на рынке товаров производитель может пойти на расширение производства и увеличение объема какой-то номенклатуры товара, что связано с определенной вероятностью риска. Если рынок к моменту появления дополнительного объема товара будет достаточно насыщен аналогичной продукцией, то возникнет перенасыщение (избыток) товаров, что приведет к сокращению объема реализации или снижению цен и, как следствие, возникновению потерь. Если на рынке наблюдается дефицит, тогда товаропроизводителя ждет финансовый успех.
Таким образом, проблема риска в условиях рыночных отношений относится к одной из важнейших, особенно если все экономические процессы хозяйственной деятельности промышленного предприятия протекают в условиях нестабильности.
Риск может возникать в результате увеличения объема производства, повышения ставки налога, изменения стоимости основных производственных фондов и оборотных средств.
Предпринимательский риск – это вероятностная оценка возможности возникновения потерь в деятельности промышленного предприятия. В экономической литературе выделяются три степени риска.
Допустимый риск возникает, когда потери от риска не превышают запланированной прибыли предприятия.
Критический риск отражает потери, величина которых превышает плановую прибыль.
Катастрофический риск – экономическая ситуация, когда потери от риска превышают плановую прибыль, а товаропроизводитель должен реализовывать активы предприятия для возмещения убытков. Данная степень риска является условием или причиной банкротства предприятия.
Степень риска может быть определена как отношение, где в числителе – чистая прибыль, а в знаменателе – коэффициент дисконтирования, скорректированный на временной интервал.
Каждое предприятие имеет определенные показатели риска, которые устанавливаются экспертным путем, например, объем товарной и реализованной продукции, текущие издержки производства, процентная ставка кредита.
Влияние каждого из показателей риска оценивается с помощью коэффициента чувствительности, который показывает, на сколько процентов изменится величина прибыли в отчетном году по сравнению с плановым при изменении значения одного из показателей риска на один процент при постоянном значении других показателей. Чем больше коэффициент чувствительности по данному показателю риска, тем сильнее его влияние на величину прибыли.